Латышский ученик Попова, который создал радиосвязь в Латвии
Александр Филей
Российская империя уделяла приоритетное внимание развитию радио- и телеграфной связи в Остзейских губерниях — потенциальном театре военных действий с Германией. На территории будущей Латвии созданием системы радиосвязи руководил выдающийся инженер-конструктор Янис Линтерс — ученик изобретателя радио Александра Попова. Этот человек пережил две мировые войны, буржуазную Латвию, советский период и имитацию расстрела в годы нацистской оккупации Прибалтики.
В России телеграф начал стремительно развиваться еще в 1833 году — была проведена линия оптического телеграфа из Санкт-Петербурга до Варшавы. Она пересекала территорию будущей Латвии, а именно проходила через уездный город Витебской губернии Двинск (ныне Даугавпилс). В Двинске находилась одна из дирекций линии.
Чуть позже, 1 ноября 1852 года, на средства Рижского биржевого комитета была построена и сдана в эксплуатацию первая линия электромагнитного телеграфа, которая оказалась самой длинной в России. Она вела из Риги на лоцманскую станцию Больдер-Аа (северный левобережный микрорайон Болдераа), и проектировал ее специально приглашенный из Германии инженер Вернер фон Сименс, ставший основателем известной инженерно-технической династии, наследием которой является немецкий конгломерат с миллиардной прибылью.
Электротехники развили успех, и в 1855 году была построена линия, соединившая Санкт-Петербург, Двинск, Ковно и Варшаву.
В 1887 году была сдана в эксплуатацию еще одна внутрибалтийская линия — из Ревеля до Паланги через Пернов, Митаву и Либаву.
Наши российские ученые стоят у истоков более прогрессивного и современного вида связи — радиотелеграфа. Александр Степанович Попов, великий русский изобретатель, 7 мая 1895 года продемонстрировал действие прибора, получившего авторское название «грозоотметчик». Этот аппарат стал первым в мире радиоустройством, приспособленным для реализации беспроводного телеграфа.
В 1896 году итальянец Гуильермо Маркони на основе газетных публикаций о русском изобретении сконструировал приспособление, повторившее модель Попова, и подал патент «об улучшениях, произведенных в аппарате беспроводной телеграфии». Теперь, как известно, на Западе все помнят о Маркони, но мало кто хочет вспоминать о Попове.
У изобретателя было несколько способных учеников, и один из них — латыш Янис Линтерс, выдающийся инженер-конструктор.
Он родился 24 октября 1879 года в окрестностях Вендена (Цесис). Его альма матер — Петербургский электротехнический институт, который он закончил с отличием. Уже после 1908 года Линтерс был принят на работу в Главное управление почты и телеграфа российской столицы на должность помощника руководителя отдела. Много выступал с докладами от имени Петербургского телеграфно-телефонного технического общества.
Начальство высоко ценило инженерные способности Яна Линтерса, поэтому решило отправить его в командировку на Камчатку, где перед ним была поставлена задача определить место для проведения линии радиотелеграфа между Петропавловском и Николаевском-на-Амуре.
Вскоре петербургское управление поручило Линтерсу определить местоположение радиостанций в Риге, Либаве и на острове Роню. Умелый мастер тотчас взялся за дело, и к 1912 году были построены и сданы в эксплуатацию первые в истории Латвии радиотелеграфные станции, ставшие гордостью отечественной радиоинженерии.
Как и в 1852 году, основным спонсором строительных работ стал Рижский биржевой комитет. Первая станция увидела свет на Кундзиньсале (остров у Рижского порта). Правда, в дальнейшем Линтерс по указанию начальства снова был направлен на Камчатку, где руководил работами по строительству радиотелеграфной станции в Петропавловске.
Благодаря усилиям Линтерса в 1913 году в Лифляндии и Курляндии действовало 206 телеграфных аппаратов. Руководство Остзейских губерний и петербургское профильное ведомство уделяло развитию радиотелеграфной связи в Прибалтике повышенное внимание.
