Культура Культура

Литовцы, латыши, предатели: кто убивал узников лагеря смерти Майданек

Российское военно-историческое общество (РВИО) и научно-просветительский центр «Холокост» презентовали в Калининграде первый русскоязычный сборник архивных документов о нацистском лагере смерти Майданек, в котором содержались евреи, советские военнопленные и поляки, боровшиеся против нацистской оккупации Польши. О том, как работал Майданек, и том, кто несет ответственность за массовые убийства заключенных концлагеря, аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал редактор сборника документов, главный специалист научного отдела РВИО Константин ПАХАЛЮК.

— Г-н Пахалюк, чем лагерь Майданек выделяется на фоне других нацистских концентрационных лагерей?

— Прежде всего он выделяется полифункциональностью. В нем происходила эксплуатация рабского труда советских военнопленных, поляков, угнанного населения СССР и евреев.

Кроме того, Майданек был лагерем смерти для людей еврейского происхождения. В нем существовали женская и детская зоны.

Это был концентрационный лагерь СС, на основе которого можно говорить если не о нацистских преступлениях в целом, то о их сущности.

Майданек был, к примеру, одним из самых прибыльных концлагерей в 1942 году (за счет сдачи рабов-заключенных в «аренду» немецким и польским предприятиям), а уже в следующем году он оказался в числе наиболее смертельных, причем речь идет о зарегистрированных узниках. Так, в августе 1943 смертность в Маутхаузене составляла 1,62%, а в Майданеке — 2–3%. Кроме того, в этом концлагере из пяти комендантов двое были расстреляны самими нацистами за коррупцию.

— Сколько человек погибло за время работы концентрационного лагеря?

— Этот вопрос является очень спорным. Изначально польско-советская комиссия методом экстраполяции насчитала 1,5 миллиона погибших, однако уже в первые послевоенные годы появилось исследование польского судьи Здзислава Лукашевича, говорившего о 360 тысячах погибших.

На данный момент польский Мемориальный музей Майданек дает примерную минимальную цифру в 80 тысяч человек, из которых 60 тысяч — евреи.

Общее количество узников оценивается в 150 тысяч. Американский мемориальный музей Холокоста говорит о 250 тысячах узников, из которых 80–120 тысяч погибли.

— Правда, что изначально концлагерь не был предназначен для истребления людей еврейского происхождения?

— Да, первоначально он был создан для сбора рабской силы из числа советских военнопленных. Как место для уничтожения евреев Майданек начинает использоваться только с осени 1942 года, когда в лагерях «Операции Рейнхард» (Собибор, Белжец, Треблинка) перестали справляться с потоком людей, которых необходимо было убить.

— Кто работал в Майданеке из числа коллаборационистов? И какую роль они выполняли?

— Охрану несли части подразделения СС «Мертвая голова», их количество менялось, максимальное — 900 человек на 1943 год. Как правило, это были германцы, в основном этнические немцы из Румынии и Югославии, а также «травниковцы» — бывшие советские военнопленные, нарушившие присягу и пошедшие по пути предательства. Их этническая принадлежность различна: были не только украинцы, белорусы и русские, но и представители народов Средней Азии.

3 ноября 1943 года произошла самая массовая акция уничтожения, в ходе которой погибли 18,4 тысячи евреев.

Один из польских узников позднее вспоминал, что их у расстрельных ям ждали «плосколицые калмыки, латыши, литовцы, хорваты; только один из десяти был чистокровным германцем».

В концентрационном лагере в разное время служили два литовских полицейских батальона: 2-й батальон Антанаса Импулявичуса (прибыл в марте 1942 года, вскоре был расформирован, однако некоторые литовцы продолжали служить) и 252-й батальон Альфонсаса Пятрулиса (прибыл осенью 1942 года).

Некоторые время тут служил и Антанас Балтусис-Жвеяас, который в дальнейшем стал одним из «лесных братьев» и погиб в боях против советской власти.

Сегодня его чтят как национального героя Литвы.

— Какую роль они выполняли, в чем заключалась их мотивация?

— Коллаборационисты делали самую грязную черновую работу, чтобы немцы не марали руки. Главная мотивация — желание выжить и выступить на стороне победителей. Это зачастую были люди, являющиеся убежденными антисемитами. Многие ненавидели советскую власть.

Но в любом случае все они были предателями. Более 3,5 миллиона советских солдат погибли в плену нацистов, но не пошли на сотрудничество. А эти пошли и выполняли самую грязную, жестокую работу.

Можем ли мы их оправдывать сегодня перед лицом тех миллионов, ценою собственной жизни сохранивших честь и достоинство?

— Но если рассматривать уже упомянутые литовские батальоны, то у них был выбор совсем иной в сравнении с попавшими в плен советскими военными…

— У них был уже мотив идейный. Это были батальоны, сформированные в 1941 году на территории Литвы, которые затем направлялись для выполнения задач на различные оккупированные территории.

Например, 2-й литовский полицейский вспомогательный батальон участвовал в уничтожении евреев Белоруссии, акциях против партизан и мирного населения.

Причем даже Генеральный комиссар генерального округа «Белоруссия» Вильгельм Кубе говорил об особом садизме литовцев и просил начальство отослать это подразделение прочь!

И вскоре их направили в Майданек по причине отсутствия охранного персонала.

— Были ли случаи оказания сопротивления нацистам в концлагере?

— Мы знаем о примерно пятистах попытках побега. Самый дерзкий случай произошел 14 июля 1942 года: более 80 советских военнопленных перекинули одеяла через колючую проволоку и бежали. Рассказы об этом подвиге ходили среди узников и год спустя.

В качестве попыток сопротивления нередко выделяют и различные практики выживания: группы поддержки узников (обычно в 4–6 человек, которые заботились друг о друге), саботаж при исполнении работ.

В 1943 году узники даже установили памятник в честь погибших, стелу с орлами на вершине, у ее подножия был захоронен пепел убитых.

Немцы не знали о скрытом символизме скульптурной композиции, полагая, что она восславляет Третий рейх.

Русскоязычный сборник архивных документов о нацистском лагере смерти Майданек

С конца 1942 года в Майданек стали массово направлять польских политических заключенных, благодаря чему появилось разветвленное подполье. Идея восстания обсуждалась среди его участников. Однако от нее отказались из-за страха последующих репрессий по отношению к жителям Люблина.

— Почему в историографии России и Польши фигурируют различные даты освобождения Майданека?

— 22 июля из концентрационного лагеря ушли нацисты, а 23 июля туда вошла Красная Армия. Для польской истории Майданек — это, прежде всего, история мученичества польского населения, включая евреев, тема же советских военнопленных маргинальна.

Для России важнее всего тема освободительной роли Красной Армии.

В обоих случаях присутствует четкий политический контекст: поляки не очень любят вспоминать о том, что советский солдат их освобождал, а мы, напротив, это всячески подчеркиваем.

— С чем связано то, что польские и советские власти пытались снизить количество погибших в Майданеке евреев?

— Я бы не стал говорить о стремлении намеренно снизить количество погибших евреев. Речь идет о другом процессе: еще Польско-советская комиссия 1944 года стремилась подчеркнуть многонациональный, общеевропейский характер жертв Майданека, а потому евреи растворялись в их числе.

Еврейские узники не исключались из числа жертв, но молчанию предавалось то обстоятельство, что именно они были наиболее многочисленной категорией жертв концлагеря. Хотя даже нацисты называли Майданек «еврейским лагерем»!

Нацисты не успели полностью уничтожить Майданек, а потому то, что увидели красноармейцы, шокировало их, видавших виды, до глубины души. Было принято решение провести расследование, пригласить иностранных журналистов, выпустить официальное коммюнике. Все это было сделано в августе-сентябре 1944 года, однако не вызвало резонанса в западном общественном сознании.

История Майданека, рассказанная словно через призму страдания всех народов Европы, оказалась недооценена и слилась с другими нацистскими преступлениями.

Ирония заключается в том, что, например, в США именно еврейские издания проявляли особый интерес к Майданеку.

— Как получилось, что лагерь после ухода нацистов стал использоваться советскими властями?

— Все очень просто. Была получена полуразрушенная инфраструктура лагеря, и ее старались использовать для тех или иных нужд.

Отмечу, что первоначально здесь размещались не только немецкие военнопленные и польские партизаны Армии Крайовой, но и подразделения союзной 2-й польской армии Войска Польского.

Точно так же инфраструктуру концлагерей использовали и союзники. К примеру, концентрационный лагерь Нойенгамме (около Гамбурга) до начала 2000-х годов использовался как тюрьма, и только потом его превратили в мемориал.

Отмечу, что в Нойенгамме в основном были советские военнопленные, которых экспериментально травили газом «Циклон Б». Поэтому попытки делать какие-то выводы на тему того, что СССР и союзники в дальнейшем использовали инфраструктуру концлагерей, есть не более чем провокации, которые подливают масло в огонь идеологических войн и различного рода инсинуаций.

Читайте также
9 января 2020
После новогодних праздников польский истеблишмент нашел нетривиальный способ ответить на высказывания президента РФ Владимира Путина о роли Варшавы в развязывании Второй мировой войны.
10 января 2020
Не перевирать историю призвал власти Польши депутат, замглавы председателя комиссии по международным делам нижней палаты парламента Беларуси Олег Гайдукевич.
10 января 2020
Сейм Польши принял резолюцию, в очередной раз возлагающую ответственность за Вторую мировую войну в равной степени на нацистскую Германию и Советский Союз, которые подписали пресловутый Пакт Молотова — Риббентропа.
9 января 2020
Глава Совета раввинов Европы Пинхас Гольдшмидт призвал парламент Литвы отказаться от рассмотрения законопроекта о Холокосте.