Литва продолжает неустанную борьбу за идейную чистоту Европейского союза своим излюбленным методом — запретом российских телеканалов. Однако претензии местных цензоров оказываются уже настолько абсурдными, что даже представители судебной системы, давно не претендующей в Литве на независимость, разводят руками — нужны хоть какие-то основания, чтобы вынуть очередную вилку из розетки.
REN TV Baltic (Lietuva) до недавнего времени мог с гордостью (или со стыдом?) носить звание единственного российского канала, к которому не применяла санкций литовская Комиссия по радио и телевидению. Действительно, довольно сложно найти претензии к инфополитике канала, в сетке которого преобладает развлекательный контент. Однако, для литовских сусловых невыполнимых задач нет: на Дауканто сказали «Надо!» — в Комиссии ответили «Есть!»… и нашли неверное освещение украинских событий в телепрограмме об инопланетянах и чупакабрах. 7 января Комиссия «правды» «после анализа независимыми экспертами»
Увлекся ли председатель Комиссии по радио и телевидению г-н Вайтекунас передачей и захотел получить от неё конкретных подтверждений внеземного происхождения жизни на нашей планете, или же действительно стало за Украину обидно, установить чрезвычайно сложно. Не смогли этого сделать даже представители обычно на все готового литовского суда, которые отказались санкционировать запрет и запросили конкретных примеров нарушения телеканалом закона — «разжигающих» цитат из телепередачи.
Уже само это бессилие литовских судей демонстрирует абсурдность требований литовских борцов за стерильность европейского инфополя.
Причем, обвиняя российские телеканалы в разжигании вражды и ненависти к Украине, литовские «информационные дворники» с ловкостью Коперфильда и Акопяна вместе взятых обходят стороной инфополитику украинского ТВ, на котором межнациональная вражда — это центральная тема любого выпуска новостей. Возьмем хотя бы для сравнения новостной блок на канале ТСН за то же 19 ноября 2014 г. Первым делом авторы начинают рассказывать о «росiйськой загрозе», показывая сюжет о захвате украинскими силовиками «стратегической высоты» в Донецком аэропорту. Затем «честный» и «объективный» телеканал демонстрирует «повернення героiв» —
Украинские ведущие, позабавленные остроумием британских дипломатов, улыбаются, а г-н Вайтекунас, глядя на это в своем вильнюсском кабинете, видимо, аплодирует стоя: вот каким должно быть телевидение, чтобы не разжигать ненависть к Украине.
Впрочем, политика двойных стандартов для Литвы — дело привычное. Тем более, что в данном случае у этой политики есть вполне очевидная цель. Литва, наряду с Великобританией, Данией и Эстонией, обратилась на днях к Еврокомиссии с призывом создать русскоязычный европейский телеканал «для борьбы с российской пропагандой». Условия для того, чтобы «пропихнуть» такой проект в Брюсселе как никогда подходящие. Только вот будет ли кто-то самостоятельно переключаться с привычного российского ТВ на новое европейское? Этот вопрос вполне обоснован, учитывая, что европейский русскоязычный телеканал должен обладать, как минимум, внушительным бюджетом, чтобы успешно конкурировать с российским ТВ. Так не логичней ли тогда просто запретить этот производимый в России контент, а лучше — российские телеканалы вообще, чтобы не тратить силы на конкуренцию? Пожалуй, что проще, а потому можно найти следы «российской агрессии» даже в программе про паранормальные явления. В конце концов, раз в передаче рассказывают про Атлантиду и приближающийся Конец света, то там должно быть место и украино-литовским мифам.