Они умеют побеждать вирусы: Институт микробиологии советской и современной Латвии
Александр Филей
В борьбе с распространением коронавируса COVID-19 важнейшую роль играют национальные школы вирусологии и иммунологии. Одной из мощнейших таких школ была советская школа, наследие которой сегодня позволяет России и другим постсоветским республикам заметно успешнее многих других государств бороться с коронавирусной инфекцией. Используют советские наработки и в Прибалтике: доставшийся Латвии в наследство от СССР Институт микробиологии сейчас занимается разработкой и апробацией методики лечения COVID-19.
В Латвийской ССР находились крупные научно-исследовательские комплексы по изучению вопросов вирусологии и иммунологии. Их работу и высокий результат обеспечивали специалисты из Латвии и всего Советского Союза. Одно из первых мест среди союзных научно-исследовательских центров занимал Институт микробиологии Академии наук Латвийской ССР имени Августа Мартыновича Кирхенштейна. Здесь разрабатывали новые вакцины и сыворотки. Институт решал важные задачи лечебно-практической направленности.
Долголетняя плодотворная деятельность местных пульмонологов привела к тому, что к концу 1980-х годов в Латвии отрасль пневмологии достигла высочайшего уровня развития.
Институт микробиологии (ИМ) возник в 1946 году на базе Серологической станции Латвийского государственного университета, бессменным основателем (в 1923 году) и руководителем которого был сам Август Кирхенштейн. Основная практико-экспериментальная база института располагалась в удаленном от центра Риги микрорайоне Клейсти. Постепенно росло и количество профильных лабораторий при институте, к 1985 году достигнув шестнадцати.
Успешно и бесперебойно функционировал аффилированный с институтом Экспериментальный завод биохимических препаратов (до 1966 года — Рижский завод лимонной кислоты). Основной сферой научных интересов сотрудников ИМ был анализ процесса взаимодействия макроорганизмов (человека, животных, растений) и микроорганизмов (вирусов, бактерий) в конкретных условиях внешней среды.
Много внимания академические работники уделяли исследованиям в области эпифитной микрофлоры растений — изучению микроорганизмов, которые живут на поверхности растений и не проникают в ткани, не причиняя им вреда. Такая практика работы с лечебными растениями впоследствии привела к разработке новых медицинских препаратов.
Большую практическую роль имело изучение взаимоотношений вируса и клетки — вечная проблема, занимающая умы вирусологов, иммунологов и эпидемиологов всего мира.
Институт в 1940–1950-е годы воспитал выдающееся поколение замечательных ученых-исследователей, решавших значимые проблемы антивирусной терапии. Например, вирусолог Муза Константиновна Индулен исследовала механизмы противовирусного действия производных адамантана, а также подробно и обстоятельно изучила различные аспекты преодоления устойчивости вирусов к химиопрепаратам.
С 1962 года директором ИМ сделалась Рита Александровна Кукайн, одним из первых решений которой стала организация при институте лаборатории интеграционной вирусологии. В 1961 году она защитила докторскую диссертацию по профилактике и методике лечения полиомиелита, ставшего реальной угрозой детскому здоровью и жизни во всем мире в середине 1950-х годов.
Рита Кукайн много усилий приложила для создания живой вакцины против этого инфекционного заболевания.
Первым создателем эффективной вакцины против полиомиелита был американский специалист Альберт Сейбин. Его разработки благодаря политико-дипломатическому влиянию Анастаса Микояна в условиях холодной войны удалось официально переправить в СССР. Препарат Сейбина опробовал выдающийся советский вирусолог Анатолий Александрович Смородинцев (на собственной внучке Елене), после чего началось массовое вакцинирование населения.
Рита Кукайн продолжила традиции борьбы с полиомиелитом уже в Латвийской ССР, возглавив ряд исследований по эффективности прививок против полиомиелита. Она же в дальнейшем работала над разработкой технологии промышленного синтеза лизина — незаменимой аминокислоты.
Технология была успешно опробована на опытном биохимическом заводе в городе Ливаны (Латгалия), открывшемся в 1965 году.
Группа исследователей во главе с Ритой Кукайн открыли возбудителя лейкоза, распространенного среди коров бурой латвийской породы, предотвратив масштабную эпизоотию крупного рогатого скота. Вскоре под руководством Риты Кукайн была разработана и внедрена противолейкозная вакцина.
Опираясь на предположение великого советского вирусолога Льва Зильбера о вирусной этиологии ряда злокачественных новообразований, Рита Кукайн в Латвийской ССР успешно продолжала экспериментальные исследования в области разработки вакцин против вирусных разновидностей онкологических болезней.
Несколько фундаментальных работ Кукайн посвятила проблеме взаимодействия вируса и клетки, а также способам активизации естественных механизмов защиты против вирусной инфекции. Ежегодно в Латвии в советское время выходил научно-популярный обзор «Взаимоотношение вирусов и клетки», редактором которого являлась Рита Кукайн.
1960-е годы стали периодом становления и расцвета латвийской советской вирусологии и иммунологии.
Сотрудники ИМ одними из первых приступили к изучению циркуляции и свойств энтеровирусов (вирусов, которые репродуцируются в желудочно-кишечном тракте). Были исследованы онкотропизм энтеровирусов и их иммуностимулирующая роль. Тогда же в ИМ были получены клоны гибридных клеток, которые продуцируют антитела против вируса гепатита B.
В результате экспериментального изучения противовирусных веществ совместно с Институтом оргсинтеза была разработана оригинальная методика синтезирования противогриппозного препарата римантадин (разработчики Янис Полис и Илзе Граве, 1964–1969 годы), который успешно противодействовал распространению заболевания. Несмотря на то, что в настоящий момент вирусы A(H3N2) и A(H1N1) устойчивы к действию препарата и его назначение более не рекомендуется, латвийские специалисты в свое время вошли в историю отечественной вирусологии.
Жизнь Института микробиологии продолжилась и после провозглашения независимости Латвии. 17 августа 1993 года в результате собрания научного совета его переименовали в Институт микробиологии и вирусологии.
Институт был и остается гордостью современной Латвии.
В настоящий момент он продолжает научно-экспериментальное изучение методик лечения злокачественных образований на ранних стадиях, проводит структурные и биомеханические исследования с целью разработки алгоритмов диагностики и лечения различных заболеваний, а также работает над стратегией предотвращения биологического старения организма.
В сфере научных интересов института находятся разработка и апробация методики лечения коронавирусной инфекции COVID-19.