В год в Прибалтийском крае передавалось до 950 тысяч телеграмм. Однако во время немецкой оккупации все телеграфные линии и радиотелеграфные аппараты были демонтированы и разрушены. В плане связи прибалтийские территории были отброшены кайзеровскими захватчиками на век назад.
Советская республика 1919 года частично восстановила систему телеграфной связи, установив к маю 26 телеграфных аппаратов. К тому же правительством Петра Стучки были созданы профессиональные мастерские при управлении почты, телеграфа и телефона.
У Яниса Линтерса за плечами был прекрасный опыт работы в советском наркомате почты и телеграфа в Твери и Нижнем Новгороде. Хотя результаты его деятельности были выдающимися, командировки на Камчатку подорвали здоровье конструктора, и он вернулся в родительский дом.
1 августа 1919 года Линтерс снова оказался востребован: он был принят на работу в Латвийский департамент почты и телеграфа. Советская власть, установившаяся в Латвии на пять месяцев, создала хороший зачин для развития системы радиотелеграфной коммуникации.
В 1920 году Латвия установила радиотелеграфную связь с Германией. В 1921 году была налажена связь с советской Россией и Польшей.
Именно Янис Линтерс высказал мысль о необходимости строительства в Латвии радиопередатчика.
Работы по сооружению радиостанции были поручены французской фирме. 1 ноября 1925 года ученик Попова добился триумфа. Станция была открыта в присутствии министра связи Латвийской Республики на одноименной улице Радио.
Существенную помощь Линтерсу оказал руководитель радиоотдела департамента почты и телеграфа Альберт Мадисонс. В дальнейшем, в 1932 году, главные мастерские департамента почты и телеграфа были переоборудованы в завод ВЭФ, чья великая история до сих пор делает узнаваемым бренд Латвии на постсоветском пространстве.
Уже к 1940 году в Латвии существовало 106 телеграфных аппаратов.
Янис Линтерс после установления советской власти был вызван на допрос к следователю НКВД, где прямо и честно высказал мнение о том, что «марксизм-ленинизм в теории — это одно, а в жизни — совсем другое». Линтерса никто не арестовал, но его понизили до рядового техника. А через какое-то время его приемный сын Кирилл был взят под стражу; в ноябре 1941 года в отношении него был приведен в исполнение смертный приговор.
Тяжелые испытания выпали на долю Линтерса в годы немецкой оккупации.
Нацистская администрация, ставившая цель постепенного разграбления колонизованной Прибалтики, оценила Рижский радиофон в одну рейхсмарку и передала немецкому концерну Reichrundfunk.
Офицеры вермахта и полиции порядка вломились в здание Радиофона и учинили в нем разгром, забрав с собой со склада в качестве трофеев современную радиоаппаратуру.
Янис Линтерс предпринял попытку защитить имущество, однако был арестован.
Во дворе гестаповской тюрьмы на глазах у Линтерса расстреляли секретаря рижской телефонной сети «Рабочая молодежь». Самого Яниса Яновича поставили к стенке и дали приказ приготовиться к расстрелу. Однако через минуту последовало указание его освободить.
Вскоре после перенесенной психологической экзекуции пионер латвийского радиоинженерного дела удалился в окрестности Елгавы, где жил на территории одной из школ. После войны Линтерса привлекли в качестве техника для обслуживания восстанавливавшийся системы радиотелеграфной связи.
В советское время был дан новый импульс для развития телефонного и телеграфного дела, использованы современные технологии для усовершенствования системы связи.
С 1947 года завод ВЭФ начал разработку и внедрение аппаратуры абонентского телеграфа. С 1950 года в Латвийской ССР устанавливались факсимильные телеграфные аппараты.
А исторические традиции, приумноженные в советские годы, были заложены первопроходцем Янисом Линтерсом, учеником Попова, мужественным и честным человеком.