СССР спас человечество: пакт Молотова — Риббентропа предопределил разгром Гитлера
Владислав Швед
Глава МИД Польши Яцек Чапутович признал ведущую роль Советского Союза в разгроме нацистской Германии. При этом Чапутович в очередной раз поставил в вину Москве пакт Молотова — Риббентропа. Между тем соглашение о ненападении между Советским Союзом и Третьим рейхом стало ключевым фактором разгрома Гитлера. Без этой ситуативной сделки СССР был бы стремительно уничтожен, что предопределило бы мировое господство нацизма. Советский Союз спас человечество, и решающее влияние пакта Молотова — Риббентропа на исход войны признавали сами нацистские бонзы на Нюрнбергском трибунале.
В августе 1939 года Сталин предпринял последнюю попытку создать из Франции, Великобритании и СССР антигитлеровский военный союз. Но из-за неконструктивных позиций Парижа и Лондона и прямого противодействия Польши она провалилась. Советскому Союзу оставалось последнее — пойти на соглашение с Германией, получить от этого максимальную выгоду и оттянуть войну. Но она все равно была неизбежна.
После успеха в Австрии и Чехословакии Гитлер оказался подобен бегуну на старте. Свой забег к покорению мира он начал бы в любом случае, о чем предельно четко сказано в книге Mеin kampf. Советскому руководству дальнейшее развитие ситуации представлялось абсолютно ясно.
Не вызывает сомнений, что в 1939 году СССР не был готов к войне. Страна Советов невероятным напряжением сил, преодолев последствия Гражданской войны, совершила за две пятилетки стремительный рывок и вышла в разряд индустриальных мировых держав.
Однако количество еще не означало качество.
Следует иметь в виду, что в августе 1939 года Советский Союз был вовлечен в серьезный вооруженный конфликт с Японией, союзником Германии, на реке Халхин-Гол. Общая численность советских и японских вооруженных сил, принимавших участие в боевых действиях в районе Халхин-Гола, составляла более 130 тысяч человек. В военных действиях участвовало около 700 танков, более тысячи орудий и минометов, свыше 1200 самолетов.
По сути, шла малая необъявленная война, грозившая перерасти в большую.
Следует иметь в виду, что это была уже третья попытка Японии вооруженным путем проверить прочность советских границ. Воевать на два фронта для СССР было смерти подобно.
Известно, что в августе 1939 года Германия активно вела переговоры о заключении договора о ненападении (Пакта) не только с СССР, но и с Великобританией. Ей требовалось время для подготовки к военным действиям. Также следовало усыпить бдительность будущих противников.
Поэтому в Берлине одновременно готовились два полета для подписания договора о ненападении — Иоахима фон Риббентропа в Москву и Германа Геринга в Лондон.
При этом следует учитывать, что министр иностранных дел Англии лорд Галифакс в сентябре 1938 года заявлял: «…Германия и Англия являются двумя столпами европейского мира и главными опорами против коммунизма, и поэтому необходимо мирным путем преодолеть наши нынешние трудности... Наверное, можно будет найти решение, приемлемое для всех, кроме России».
Известно, что члены знаменитой «кембриджской пятерки», Дональд Маклин, работавший в британском Министерстве иностранных дел, и его коллега Гай Бёрджес, одновременно являвшийся сотрудником английской разведки, в 1939 году сообщали в Москву, что основная политика Лондона состоит в том, чтобы «работать с нацистской Германией против СССР».
Для Сталина было абсолютно ясно, что СССР в предвоенный период для Запада являлся жертвой, которую следовало «скормить нацистскому зверю».
Не случайно англичане в вопросах подписания пакта с Германией проявляли большую активность, нежели СССР. В июле 1939 года советник британского премьера Вильсон подготовил программу англо-германского сотрудничества, известную под названием «план Вильсона». В середине августа Риббентроп получил очередной вариант этого плана. Согласно ему, предусматривались заключение между Англией и Германией «оборонительного союза» на 25 лет, постепенное возвращение Германии колоний, «разграничение сфер интересов, включая признание специальных интересов Германии», и так далее.
Заключение пакта с СССР стало величайшим просчетом Гитлера, предопределившим крах Третьего рейха. Герман Геринг во время Нюрнбергского процесса постоянно твердил об этой роковой ошибке фюрера.
Последующие события показали, что советско-германский пакт в конечном итоге явился большой победой советской дипломатии. В результате СССР в войне против нацизма получил в союзники Англию и Соединенные Штаты Америки, что предопределило поражение нацизма.
Так пакт Молотова — Риббентропа позволил человечеству изменить свое будущее.
В августе 1939 года советское руководство стояло перед выбором: или подписать соглашение с нацистской Германией, или в недалеком будущем воевать на два фронта. При этом войну пришлось бы начинать под Минском и под Ленинградом.
Альтернативы подписанию пакта с Германией у СССР не было, так как в противном случае граница СССР с Третьим рейхом сдвигалась бы на восток на 250–300 км.
В итоге вермахт начинал бы наступление на СССР, находясь в 32 км от Минска. Следует также иметь в виду, что для советского руководства не были секретом планы Гитлера после захвата Польши оккупировать страны Балтии, благо там царили дружественные Германии профашистские режимы.
