Помимо политического и экономического давления, на протяжении уже почти года против России ведётся планомерная информационная война. Цель её – дискредитация на международной арене Российской Федерации в целом и руководства страны в частности. О механизме этой необъявленной войны порталу RuBaltic.Ru рассказал военный эксперт, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь КОРОТЧЕНКО, выступавший вчера на летней школе для молодых журналистов Studia Baltica, проводимой
- Сегодня существует множество примеров информационной войны. Все помнят о попытке российской несистемной оппозиции спровоцировать масштабные конфликты накануне инаугурации президента Владимира Путина и фактически сорвать его приход к власти. Это митинг на Болотной, который перерос в конфликт с московской полицией. При этом, надо отметить, как действовали российские правоохранительные органы и как в аналогичной ситуации действуют американцы. Фергюсон – убийство негритянского подростка. Мы видим бронированных полицейских, которые вышли разогнать протестующих жителей города, использование специального газа, использование конной полиции, действующей безжалостно. Даже Обама позже сказал, что пересмотрит экипировку американской полиции для действия в чрезвычайных ситуациях.
Как действовала российская полиция? Оппозиционеров брали под руки и несли в автобусы, не избивая и не калеча их, как это пытаются представить некоторые СМИ. Однако все эти события освещаются по-разному. С точки зрения американской прессы, действия полиции в США оправданны и правомерны. А действия российской полиции – обвиняют в неправомерности.
В общем-то планы и картинки меняются в зависимости от того, требуется ли изобразить Россию в качестве страны, нарушающей демократические принципы, или нет.
Ещё один эпизод информационной войны – дискредитация ополченцев Донбасса. Что стало истинной причиной конфликта между Востоком и Киевом? Люди требовали всего лишь две вещи. Первое – государственный статус русского языка и возможность выборов местных органов власти. Казалось бы, любой разумный политик в таких условиях должен провести переговоры и решить мирным путём эти проблемы. Однако в ответ на требования протестующих бросают военные силы. Украинская армия действует не избирательно, атакует мирное население и города, но всё это приписывается ополчению. На украинском ТВ монтируются и показываются сюжеты, где якобы ополчение атакует своих собственных граждан, хотя на деле стрельбу ведут украинские военные. Ополченца, который на месте катастрофы лайнера поднял игрушку, показал её западной прессе и сказал «это большая катастрофа, здесь погибли дети» изображают мародёром, который крадёт вещи погибших. Украинская пропаганда показывает: посмотрите, с кем мы боремся, они воруют в такой ситуации.
В целом происходящее на Украине характерно тем, что мы наблюдаем вещи, рассчитанные на тупого обывателя.
После крушения малайзийского лайнера единственным доказательством причастности России к этой трагедии являются материалы в социальных сетях. Хочу отметить, что бюджет американского разведывательного сообщества составляет 68 млрд. долларов в год. И за все эти деньги в качестве уликовых материалов были представлены лишь украинские фэйки в социальных сетях.
Затем появились смонтированные материалы о том, что зенитно-ракетные комплексы «Бук» были сфотографированы на территории, контролируемой ополчением. Однако в скором времени последовало разоблачение: всё это лишь монтаж. И финалом стал брифинг в Госдепартаменте, где все обвинения в крушении малайзийского лайнера были повешены на Россию.
В этих условиях, надо отметить, российские военные провели контр-брифинг. Они организовали в Генеральном штабе открытую пресс-конференцию для российских и зарубежных СМИ. С опорой на данные спутниковой разведывательной системы представили истинную версию случившегося, подтверждающую несколько вещей.
Во-первых, было внешнее воздействие на этот самолёт. Он был отклонён украинскими диспетчерами от коридора, по которому следуют иностранные воздушные лайнеры. Хирургически точно его вывели в район, где имелась возможность его уничтожения огнём батарей украинской противовоздушной обороны, которые были накануне развёрнуты около Донецка. Плюс возникла версия по поводу украинского самолёта «Су-25», который был зафиксирован в точке, где произошла катастрофа, буквально в момент, когда всё случилось. Отрабатывалась вторая версия - по поводу того, что самолёт мог быть сбит путём пуска управляемой ракеты класса «воздух-воздух», а затем добит огнём из портовой пушки.
Далее мы наблюдаем развитие этой ситуации через Twitter американского посла в Киеве, который опубликовал некие совершенно мутные фотографии спутниковой разведки. Как выяснилось позже, это были снимки коммерческого спутника с бездоказательными обвинениями в том, что колонна «Буков» идёт сначала на Донбасс, потом с Донбасса. Госдепартамент США не рискнул публиковать те же самые материалы у себя.
Мы видим, что технологии масштабной информационной войны против России выродились в фэйки в соцсетях. Не было никаких объективных материалов, ни данных спутниковой разведки – притом что Америка просматривает территорию конфликта 24 часа в сутки.
Однако у западных обывателей сформировалось мнение, что виновата Россия. Последовала соответствующая реакция в СМИ, и наконец под предлогом ответных действий были введены санкции против РФ. На этом примере мы видим, как работают механизмы информационной войны на принятие требуемых политических решений. Ведь изначально Евросоюз не хотел вводить антироссийские санкции, исходя из интересов экономической выгоды. Но путём информационных манипуляций требуемый результат хотя бы частично был получен.
Что последовало после санкций? Полная тишина, нет новых сведений о трагедии над Донбассом, это уже никого не волнует. Первоначально обещали, что общественность через пару дней получит информацию с расшифрованных чёрных ящиков, – до сих пор этого нет.
Хочу обратить ваше внимание ещё на один интересный пример – ситуацию вокруг НАТО. Говорилось, что истинная цель европейской противоракетной обороны – защита от атак ракет со стороны таких стран, как Иран и Северная Корея. Разумеется, никто из европейцев не желает, чтобы на их голову упала ракета с ядерной начинкой. Соответственно, общественное мнение мобилизуется в поддержку этого проекта. Однако накануне саммита в Уэльсе выяснилось, что истинная суть этой противоракетной обороны – не защита Европы, а функционирование в качестве одного из элементов глобальной американской системы ПРО, цели и задачи которой - сбивать российские межконтинентальные баллистические ракеты в гипотетическом военном конфликте.
Также достаточно активно используется тезис о намерениях России атаковать, например, страны Балтии. Эта тема постоянно всплывает в речах политиков, дискуссиях. Я вспоминаю бывшего министра обороны Латвии, Артиса Пабрикса. У него постоянно возникали такие фантазии, которыми он делился с обывателями, под предлогом которых требовал увеличить расходы на оборону.
Это – пример информационной войны, которая ведётся совершенно тупо, однако действует на обывателей. В результате политические силы, которые жонглируют такими терминами, как «угроза со стороны России», закрепляют за собой определённый консервативный электорат, раз за разом выигрывают парламентские выборы, получают доступ к бюджету, устраивают своё безбедное существование.
Хотя если посмотреть на конфигурацию российских войск на западе, то можно увидеть, что она носит абсолютно оборонительный характер. У нас нет дивизий, остались только бригады. А бригады не предназначены для наступления. Общая численность группировок на западе России – снижена. На этом фоне проводятся учения стран НАТО, которые репетируют сценарии возможной войны. Разумеется, Россия вынуждена на это реагировать. Однако это только ответная реакция.
Надо ожидать, что в ближайшее время информационное противоборство между Россией и Западом, к сожалению, будет лишь усиливаться. Причём не по вине России - мы заинтересованы в хороших отношениях, а не в войне.