«Вам решать, открываете ли вы новый этап противостояния с Россией» — открытое обращение к судьям Литвы (часть 1)
Владислав Швед
В Литве стартует, судя по всему, последний этап судебного процесса, который в республике принято называть «Делом 13 января» или даже более откровенно — «Нюрнбергом над Россией». Литовский политический истеблишмент не скрывает, что основная цель этого процесса — не установление истины, а выпад против России, и обвинять в зале суда будут не только и не столько участников событий 13 января, а Россию в целом как страну, нелояльную западному мейнстриму. Перед последним этапом этого кафкианского процесса к литовским судьям открыто обратился Владислав Швед; для Литвы он один из «подсудимых», а на деле — не предавший своих убеждений второй секретарь Компартии Литвы (с 1990 года), очевидец драматических событий января 1991 года в Вильнюсе и исследователь современной Литовской Республики. Аналитический портал RuBaltic.Ru публикует первую часть этого обращения.
Уважаемые господа судьи! Вы рассматриваете знаковое для Литвы и России уголовное дело № 09-2-031-99, имеющее международное значение. Литовские СМИ именуют это дело «делом 13 января», а уголовный процесс по этому делу предпочитают называть «Нюрнберг-2».
Спустя 72 года вам пытаются навязать роль судей нового «нюрнбергского» трибунала, который должен признать виновными Маршала СССР Дмитрия Язова, бывшего министра обороны СССР, бывшего участника Великой Отечественной войны, Николая Демидова, бывшего зам. министра внутренних дел СССР, Василия Саввина, бывшего начальника Управления ВВ МВД СССР по Северо-Западу и Прибалтике, Михаила Головатова, бывшего командира легендарной группы КГБ СССР «А», всегда стойко стоявшей на страже спокойствия советских граждан, бывшего командира 107-й мотострелковой дивизии Владимира Усхопчика, бывшего зам. командира 76-ой дивизии Воздушно-десантных Войск СССР Василия Кустрьо, а с ними 57 бывших советских офицеров, выполнявших в Литве приказ Президента СССР и Верховного Главнокомандующего Михаила Горбачева, который, кстати, в числе обвиняемых не значится.
Еще раз хочу заметить, что вынесение обвинительных приговоров по уголовному делу 13 января будет иметь эпохальное значение для российско-литовских отношений. Известно, что история Литвы и России теснейшим образом взаимосвязана уже на протяжении восьми столетий. При этом не следует забывать, что именно Россия сыграла решающую роль в обретении Литвой независимости в 1991 г.
В январе 1991 г. заявление председателя Верховного Совета РСФСР Бориса Ельцина остановило процесс введения президентского правления в Литве. В сентябре 1991 г. позиция президента РСФСР Б. Ельцина в Госсовете СССР позволила Литве выйти из состава СССР со всеми обретенными в советский период территориями, составляющими 30% современной территории Литвы, и всем промышленно-экономическим потенциалом, созданным за счет финансирования из союзного бюджета.
Также напомню, что в конце августа 1991 г. президент РСФСР Б. Ельцин подписал Указы о признании независимости Литвы, Латвии, Эстонии. Вот как Федор Шелов-Коведяев, тогдашний первый заместитель министра иностранных дел России, рассказал об этом в интервью журналу «Русская жизнь»
Не вызывает сомнений, что приговоры по делу 13 января могут стать как новой страницей в дальнейшем развитии российско-литовских отношений, так и новым витком усиления конфронтации двух государств. Они ведь затронут не только отдельных российских граждан, но и Россию в целом как правопреемника и правопродолжателя СССР, которого нынешние власти Литвы пытаются представить двойником нацистской Германии.
Одним словом, уважаемые господа судьи, вам решать: или обвинительными приговорами россиянам открываете новый этап жесточайшего противостояния в отношениях Литвы и России, или даете должную оценку сфальсифицированным материалам уголовного дела 13 января? Фактически вам предстоит сделать нелегкий выбор: или вы выступите на стороне правды, или будете ожидать, когда раскроются масштабные фальсификации, которыми сегодня окутано дело 13 января. В том, что они будут раскрыты, я не сомневаюсь. Подробнее об этих фальсификациях я расскажу позже.
Сегодня же ситуация в уголовном процессе однозначно движется к обвинительным приговорам. Это подтвердили заключительные обвинительные речи литовских прокуроров Гинтаутаса Пашкявичюса (G. Paškevičius) и Дайвы Скорупскайте-Лисаускене (D. Skorupskaitė-Lisauskenė), представляющих в уголовном процессе 13 января государственное обвинение. Они в своих речах вновь обрушили на вас массу сомнительных фактов и доказательств, многие из которых на самом деле являются юридическими фикциями (проще говоря, фейками).
