Начиная со второй половины 40‑х годов, когда послевоенная Польша вместе с другими странами Центральной и Восточной Европы взяла курс на строительство социализма под бдительным руководством московских партийных лидеров, ее, в частности культурная, жизнь была неразрывно связана с таковой в СССР. Архитектура, как один из самых наглядных и долговечных видов искусства, говорит об этом контекстуальном единстве предельно ясно.
Стоит ли упоминать, что Польша катастрофически пострадала во время войны, когда почти половина ее культурно-исторического наследия была уничтожена, а в таких городах, как Варшава, Гданьск, Вроцлав, Познань, Щецин, Эльблонг и другие, пострадало до 90% старинной застройки в центральных районах. Это не говоря уж о плачевном состоянии промышленных предприятий, путей сообщения, включая мосты, и прочей инфраструктуры. Одним словом, Польше предстояло превратиться в одну большую стройку на долгие годы.
И первым делом поднять из руин предстояло Варшаву, которой, согласно Генплану, была уготована роль главного административного и культурного центра Польши, одного из ведущих промышленных и транспортных узлов.
План реконструкции Варшавы охватывал целую шестилетку с 1950 до 1955 года, предполагая по ее завершении продолжение работ в заданном направлении вплоть до середины 60‑х годов.
Одним из первых представителей новой польской архитектуры стало здание Главного статистического управления в Варшаве, которое проектировал именитый архитектор Ромуальд Гутт. Для его построек, в которых преобладали черты функционализма, были характерны трехмерные фасады с выступающими элементами, и этот проект не только не стал исключением, но, скорее, оказался квинтэссенцией его авторского стиля.
Только с высоты птичьего полета можно в полной мере оценить всю необычность замысла и масштабность осуществленных работ. Так здание Главного статистического управления выглядело сразу после завершения строительных работ в 1954 году. Всего же понадобилось шесть лет, чтобы возвести это необычное сооружение.
На несколько лет позже появился Дом крестьянина, построенный по проекту Богдана Пневского в 1957–1961 годах.
Это здание стало первым примером удачного сочетания строгой простоты функционализма и элементов ордерной архитектуры.
Одной из отличительных черт его внутреннего оформления были мозаичные картины в помещениях первого этажа.
Практически ровесником вышеназванных зданий является и чемпион по высоте не только в Варшаве, но и во всей Польше — Дворец культуры и науки.
Появившийся в центре города в 1955 году брат-близнец знаменитых «сталинских высоток» был спроектирован одним из популярнейших в ту пору архитекторов СССР, апологетом «советского ампира» и лауреатом Сталинской премии Львом Рудневым.
В этом конкретном случае зодчий успешно сочетал в проекте свой излюбленный неоклассицизм с аутентичными архитектурными мотивами, именуемыми «польским историзмом». Здание Дворца культуры и науки имени Сталина, как оно именовалось в ту пору, было своеобразным даром Польше от правительства Советского Союза.
Не только польская столица, конечно, прирастала в эти годы интересными архитектурными сооружениями. Ярким примером может служить здание Высшего сельскохозяйственного училища, построенное в Кракове архитектором С. Ющиком в 1963 году. Проект в основном создан в стиле характерного для советского зодчества конструктивизма с привнесением некоторых присущих именно польской архитектуре черт.
В настоящее время это учебное заведение носит название Сельскохозяйственный университет имени Гуго Коллонтая и ежегодно подготавливает студентов со всей Польши по пятидесяти специальностям на семи факультетах.
Не столь масштабным, но тоже весьма любопытным с архитектурной точки зрения можно назвать кинотеатр «Космос» в Щецине, спроектированный в конце 50‑х годов польским зодчим Анджеем Коженевским.
Относящийся скорее к монументализму, кинотеатр не поражает размерами, но внушает почтение строгим и лаконичным абрисом, суровой геометрией фасада, а стены кажутся ничуть не тоньше, чем у средневекового романского замка, и крошечные окна-бойницы только усиливают этот эффект.
В прошлом году кинотеатр, действовавший на протяжении всех этих лет, закрыли на реконструкцию, которая не должна значительно затронуть внешний вид здания, так как оно признано памятником архитектуры.
60‑е годы открывают в Польше десятилетие, которое можно было бы окрестить «десятилетием оригинальной архитектуры». «Первые ласточки» появились, впрочем, еще раньше.
Первым образчиком «космических» построек в социалистической Польше стал универмаг «Кругляк» в Познани, построенный в 1955 году и до сих пор удерживающий звание первого и единственного идеально круглого — а точнее, цилиндрического — здания подобного назначения во всей Европе.
Сейчас там, помимо торговых площадей, располагается множество офисов, а также заведения общественного питания и развлекательные площадки.
Еще один «межзвездный лайнер» приземлился на набережной Кракова по воле архитектора Януша Ингардена и притворился гостиницей, которая получила название «Форум» и множество хвалебных отзывов об оригинальном фасаде и удачном расположении.
И — как тут не поверить в роковую силу «чертовой дюжины» — здание просуществовало в качестве гостиницы только следующие тринадцать лет! В 2002 году ее этажи опустели, и сейчас большинство из них простаивает, за исключением помещения на первом этаже, где теплится жизнь в небольшом анеграундовом кафе.
Но самым «неземным» стал, конечно, стадион «Блюдце» (по-польски Spodek) в Катовице, прославившийся именно своей нестандартной формой.
Спроектировали эту «летающую тарелочку» Мацей Гинтовт и Мацей Красинский, но одного проекта было мало, пришлось преодолеть значительные трудности, прежде чем строительство стало возможным.
Например, сырую и зыбкую почву под будущим символом города укрепляли с помощью тридцати тысяч тонн грунта, перевезенных сюда из других мест и распределенных на площади в девять гектаров — именно столько места планировалось отвести под сооружение. Но в конце концов стадион с помпой отпраздновал свой день рождения в 1971 году. Ведет активную жизнь он и поныне, являясь площадкой не только для спортивных мероприятий, но и для концертов и даже турниров по компьютерным играм.
В заключение хочется добавить, что оригинальной архитектурой в Польше отличаются не только общественные заведения и административные здания — есть и представители «малых сих», то есть обычных жилых многоквартирных домов.
Таков и первый польский «небоскреб» с подобием корабельной палубы у вершины, выросший в 60‑е годы по воле архитекторов Яна Богуславского и Богдана Гневевского в Варшаве, на пустыре, оставшемся после войны. Двухэтажная «палуба» ранее вмещала кафе, которое теперь не функционирует, а в доме по-прежнему живут люди.
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии