Правда о событиях 13 января отправит власти Литвы под суд
Вера Александрова
Правда о штурме Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года может обрушить всю идейную основу независимой Литвы. Нынешние литовские власти внимательно отслеживают, чтобы общество не сомневалось в виновности советских военных, якобы расстрелявших сторонников независимости. О нестыковках в «деле 13 января» аналитическому порталу RuBaltic.Ru рассказал бывший депутат Верховного Совета Литвы, второй секретарь Коммунистической партии Владислав ШВЕД:
— В предыдущем интервью Вы рассказали о предпосылках кровавых событий штурма телебашни, а что произошло 13 января 1991 года в Вильнюсе?
— Накалило ситуацию умышленное согласие на повышение в несколько раз цен на продукты, которое дал Витаутас Ландсбергис премьер-министру Казимире Прунскене. Напротив здания Верховного Совета (ВС) был магазин «Таллин», люди оттуда вышли и начали возмущаться повышением цен, устроили небольшой митинг. Недовольство пошло по Вильнюсу, как пожар. Утром 8 января группа «Саюдиса» с завода топливной аппаратуры возле здания ВС Литвы начала митинг против повышения цен.
С повышением цен на продовольствие развернулась информационная кампания, СМИ трубили о том, что «рука Москвы» организовала все трудности и хочет погубить страну. Естественно, надо было как-то воздействовать на телевидение. Дом печати, который десантники взяли под контроль, был построен на деньги ЦК КПСС, но его в марте 1990 года захватили «саюдисты» и не давали оппозиции печататься. Они издавали только свои газеты с явной антисоветской риторикой. Газеты, которые были за Советский Союз, печатались в Минске.
Всё было сделано для того, чтобы заглушить голос людей, которые выступали против ультимативной независимости.
К сожалению, силовая акция в Вильнюсе проходила по странному сценарию, изначально обреченному на провал. Скажем, телевидение можно было просто обесточить. Но сотрудникам спецподразделения «Альфа» пришлось брать телебашню. Причём взяли без стрельбы, о чем Ландсбергис заявил на заседании ВС 16 января 1991 года. Тем не менее, тот же Ландсбергис уже на следующий день утверждал, что «альфовцы» это специально подготовленные убийцы, на руках которых кровь литовцев.
Кстати для информации, спустя пять минут после взятие вильнюсской телебашни «Альфой», две вышки с мощной радио и телеаппаратурой под Каунасом, стали вещать на Литву. Они почему-то не были взяты под контроль. Представьте, профессионалы КГБ, которые всегда умело работали, что признавали даже США: взятие дворца Амина в Кабуле, высадка в Чехословакии, вдруг, почему-то просчитались.
Не вызывает сомнений, что акция в Вильнюсе организовывалось для «подставы» противников ультимативной независимости Литвы.
Несколько слов о вильнюсской телебашне. Её решено было брать штурмом. К этому моменту Ландсбергис подготовился: уже были созданы баррикады, согнали строительную технику, которую поставили у Сейма, вокруг телебашни и у Верховного Совета. Получалось, что теперь объекты просто брать было невозможно. Надо было применять танки для раздвигания заграждений. Я разговаривал с офицерами, они утверждали, что за рычагом танков сидели только офицеры.
Танки, двигаясь к телебашне, на каждом перекрёстке останавливались, давали сигнал ревуном. В этот момент толпа подбегала, люди подкладывались под гусеницы, это снималось на фото, якобы людей раздавили. Потом снова танк давал сигнал о начале движения, людей вытаскивали, но снимки остались.
Так танки доехали до телебашни, там они раздвинули заграждения, но толпа в пять тысяч человек не ушла. Аудрюс Буткявичюс, тогдашний глава департамента охраны края, кричал, что у солдат патроны холостые. Танки действительно стреляли холостыми зарядами, а сверху были забиты буханкой хлеба, для того, чтобы нейтрализовать пламя и горящие газы. Автоматы у десантников были заряжены холостыми патронами.
— Тем не менее, есть официальные данные о погибших, есть заключения судмедэкспертов, есть свидетельские показания пострадавших. С объективной информацией трудно спорить!
— Сегодня литовские прокуроры утверждают, что было четырнадцать трупов, среди которых советский офицер, и пятьсот пострадавших. Из них четыре человека — якобы те, кого переехали танки, и девять человек погибли от огнестрельных ранений.
Литовские судмедэксперты установили, что у большинства погибших у телебашни направление пулевых каналов шло сверху вниз под углом 40−60 градусов. Причем один был убит пулей образца 1908 года для винтовок Мосина образца 1891/1930 годов. Но ведь десантники были не на телебашне, а стояли перед толпой, как такое получилось?
Напомню, что когда колонна танков и бронемашин ещё только двигалась к телебашне, из окон здания Верховного Совета ксендз Альгимантас Кейна — личный друг Ландсбергиса, начал мессу по погибшим от Советской армии, крича, что уже есть жертвы от рук Советов. То есть за полчаса до прибытия танков и десантников к телебашне.
Есть свидетели, которые утверждают, что в кустах у телебашни лежали заранее подготовленные трупы. Кстати, большинство тех, на кого якобы наехал танк, были жертвами автомобильных аварий.
Из четырех человек, раздавленных 41-тонными танками, главной жертвой считается Лорета Асанавичюте. В материалах дела указывается, что танк гусеницей шириной 58 см, переехал её по тазобедренной части. Известно, что в этом случае тело человека можно сложить, как лист бумаги. В видеофильме, снятом после смерти Асанавичюте, четко видно, что её тело было анатомически целым.
Когда Лорету привезли в больницу, она была жива, в сознании и четко отвечала на вопросы медперсонала. Это зафиксировано в видеофильме режиссера Бронюса Талачки, который в 1995 году демонстрировался по литовскому ТВ. А в конце марта 1994 года он демонстрировался на заседании Верховного суда Литовской Республики и был приобщен к материалам уголовного дела (так назваемое дело «Единства»).
Выяснилось, что Асанавичюте попала не под танк. Её вытолкнули из толпы к движущемуся бронетранспортеру, который притёр её к изгороди из металлической проволочной сетки, в которой был разрыв. Оборванные острые концы сетки травмировали правое бедро девушки, но это были явно не смертельные раны. Тем не менее, через несколько часов Асанавичюте вдруг умерла.
Л. Тручиляускайте и А. Пладите в суде, утверждали, что они упали и на их ноги наехал танк. «Танк постоял, начал делать повороты. Ноги все еще находилась под гусеницей». Представьте себе такую картину, что было бы с этими ногами и с этими девушками, если бы они действительно попали под танк. Известно, что Тручиляускайте в 1997 году, пришла без палочки на заседание суда по делу Валерия Иванова о клевете на жертв 13 января.
— Вещи, о которых вы рассказываете сложно представить, кроме того Литва предъявляет подтверждения судмедэкспертизы. Как противостоять этим данным?
— Сегодня, акт медицинской экспертизы, который 26 февраля 1991 года был подписан главным судмедэкспертом Литвы Антанасом Гармусом, пропал из материалов уголовного дела о событиях 13 января, которое в настоящее время рассматривает Вильнюсский окружной суд.
В деле фигурируют совершенно другие акты судмедэкспертизы. Возникает вопрос: как же так? В течение двадцати лет акт, подписанный Гармусом, считался основным официальным документом, подтверждающим причины гибели январских жертв, а сейчас утверждают, что его не то, что нет в наличии, а не было вообще.
Журналистка Галина Сапожникова направила скан этого акта вышеупомянутому Гармусу и попросила прокомментировать. Он сказал, что никогда не видел этого документа, не подписывал и разговаривать об этом не будет. Запугали мужика.
В этой связи напомню, что когда один из организаторов событий 13 января, уже упомянутый Аудрюс Буткявичюс, пытался пойти против Ландсбергиса, ему сразу же организовали дело о взятке и посадили в тюрьму. Когда он вышел, то сказал, что литовское правосудие это политическая машина, которая подчиняется указаниям сверху.
— Почему до сих пор Ландсбергис контролирует литовскую политику, почему ничего не меняется: такой расклад всех устраивает или у него слишком сильные покровители?
— Зигмас Вайшвила, бывший ярый антисоветчик, в настоящее время заявил, что невозможно мириться с тем режимом, который установили Витаутас Ландсбергис и нынешний президент Литвы Даля Грибаускайте. 3 января 2018 года он, подписант Акта Независимости Литвы, позже бывший вице-премьер Литвы и глава Департамента госбезопасности, то есть весьма информированный человек, в здании Сейма провел пресс-конференцию. На ней Вайшвила рассказал о преступных деяниях группировки бывшего главы Верховного Совета Литвы Ландсбергиса, которого он назвал «мастером провокаций». Именно благодаря этим провокациям Ландсбергис продолжает управлять Литвой до сих пор.
В пресс-релизе Вайшвила особо акцентировал выводы Комиссии Сейма Литвы, расследовавшей в 2006 году гибель сотрудника литовской госбезопасности Юраса Абромавичюса, взорванного 31 января 1997 года в машине. Тот занимался расследованием преступлений, к которым был причастен Ландсбергис и его окружение.
Комиссия, а её выводы в январе 2007 года одобрил Сейм ЛР, пришла к выводам: «Убийство Ю. Абромавичюса следует оценивать, как преступление, совершенное группой лиц, имеющей признаки террористической организации, которые имели и имеют связи с тогдашним и теперешним руководством «Союза Отечества» (Консерваторы Литвы), партии Христианских демократов и бывшей партии Литовских демократов».
Террористическая составляющая партия Ландсбергиса позволяет ему держать в страхе Литву.
Особо отмечу, в Литве все всё знают друг про друга, но все молчат. Ландсбергис двадцать лет был агентом КГБ, журналист и телеведущий Альгимантас Чекуолис вёл передачи, но его прямо называли — Альгимантас Чекистас. Депутат Сейма Пятрас Гражулис недавно зарегистрировал резолюцию, требующую психического обследования консерваторов и Витаутаса Ландсбергиса.
Сегодня все эти люди цепляются за власть, потому что в противном случае, все пойдут под суд.
Например, Даля Грибаускайте немедленно пойдёт под суд, как и Саакашвили, на её преступном счету: банкротство, а точнее разграбление банка «Snoras», газовая афера, в результате которой люди Литвы переплачивают за газ, а деньги уходят в офшоры, замалчивание дела о каунасских педофилах... я уже не говорю о других вещах. Остальных из властной верхушки ждёт то же самое, у каждого целый список преступлений. Известно, что вся стычка в ночь на 13 января тоже была из-за собственности ЦК КПСС. А где сейчас эта собственность? Одна телебашня, построенная на советские деньги, осталась. Всё остальное присвоило не Литва, а окружение Ландсбергиса.
— Если литовцы знают правду, то почему они молчат?
— Конечно, проблема ещё и в том, что в Литве не осталось протестного электората. Хотя, известно, что иной раз хватает 3 — 4% недовольных, чтобы поднять всё общество. К тому же, политики постоянно делают ошибки. Кстати, Литва ведь вышла из Советского Союза, восстановив Конституцию 1938 года, а с правовой точки зрения это значит, что Вильнюс, Клайпеду и Сувалкию надо отдать.
Треть территории, получается, было подарено Литве не просто советским режимом, а, говоря их словами, преступным сталинским режимом.
На Клайпеду до сих пор нет документов. На вильнюсский край есть советско-литовский договор 1939 года, но он дезавуирован, поэтому поляки тоже могут ставить вопрос о том, что Вильно — польский город.
—Уже четвертый год в литовской тюрьме находится Юрий Мель, тогда как по нормам ЕС человек не может сидеть в тюрьме больше трех лет без приговора. Почему молчит Евросоюз, ведь процесс явно политический?
— Я по статусу действительный государственный советник РФ 3-го класса, это звание уровня генерал-майора. Соответственно, у меня немало влиятельных знакомых. Так вот я не смог добиться, чтобы российские судмедэксперты, или, хотя бы военные травматологи подготовили справку, что происходит с человеком, который попадает под танк. К сожалению, абсурдные формулировки травм январских жертв, представленные в Обвинительном Акте уголовного дела о событиях 13 января, пока не интересуют ни Следственный Комитет, ни Генпрокуратуру РФ.
Поэтому, если этим не занимается Россия, то почему этим должен заниматься Евросоюз?
В России говорят, что, когда в Вильнюсе вынесут приговор 58 россиянам, тогда и будут его опротестовывать. Но, представьте 709 томов уголовного дела, в том числе 13 томов Обвинительного Акта. Всё объемом в шестьдесят тысяч листов, кто будет это всё пересматривать, сверять протоколы, заново разбираться?
— Есть ли срок давности у мифа о штурме телебашни 13 января?
— Нельзя закончить то, чему нет противодействия, Россия должна вмешаться в это дело. А литовцы должны понять, что российской угрозы не существует. Единственное, что необходимо России — чтобы Литва не мешала сообщению с Калининградом.
Конечно, России в 2003 году при подписании российско-литовского договора о границе, возможно, следовало каким-то образом отметить вопрос о территориях, которые Литва обрела в СССР, требуя взамен гарантированного права сообщения с Калининградской областью. Напомню, что Литва подписала договор с Россией о границе, а затем бесцеремонно стала заявлять права на Калининградскую область и угрожать в случае необходимости прервать железнодорожное сообщение России с Калининградом.
В настоящий момент в Литве заговорили о налаживании дружеских отношений с Россией, но это очередная уловка.Так было накануне подписания договора о границах. Так было и в июне 1990 года, когда надо было заставить Михаила Горбачева вернуть поставки промышленных объемов нефти и газа в Литву. По этому поводу Ландсбергис в своей книге «Балтийский разлом» с удовлетворением писал, как он «обманул Горбачева и тупоголовых оппонентов». Особо Ландсбергис отметил, что «в искусстве войны — важно, кто кому навязывает собственную манеру. Мы не уступали, не поддавались чуждому стилю». Так может хватить играть с Литвой в поддавки, да ещё по их правилам?