Учитель истории: белорусские учебники учат миру и диалогу между народами
Вера Александрова
Образование граждан является делом государственной и даже жизненной необходимости. Школьный курс истории играет значительную роль в этом деле. Достаточно вспомнить непрекращающиеся споры чиновников о том, чему должны учить на уроках истории, что писать в учебниках. Как изменились белорусские учебники истории за последние четверть века и почему Беларусь является уникальным для постсоветского пространства примером государства с «бесконфликтным прошлым», аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал магистр политических наук, исследователь в области политических наук, учитель истории из Минска Игорь ПОНЯТОВСКИЙ:
— Г‑н Понятовский, как за постсоветское время изменились учебники истории в Беларуси?
— Изменения, конечно, есть, и не всегда в лучшую сторону. Сегодня качество наших учебников ниже, чем было у советских. Мы это осознаём. Неоднократно эту проблему на самом высоком уровне обозначал президент Александр Лукашенко. Наши современные учебники упростились.
Самое главное, что уровень методической грамотности, уровень научного подхода сегодня ниже, чем был в советское время. Наличие интернета и огромного количества материала в открытом доступе играет свою роль. Эта информация не всегда проверяется современными учеными и даже может попасть в учебник. Наш президент вполне конкретно и четко ставит задачу улучшения качества учебников.
— Какие шаги предпринимаются на пути улучшения качества учебников?
— Во-первых, с определенной периодичностью появляются новые учебники, дорабатываются старые. Насколько я могу судить, теперь поручается написание учебников для разных классов разным отделам в Академии наук, разным ученым. Появилось предложение доверить написание школьных учебников учителям. Не знаю, будет ли это реализовано, но такая идея есть. Предполагается, что выберут опытных учителей, которые используют свои знания, навыки и понимание существующей проблемы.
Сегодня учебники пишут научные сотрудники, но не каждый научный сотрудник, даже преподающий в вузе, до конца осознаёт, кто такой ребенок, особенно пятиклассник, шестиклассник и даже десятиклассник.
Мы ведь понимаем, что разница между студентами и школьниками присутствует. Учебник должен быть ориентирован на ребенка. Поэтому, возможно, написание учебника будет доверено наиболее опытным школьным специалистам. По крайней мере, такое предложение прозвучало из уст президента.
— Что сегодня из себя представляет курс истории в белорусских школах? На каких исторических событиях делается акцент?
— Разница между курсом всемирной истории и истории Беларуси довольно серьезная. Курс всемирной истории в Беларуси в чём-то перекликается с российской программой, но некоторые оценки исторических событий могут разниться. На мой взгляд, самым большим недостатком курса всемирной истории является перенасыщенность фактами.
Возможно, много фактов — это хорошо, потому что ученик может это всё попытаться запомнить и проанализировать. Но, на мой взгляд, если идти к более идеальному учебнику, то по возможности нужно уменьшать количество фактов, дат и двигаться в сторону описания самих событий.
Сегодня в учебниках настолько много дат и деталей, которые дети и даже десятиклассники, одиннадцатиклассники, с которыми я работаю, не до конца могут понять и осознать, если им не объяснить.
Если оставить ребенка наедине с учебником, то он придет с очень большим количеством вопросов, ответы на которые он не сможет ни получить у родителей, ни найти сам. Поэтому роль учителя здесь, конечно, возрастает.
Что касается курса истории Беларуси, то ситуация прямо противоположная. Учебник в целом написан достойно. Здесь обратная проблема: дат и событий относительно немного, они выделяются в отдельные темы, выходит очень подробно. На мой взгляд, лучше было бы, наоборот, их укрупнять, объединять.
Понятно, что тема Великой Отечественной войны — это важнейшая и святая тема. Но мне кажется, что можно было бы не так детально ее изучать. Хотя, может, я ошибаюсь. С другой стороны, правильное воспитание молодежи в Беларуси (а на мой взгляд, оно правильное), может быть, как раз и возможно благодаря такому детальному изучению и Великой Отечественной войны, и событий Второй мировой.
— А какое внимание уделяется истории Великого княжества Литовского?