Если бы вторжение в СССР нацистская Германия начала от эстонской Нарвы, то немцы могли бы с ходу взять Ленинград.
Далее миллионная гитлеровская группировка армий «Север» заворачивала бы на Москву. В этом случае сибирские дивизии вряд ли смогли бы остановить немецкое наступление на столицу СССР в декабре 1941 года. Ну, а далее вступила бы в войну Япония, и, возможно, мировую историю сегодня писали бы историки Третьего рейха.
Последний аспект является особенно важным. Согласно подписанному 25 ноября 1936 года Антикоминтерновскому пакту, Германия и Япония договорились не заключать без согласия друг с другом взаимных соглашений с общим противником. В том числе и СССР.
Пакт Молотова — Риббентропа явился серьезным ударом по этим договоренностям. Германия, союзник Японии, «подложила ей большую свинью».
По сути, заключение пакта Молотова — Риббентропа означало то, что Гитлер отказался от более раннего Антикоминтерновского пакта, который подписала Япония.
Для самосознания японцев этот удар был крайне болезненным. Неслучайно 26 июня 1941 года замначальника Генерального штаба японских вооруженных сил Осаму Цукада заявил: «Даже если Германии ситуация будет казаться исключительно благоприятной, <…> мы не выступим».
В противном случае судьба Второй мировой действительно могла оказаться иной. Вопрос не только в том, что нацисты могли бы взять Москву и поставить СССР на грань поражения. На Востоке ситуация была бы не легче. Там военное превосходство японцев было полным. В сфере авиации оно было трехкратным, аналогично и в области военно-морских сил.
СССР спас мир
В случае победы над СССР Гитлер получал бы природные и людские ресурсы, а также территорию огромной Страны Советов. Никакая сила тогда не могла бы помешать ему осуществить план завоевания мирового господства. Не вызывает сомнений, что Англия сдалась бы на милость фюрера. Соединенные Штаты предпочли бы традиционно отсиживаться за океаном, пока германские ученые и инженеры не завершили бы создание новых видов оружия: атомной бомбы, межконтинентальной баллистической ракеты, реактивной авиации и тому подобного. Ну а далее военная ситуация развивалась бы в пользу нацистов.
Известно, что в конце войны Берлин от массового производства атомного оружия отделяли лишь месяцы. Утверждается, что в 1944 году и начале 1945 года Германия произвела три ядерных взрыва.
Правда, это были не вполне полноценные ядерные взрывы, но они серьезно двигали вперед атомную программу нацистов. Не случайно в январе 1945 года министр вооружений Германии Альберт Шпеер заявил: «Нам нужно продержаться еще один год, и тогда мы выиграем войну. Существует взрывчатка размером всего со спичечный коробок, количества которой достаточно для уничтожения целого Нью-Йорка».
Получив ресурсы СССР, Германия создала бы новое оружие существенно быстрее. В итоге человечество было бы обречено на многовековое нацистское рабство. О том, что Гитлер умел добиваться поставленных целей, говорят результаты его деятельности в 1933–1939 годах.
Не случайно в феврале 1945 года госсекретарь США Эдвард Рейли Стеттиниус на Ялтинской конференции заявил о том, что «американскому народу следует помнить, что он был на краю гибели в 1942 году. Если бы Советский Союз не смог удержаться на своем фронте, немцы получили бы возможность захватить Великобританию. Они бы оккупировали Африку и могли утвердиться в Латинской Америке. Эта угроза была постоянной заботой президента Рузвельта».
Начальник штаба американской армии, будущий госсекретарь США и автор плана экономической помощи Европе Джордж Маршалл в своем докладе «О победоносной войне в Европе и на Тихом океане», представленном им в декабре 1945-го руководству США, признал: «Мы до сих пор не осознали, на какой тонкой нитке висела судьба Объединенных Наций в 1942 году! Насколько были близки Германия и Япония к установлению мирового господства! И мы должны признать, что американская позиция в то время не делает нам чести».
Некоторые издержки реализации пакта Молотова — Риббентропа были той ценой, которую Польша и Прибалтийские государства заплатили за заигрывание с Гитлером.
Это, прямо скажем, ничтожная цена, если учесть, что в случае победы нацисты, как подчеркнул Гитлер 17 октября 1939 года, планировали зачистить территорию Европы от «евреев, полячишек и остального сброда».
Ряд политиков и историков сегодня пыжатся изо всех сил, пытаясь доказать преступность замыслов и политики довоенного советского руководства. В основном это люди, которым судьба не дала почувствовать тяжкое бремя власти и ответственности за решения, способные изменить ход истории не только страны, но и мира. Каждый из них страдает синдромом футбольного болельщика, суть которого «мнить себя стратегом, видя бой со стороны».
Главную оценку предвоенной политике СССР дала современность, тот мир, в котором сегодня существует человечество.
Он мог бы быть иным, миром нацистского рабства, в котором господствовали бы так называемые арийцы.
Остальные люди должны были беспрекословно следовать их приказам и, как планировали нацистские идеологи, поклоняться идолам, имеющим внешность Гитлера, установленным в храмах, прославляющих нацизм как идеологию, которая якобы спасла мир от коммунистического тоталитаризма и гибели.