Будучи уверенной в обоснованности обвинений, изложенных в Обвинительном акте, или следуя указаниям начальства, прокурор Д. Скорупскайте-Лисаускене в своей обвинительной речи предложила Вильнюсскому окружному суду приговорить к пожизненному заключению Д. Язова, М. Головатова, В. Усхопчика, В. Кустрьо, Н. Демидова и В. Саввина. В. Шведу как подстрекателю воинской операции в Вильнюсе было предложено назначить наказание в виде 20 лет тюремного заключения.
Наказание в виде 16 лет лишения свободы было предложено назначить остальным советским военнослужащим, обвиняемым в совершении военных преступлений и преступлений против человечества. Это явное свидетельство несоразмерности наказания действиям советских военнослужащих в январе 1991 г. Но пусть это останется на совести литовских прокуроров.
Вынесение обвинительных приговоров обусловит начало возникновения серьезной напряженности в российско-литовских отношениях. Основные проблемы у Литвы возникнут тогда, когда она попытается реализовать вынесенные по делу 13 января приговоры. Россия в соответствии с Конституцией РФ категорически откажется от выдачи осужденных россиян для отбывания ими назначенных сроков в литовских тюрьмах. Не сомневаюсь, что такой же отказ последует и на предложение Литвы об отбытии наказаний осужденными россиянами в тюрьмах России.
Попытки Литвы призвать для разрешения этого вопроса на помощь Евросоюз и США делу не помогут, но лишь усугубят ситуацию. Россия мобилизует свой научный правовой и экспертный потенциал, это поспособствует выявлению в Обвинительном акте и материалах уголовного дела 13 января массы сфальсифицированных обвинительных эпизодов и свидетельских показаний, что позволит квалифицировать уголовное дело 13 января как масштабную псевдоправовую фальсификацию.
Попытки Литвы получить от России компенсацию январским жертвам в 11 млн долларов США также закончатся безуспешно. Она, в свою очередь, напомнит о своих претензиях. При этом подчеркну, что Россия с марта 1990 г. выступала и выступает за самые добрые отношения с Литвой. Повторюсь, что, благодаря ее позиции в Госсовете СССР в сентябре 1991 г., Литва покинула СССР со всеми территориальными и материальными приобретениями советского периода. Причем Россия никогда при заключении российско-литовских договоров не ставила вопроса об их возврате или компенсации.
Известно, что права Литвы на территории, полученные ею в 1939–1945 гг. с помощью Советского Союза или от него, крайне сомнительны. Напомню, что 9 июня 2003 г. Президент РФ В. Путин утвердил Закон о ратификации границы Российской Федерации и Литовской Республики, тем самым признав существующие границы Литвы. 12 августа 2003 г. литовские средства массовой информации с удовлетворением отметили тот факт, что договор о границе с РФ вступил в силу. Но проблема спорных территорий в случае выдвижения Литвой необоснованных и неприемлемых претензий к России, безусловно, возникнет. Я кратко обозначу ее.
Не секрет, что документальные правовые основания, подтверждающие нахождение Клайпедского края и г. Клайпеда в составе ЛР, отсутствуют. Эти территории были переданы СССР на конференции в Потсдаме (июль-август 1945 г.) навечно в качестве компенсации за ущерб, нанесенный Союзу ССР нацистской Германией. В этой связи также не мешает напомнить, что территория Клайпедского края и г. Клайпеда восемь столетий считалась частью германской Пруссии, так называемым Мемельландом. Как известно, в Германии «Союз изгнанных» мечтает об этой территории.
Следует напомнить, что в марте 1939 г. ЛР, в ответ на ультиматум Германии, безоговорочно согласилась вернуть ей Клайпедский край. Известно, что тогда министр иностранных дел Германии Иоахим Риббентроп жестко заявил министру иностранных дел Литвы Юозасу Урбшису, что в случае отказа в Литву будут введены части вермахта, а столица Литвы Каунас «будет сровнена с землей». При этом литовским властям был дан оскорбительный совет: «Во избежание пустой траты времени отправьте специальным самолетом в Берлин полномочных представителей для подписания документа о передаче района Мемеля Германии». Не дожидаясь официального ответа Литвы на ультиматум, Гитлер отправился в Клайпеду-Мемель на флагмане германских ВМС — линкоре «Дойчланд».