— Конечно эта тема присутствует, она очень важна для нас. Это вопросы и экзаменационных билетов, и учебника. Вообще достаточно внимания уделяем ВКЛ.
— Преподавание истории на белорусском языке: насколько это перспективно и востребовано среди учеников?
— Поскольку у нас в стране два государственных языка, то каждый ученик совместно с родителями может определиться, на каком языке изучать историю Беларуси. Конечно, есть ряд учеников, для которых важно учить историю на белорусском. Если такие ученики появляются, то надо исходить из интереса учеников и их родителей. У нас есть выбор — в зависимости от заинтересованности обучающихся.
В моей практике встречались оба варианта. Если разговаривать детально с каждым из этих учеников, то у всех будет разный ответ, почему они выбирают изучение истории Беларуси на белорусском. Для кого-то это интерес к языку, к собственной истории, для кого-то это дань воспитанию родителей. Честно говоря, мне кажется, что тех, кто хочет изучать историю Беларуси на белорусском языке, всё же меньше.
— Беларусь — это уникальный на постсоветском пространстве пример создания модели бесконфликтного прошлого. Те же прибалты разделили свои общества на условных «лесных братьев» и «оккупантов». Схожим путем уже долгое время идет украинское руководство, переписывая учебники истории. На фоне этих сюжетов Беларусь, безусловно, положительный пример. Как удалось этого добиться?
— Я считаю, что Беларусь однозначно является положительным примером в данной сфере, особенно в сравнении с соседями. Наши, белорусские учебники учат миру и диалогу между разными народами, и это хорошо. Это связано с несколькими факторами. В первую очередь надо сказать, что белорусский народ и белорусское общество очень сильно отличаются от тех же украинцев менталитетом.
Если посмотреть на историю Беларуси — и досоветское прошлое, и советское, — то мы увидим, что белорусы были примером бесконфликтных людей. Можно сказать, это наша национальная черта характера. У нас нет конфликтов ни по религиозным, ни по национальным мотивам.
Люди встречаются разные, мнения встречаются разные, убеждения встречаются разные, но это не доходит до серьезных конфликтов — это несвойственно белорусскому народу. Так что первая причина — сам менталитет, характер белорусского человека.
Вторая причина, на мой взгляд, — это грамотная политика государства, которая проводится здесь много лет. Пожалуй, с момента обретения Беларусью независимости. Всё это время белорусские политические лидеры поддерживали и поощряли дружественную атмосферу в стране. Важной задачей наши лидеры считали недопущение конфликтов между народами, проживающими на территории Беларуси. Поэтому этнических конфликтов здесь нет. Мы стараемся учить молодое поколение сосуществовать на одной территории с разными религиями, разными народами, разными культурами.
— Вы уже упомянули о чрезмерной насыщенности датами курса истории, а какие еще проблемы сегодня существуют в сфере белорусского школьного образования в целом и конкретно в вопросе преподавания истории?
— Проблем всегда можно выделить много, хотя я бы сказал, что у нас сегодня существуют скорее не проблемы, а какие-то недоработки, нюансы, над которыми мы работаем. Мне кажется, что самая большая проблема у нас сегодня состоит в том, что наши детки — это дети XXI века в полном смысле этого слова. Самое большое отличие советского ребенка от современного: если советский ребенок получал какую-то книжку в руки, то в сознании советского ребенка это была большая ценность. Он понимал, что должен прочитать эту книгу за ночь и передать своему соседу.
Отсюда было желание: прочитать, узнать, усвоить. На сегодняшний день нет проблемы доступа к информации. Особенно если учесть, что есть электронная литература и куча специализированных сайтов по обществоведению, по истории, которые предлагают разную информацию. Соответственно, в сознании ребенка это не представляет никакой ценности, потому что он может в любой момент ознакомиться с информацией даже с телефона.
По этой же причине дети, как правило, не перепроверяют информацию. Современному ученику кажется, что раз на каком-то сайте так написано, значит, так оно и есть. Поэтому, опять же, роль учителя здесь повышается. Он должен объяснять и учить пользоваться материалом. В общем-то, из-за перенасыщенной информационной среды дети не ценят сегодня литературу, которая попадает к ним в руки.