Рижская дума хочет уничтожить русскую школу ради латышских детей
Андрей Солопенко
Русская частная школа «Эврика» работает уже 26 лет и считается одним из лучших учебных заведений Риги. Однако не исключено, что нынешний год для нее может оказаться последним, так как Рижская дума решила прервать договор аренды и отобрать помещение, в котором находится школа, для латышского детского сада. Своим мнением о том, с чем связано подобное решение и чем оно может обернуться для школы, с порталом RuBaltic.Ru поделился учредитель «Эврики», доктор педагогики Яков ПЛИНЕР.
— Г-н Плинер, Вы являетесь учредителем частной школы «Эврика», которой уже 26 лет. Скажите, как так получилось, что Вы решили открыть частную школу?
— В далеком 1993 году ко мне обратилась группа родителей, занимавшихся бизнесом, с предложением сделать хорошую школу для своих и других детей. Эта мысль показалась мне интересной, и я решил полностью посвятить себя ее реализации.
Вместе с родителями мы стали искать здание и нашли детский садик Латвийского пароходства. Мы заключили с пароходством договор аренды, а когда оно передало здание Рижской думе, начали платить аренду уже ей, и вот уже 26 лет, как в этих стенах обитает русская частная средняя школа «Эврика».
За это время 311 человек закончили основную школу и 202 ученика — среднюю. Мы начинали как растущее учебное заведение, с первого по третий класс, и каждый год прибавляли по одному классу.
Первый выпуск основной школы был в 2000 году, а средней школы — в 2003. Все наши выпускники без проблем сдают централизованные экзамены, а также успешно учатся и заканчивают латвийские, российские и многие другие зарубежные вузы.
Первые выпускники уже стали приводить в школу своих детей, и это говорит о качестве предоставляемого образования, ведь в плохую школу детей никто бы не приводил. Кроме того, при школе работает семь групп детского сада, в них ходят 103 ребенка.
— Об уровне школы также наглядно говорит тот факт, что она успешно прошла все необходимые аккредитации?
— Да, школа прошла пять аккредитаций на высший балл, определенный Министерством образования, и на максимальный срок. Правда, в октябре 2017 года над школой «сгустились тучи», и тогда мы впервые не прошли аккредитацию, причем, я считаю, по политическим причинам.
Нас обвинили в недостаточной латышскости и в том, что не все учителя хорошо владеют этим языком.
Но на тот момент статья 9 Закона об образовании гласила, что в Латвии гарантируется обучение на государственном, то есть латышском языке, а обучение на других языках допускается в частных учебных заведениях. То есть наша школа действовала в рамках закона.
У нас латышский язык использовался в той степени, в которой это не мешало качеству образования детей. В то же время проверяющие ссылались на правила Кабинета министров, где ничего не было сказано про частные школы, и на этом основании пытались не продлить нам аккредитацию. Интересно, что в тот момент от просветительского фонда Draudzīgais aicinājums («Дружественный призыв») мы получили почетные грамоты и две «совы» — символы мудрости: «За рост качества знаний» и «За успехи в изучении математики», а также были отмечены в Книге почета, где значится, что мы входим в десятку лучших средних школ Латвии. Все это показывает, что наша школа действительно дает качественные знания.
Я как бывший депутат Сейма трех созывов доказывал проверяющим, что закон выше подзаконных актов, а Закон об образовании школа не нарушила. Мы обратились в суд, и он не нашел нарушений.
На мой взгляд, наши аргументы были намного сильнее аргументов Министерства образования, и я думаю, что суд просто встал на их сторону. Правда, нам позволили пройти аккредитацию повторно, и мы ее успешно прошли. Сейчас школа аккредитована до 2024 года и имеет право работать, так что существенных претензий по качеству образования со стороны Минобра к нашей школе нет.
— Однако Рижская дума отказывается продлевать со школой договор аренды. Скажите, как она это мотивирует?
— Да, к сожалению, это так, несмотря на то, что мы все время исправно платили за здание, а также силами родителей сделали в нем ремонт, не взяв на это у самоуправления ни цента.
Дума обосновывает свое решение тем, что для латышских детей не хватает мест в детском садике, и потому необходимо реновировать это здание и с 1 сентября 2020 года разместить в нем латышский детский сад на 200 мест.
Однако, на мой взгляд, решать проблемы одной группы детей за счет другой просто аморально и безнравственно. Кроме того, я считаю, что это также и бесхозяйственно. Ведь вследствие оптимизации сети школ в Риге за последние 10 лет многие школьные здания являются свободными, и можно было, никого не выгоняя, просто реновировать под детский сад одно из этих помещений.
Наша школа располагается на улице Апузес, в доме 74, а рядом с ней по адресу улица Апузес, дом 66 находится здание латышского детского сада. Рижская дума полностью реновировала это здание и перевела в него из соседней латышской школы начальные классы. Но сейчас детей меньше, здание школы не переполнено.
Поэтому я думаю, что намного дешевле и эффективнее было бы перевести детей начальных классов из нынешнего здания детского сада в находящуюся через дорогу школу, куда эти дети и так пойдут после 4 класса.
Освободившееся здание детского садика можно было бы отдать под детский сад уже с 1 сентября 2019 года, так как реновацию в нем проводить не нужно. Я предлагал исполняющему обязанности мэра Олегу Бурову оценить мое предложение, но получил ответ, что такой вопрос не рассматривается.
— А почему, на Ваш взгляд, Рижская дума не пошла Вам навстречу? Может быть, если не удалось лишить школу аккредитации, власти нашли другой способ ее уничтожения?
— Честно скажу: я не думаю, что существует тайный сговор между Министерством и думой, что не мытьем, так катаньем школу надо закрыть. Все же многое говорит об обратном. На мой взгляд, причина здесь более прозаичная. Скандалы в «Ригас сатиксме» или в предприятии Рижского домоуправления, где были заведены уголовные дела за незаконное использование средств, явно свидетельствуют о возможности коррупции в Рижской думе. Так что я не исключаю возможность получения «отката» и в связи с реновацией нашего задания, из-за чего дума так стремится выселить школу из нынешних помещений.
— Известно, что школе взамен было предложено несколько других зданий на выбор, но Вы отказались. Почему?
— Рижская дума предлагала нам здание бывшей 24-й основной школы, но оно находится на другом конце города. Наши ученики в основном живут в близлежащих микрорайонах Золитуде и Иманта, и родители сказали, что поездка с ребенком по утренним пробкам на другой конец города займет больше часа, как и обратная дорога. Поэтому большинство родителей от этого здания отказались.
Кроме этого, нам предлагали другое здание, где 40 лет не было ремонта. Он обошелся бы школе в сумму до 300 тысяч евро, которых у нас нет, поэтому от этого здания нам также пришлось отказаться.
Вообще, мы просмотрели 10 зданий. Подходящим нашли одно, которое принадлежит Латвийскому университету. Оно пятиэтажное, сейчас сдается в аренду, и я надеюсь, что мы сможем разместиться на двух этажах. В ближайшее время состоится показ этого здания родителям, и в зависимости от их ответа на вопрос, готовы ли они возить туда своих детей, мы будем принимать решение.
Правда, существует большая вероятность, что школа прекратит свое существование, ведь, как вы знаете, любой переезд — это очень большие сложности. Но есть такое латинское выражение: «Пока дышу, надеюсь», и я постараюсь сделать все, что в моих силах, чтобы сохранить школу, несмотря на все противодействия Рижской думы.