«Латышская Латвия» не летает: 100 лет Рижскому институту гражданской авиации
Александр Филей
В конце мая сего года свой столетний юбилей мог отметить Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА). Вуз с уникальной историей существовал до 1999 года, пока его не закрыли латышские националисты. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает о легендарном училище вместе с многолетним преподавателем и ректором РКИИГА Владимиром Анатольевичем Ходаковским.
В 1919 году возникла потребность в обслуживании военных самолетов, которые принимали активное участие в сражениях Гражданской войны. Именно поэтому в Киеве были открыты особые военные курсы в рамках Школы авиационных техников-механиков.
Из-за того, что в Киеве долгое время сохранялась политическая нестабильность, курсы переместились сначала в Москву, а в 1921 году — в Петроград (в дальнейшем Ленинград), где получили статус военно-авиационного технического училища.
Как рассказывает Владимир Анатольевич Ходаковский, во время Великой Отечественной войны большая часть курсантов была отправлена на выполнение боевых задач. Многие из молодых специалистов героически погибли.
В знак признания заслуг курсантов училище удостоилось ордена Боевого Красного Знамени и со 2 августа 1944 года начало называться Краснознаменным.
В мае-июне 1945 года училище было передислоцировано в Ригу. Переезду способствовала историческая традиция дореволюционного авиастроения в столице Латвийской ССР.
Отметим, что первые российские авиадвигатели производились в Риге на фабрике «Мотор» в Зассенгофе под руководством инженера Теодора Калепа. Владимир Ходаковский предполагает, что новое место было также связано с большим размахом национально-диверсионного антисоветского движения в Прибалтике, в связи с чем органы местной гражданской администрации нуждались в особой военной защите.
В это время Верховному Совету ЛССР активную поддержку оказывали войска Прибалтийского военного округа. Еще до начала 1950-х годов в лесах Латвии свирепствовало движение «лесные братья», осуществлявшее регулярные теракты против мирного населения.
А наличие такого военного училища в Риге могло играть роль фактора сдерживания.
В 1948 году училище было окончательно переименовано в Рижское высшее Краснознаменное инженерно-авиационное военное училище имени Климента Ефремовича Ворошилова. Параллельно существовало и Второе Ленинградское Краснознаменное военное училище, которое слилось с рижским вузом 31 июня 1949 года.
Когда Владимир Ходаковский в 1957 году поступил в военное училище Риги, в нем действовали четыре факультета. Механический факультет готовил специалистов в области обслуживании двигателей и гидравлики. Электроэнергетический подготавливал работников энергоустановок и специалистов в области аккумуляторов. Радиофакультет, один из важнейших, занимался подготовкой кадров в области навигации, локации и связи. Информационный отвечал за подготовку обеспечения полетов с земли и в воздухе.
Особое внимание в рамках подготовки специалистов уделялось радиолокационному делу, разработке оптических приспособлений для ведения авиабоев, а также обслуживанию бомбоприцелов.
Практически все курсанты в то время проходили стажировку на секретных военных объектах, в связи с чем подписывали клятву о нераспространении сведений.
Параллельно существовал еще и военный факультет авиавооружения, обучавший обслуживанию новейших видов соответствующего вооружения.
Владимир Анатольевич закончил три курса к 1960 году, когда последовал указ о переформировании высшего учебного заведения. Указ Президиума Верховного Совета и Совета министров был связан с «реформационной политикой» Никиты Сергеевича Хрущева, свято уверовавшего в миф об отсутствии необходимости развивать военную авиацию. Генсек полагал, что в условиях «холодной войны» можно обойтись одними ракетами.
Свои заблуждения Хрущев осознал только через три года. Тогда же, в 1960 году, согласно указу, военный вуз Риги прекратил свое существование.
Руководство СССР предположило, что основное военно-воздушное училище будет дислоцироваться в Киеве. В Харькове располагалось артиллерийское училище, а в Риге был создан гражданский вуз, получивший название Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА).
Между тем еще в 1962 году Конгресс США представил доклад, в котором были проанализированы причины серьезного отставания от СССР в области гонки вооружений и в сфере освоения космоса.
Конгрессмены, получившие консультацию экспертов, пришли к выводу, что отставание связано с недостаточно фундаментальной подготовкой специалистов еще на школьной скамье и в вузе. С тех пор американцы предпринимали попытки наверстать упущенные возможности.
После демобилизации 1,2 млн человек и варварского уничтожения реактивных бомбардировщиков ИЛ-28, которые могли нести тактическое ядерное оружие, стало понятно, что без авиации СССР не сможет конкурировать с западными государствами.
Власти страны осознали последствия ошибочной политики реструктуризации вузов, связанных с военной авиацией, к 1963 году, в результате чего среднее военное училище на Киш-озере начали превращать в высшее летное училище (в дальнейшем оно получило имя Якова Алксниса).
Владимир Ходаковский, преподававший в РКИИГА с 1965 по 1999 год, полагает, что советская система высшего образования существенно превосходила западную хотя бы по причине двуступенчатости научных степеней.
В СССР существовало особое звание кандидата, которое предполагало достижение первого этапа научного развития специалиста, а далее человек мог прогрессировать и получить звание доктора, в то время как в западной академической практике существовала (и существует) только докторская степень как апофеоз научной карьеры.
Этому эксперты США также уделили внимание при изучении факторов превосходства СССР в обеспечении высокого уровня военных разработок и освоении космического пространства.
В 1963 году после восстановления рижского военно-авиационного вуза был объявлен набор по всей стране и всему соцблоку. Рига и Киев набирали перспективных выпускников школ по принципу зонального планирования. В рижский вуз, открывший четыре курса, поступали студенты из Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, а также из таких отдаленных областей, как Магадан, Якутск и другие. В РКИИГА также учились студенты из дружественных иностранных государств, а также из Восточной Германии и Польши. Остальные поступали в Киев.
В разные годы в рижском вузе училось порядка тысячи иностранцев и от 5 до 8 тысяч студентов (в начале 1990-х годов — 1200 иностранцев и 8000 местных студентов).
Традиции вузовского братства, корпоративной сплоченности и товарищеской солидарности передавались из поколения в поколение. Одним из примеров взаимодействия на общественно-интеллектуальном уровне стало участие РКИИГА в играх КВН. Юрий Радзиевский в начале 1960-х годов сформировал команду из курсантов, которая показывала очень высокие результаты. В первый раз она заявила о себе в 1963 году, а в 1964 вышла в полуфинал, где члены жюри ее засудили, поскольку в другом полуфинале победу одержала команда из Киевского военно-авиационного института. Допустить участие в финальном состязании двух авиакоманд было трудно.
Однако к 1969 году ркииговская команда КВН одержала убедительную победу во всесоюзном противостоянии, взяв вожделенный кубок.
Сложные времена для вуза наступили в начале 1990-х годов; даже встал вопрос ликвидации образовательного учреждения и сноса самого здания.
В 1992 году состоялось историческое голосование: 97 из 100 депутатов поддержали сохранение вуза, но под новым именем — Рижское авиационное училище (РАУ). Так вузу удалось просуществовать до 1999 года.
За время работы в РКИИГА (РАУ) Владимир Ходаковский подготовил 22 кандидата наук и 12 докторов. По его словам, училище всегда отличали профессионализм преподавателей, новейшая советская авиатехника, особые представления о чести и доблести. Формировался мощный коллектив, который оказывал всестороннюю поддержку каждому из его участников, что и определяло высочайший статус вуза. Припев из гимна РКИИГА включал в себя рефрен: «За нами Рига, за нами небо, за нами весь аэрофлот». И этому принципу студенты-ркииговцы верны по сей день.