22 марта 1939 г. Ю. Урбшис и И. Риббентроп подписали договор-пакт, в статье 1-ой которого констатировалось, что «Клайпедский край, который был отторгнут от Германии согласно Версальскому договору, вновь воссоединяется с Германским Рейхом». 1 апреля 1939 г. президент А. Сметона в соответствии со статьей 112 Конституции Литвы 1938 г. ратифицировал этот договор. В связи с утверждением, что современная Литовская Республика является продолжением сметоновской республики 1938 г., пакт Урбшиса — Риббентропа можно считать действующим со всеми вытекающими последствиями.
Не случайно известный литовский историк Людас Труска 7 марта 2011 г. в интервью информационному порталу Delfi.lt заявил: «Как знать, может, это снова возобновится, и Вильнюс, Клайпеда станут спорным вопросом? Мы на 100 % не можем сказать, что прежние территориальные проблемы не повторятся в будущем». Мудрые слова, но литовские политики их не хотят слышать.
Не мешает напомнить о территории так называемого Сувалкского выступа. Он включает Вилкавишский, частично Мариямпольский, Сеймский и Алитусский уезды Литвы площадью 8,2 тыс. кв. км. Эту юго-западную территорию Литвы в сентябре 1939 г. Германия после разгрома Польши планировала оставить за собой, присоединив ее к так называемому Сувалкскому треугольнику. Присоединив территорию Сувалкского выступа к этому треугольнику, она получила бы обширный военный плацдарм в будущей войне против СССР.
Обнародованная Минобороны РФ 22 июня 2018 г. трофейная карта начального этапа «Плана Барбароссы» наглядно подтверждает концентрацию сил вермахта на территории Сувалкского треугольника в июне 1941 г.
Советское руководство понимало стратегическое значение Сувалкского выступа для Германии и для СССР в будущей войне. Поэтому, подписывая советско-германский договор от 23 сентября 1939 г., который включал Литву в сферу влияния СССР, Вячеслав Молотов, председатель Совета народных комиссаров СССР, настоял на том, чтобы выступ остался у Литвы, хотя Союз имел полное право взять его под свой контроль. Этот благородный жест обошелся СССР, согласно советско-германскому Соглашению от 10 января 1941 года, в 7,5 млн золотых долларов. Сегодня эта сумма составляет около четверти млрд долларов США. А сделку по покупке этой территории никто не отменял.
Россия и Белоруссия пока не ставят вопрос о том, что Литва потеряла право на северо-западные территории Белорусской ССР площадью 6,6 тыс. кв. км, переданные Лит. ССР при ее вступлении в СССР в августе 1940 г. Утрата прав Литвы на эти территории произошла вследствие того, что Литовская Республика 11 марта 1990 г. признала Закон от 03.08.1940 г. «О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик» недействительным.
Известно, что 29 марта 1990 г. Президиум Верховного Совета БССР направил в адрес Верховного Совета Литвы официальное Заявление, в котором напоминалось, что нахождение белорусских территорий в составе Литовской ССР основывается на Законе ВС Союза СССР «О принятии Литовской Советской Социалистической Республики в Союз Советских Социалистических Республик».
В этом заявлении отмечалось, что в связи с тем, что в Литовской Республике вышеназванный закон объявлен недействительным, возникает вопрос об обоснованности принадлежности белорусских районов Литве. Ситуацию для Литвы в 1990 г. спас президент СССР Горбачев, настоявший, чтобы Белоруссия сняла вопрос о территориях, так как это якобы мешало переговорному процессу между Вильнюсом и Москвой. Тем не менее, из вышеизложенного ясно, что современная Литва, не признавшая Закон СССР о вхождении Лит. ССР в состав СССР, потеряла право на подаренные белорусские территории. Заявление Президиума ВС БССР было опубликовано в газете «Звязда» от 1 апреля 1990 г.
Особо скажу по поводу территории Вильно и Виленского края, переданных ЛР согласно советско-литовскому договору от 10.10.1939 г. Известно, что власти современной Литвы считают договор о ненападении между Советским Союзом и Германией от 23 августа 1939 года, так называемый «пакт Молотова -Риббентропа», преступным. Однако именно советско-германский договор от 23.08.1939 г. явился правовым основанием для подписания советско-литовского договора от 10.10.1939 г. о передаче Литве города Вильно и Виленского края.
Отрицание Литвой советско-германского договора от 23.08.1939 г. неизбежно ведет к отрицанию советско-литовского договора от 10.10.1939 г. и, соответственно, к восстановлению status quo, то есть признанию территории города Вильно и Виленского края польскими. Ведь неопровержимым фактом является то, что пребывание Вильнюса и Виленского края в составе ЛР — следствие и последний реликт советско-германского договора, именуемого «пактом Молотова — Риббентропа».
Продолжение