Культура Культура

«Латышская Латвия» не летает: 100 лет Рижскому институту гражданской авиации

В конце мая сего года свой столетний юбилей мог отметить Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА). Вуз с уникальной историей существовал до 1999 года, пока его не закрыли латышские националисты. Аналитический портал RuBaltic.Ru вспоминает о легендарном училище вместе с многолетним преподавателем и ректором РКИИГА Владимиром Анатольевичем Ходаковским.

В 1919 году возникла потребность в обслуживании военных самолетов, которые принимали активное участие в сражениях Гражданской войны. Именно поэтому в Киеве были открыты особые военные курсы в рамках Школы авиационных техников-механиков.

Из-за того, что в Киеве долгое время сохранялась политическая нестабильность, курсы переместились сначала в Москву, а в 1921 году — в Петроград (в дальнейшем Ленинград), где получили статус военно-авиационного технического училища.

Как рассказывает Владимир Анатольевич Ходаковский, во время Великой Отечественной войны большая часть курсантов была отправлена на выполнение боевых задач. Многие из молодых специалистов героически погибли.

В знак признания заслуг курсантов училище удостоилось ордена Боевого Красного Знамени и со 2 августа 1944 года начало называться Краснознаменным.

Владимир Анатольевич Ходаковский, многолетний преподаватель и последний ректор РКИИГА

В мае-июне 1945 года училище было передислоцировано в Ригу. Переезду способствовала историческая традиция дореволюционного авиастроения в столице Латвийской ССР.

Отметим, что первые российские авиадвигатели производились в Риге на фабрике «Мотор» в Зассенгофе под руководством инженера Теодора Калепа. Владимир Ходаковский предполагает, что новое место было также связано с большим размахом национально-диверсионного антисоветского движения в Прибалтике, в связи с чем органы местной гражданской администрации нуждались в особой военной защите.

В это время Верховному Совету ЛССР активную поддержку оказывали войска Прибалтийского военного округа. Еще до начала 1950-х годов в лесах Латвии свирепствовало движение «лесные братья», осуществлявшее регулярные теракты против мирного населения.

А наличие такого военного училища в Риге могло играть роль фактора сдерживания.

Завод Мотор, рижский пригород Зассенгоф (ныне микрорайон Засулаукс), где производились первые в истории России авиамоторы | Теодор Калеп с первым русским авиадвигателем, сконструированным в Риге в 1911 году

В 1948 году училище было окончательно переименовано в Рижское высшее Краснознаменное инженерно-авиационное военное училище имени Климента Ефремовича Ворошилова. Параллельно существовало и Второе Ленинградское Краснознаменное военное училище, которое слилось с рижским вузом 31 июня 1949 года.

Когда Владимир Ходаковский в 1957 году поступил в военное училище Риги, в нем действовали четыре факультета. Механический факультет готовил специалистов в области обслуживании двигателей и гидравлики. Электроэнергетический подготавливал работников энергоустановок и специалистов в области аккумуляторов. Радиофакультет, один из важнейших, занимался подготовкой кадров в области навигации, локации и связи. Информационный отвечал за подготовку обеспечения полетов с земли и в воздухе.

Особое внимание в рамках подготовки специалистов уделялось радиолокационному делу, разработке оптических приспособлений для ведения авиабоев, а также обслуживанию бомбоприцелов.

Практически все курсанты в то время проходили стажировку на секретных военных объектах, в связи с чем подписывали клятву о нераспространении сведений.

Параллельно существовал еще и военный факультет авиавооружения, обучавший обслуживанию новейших видов соответствующего вооружения.

Курсанты радиотехнического факультета, РКИИГА

Иностранные студенты из социалистических стран, учащиеся РКИИГА

Владимир Анатольевич закончил три курса к 1960 году, когда последовал указ о переформировании высшего учебного заведения. Указ Президиума Верховного Совета и Совета министров был связан с «реформационной политикой» Никиты Сергеевича Хрущева, свято уверовавшего в миф об отсутствии необходимости развивать военную авиацию. Генсек полагал, что в условиях «холодной войны» можно обойтись одними ракетами.

Свои заблуждения Хрущев осознал только через три года. Тогда же, в 1960 году, согласно указу, военный вуз Риги прекратил свое существование.

Космонавт Георгий Гречко посещает РКИИГА

Руководство СССР предположило, что основное военно-воздушное училище будет дислоцироваться в Киеве. В Харькове располагалось артиллерийское училище, а в Риге был создан гражданский вуз, получивший название Рижский Краснознаменный институт инженеров гражданской авиации (РКИИГА).

Между тем еще в 1962 году Конгресс США представил доклад, в котором были проанализированы причины серьезного отставания от СССР в области гонки вооружений и в сфере освоения космоса.

Конгрессмены, получившие консультацию экспертов, пришли к выводу, что отставание связано с недостаточно фундаментальной подготовкой специалистов еще на школьной скамье и в вузе. С тех пор американцы предпринимали попытки наверстать упущенные возможности.

Рижский Краснознамённый институт инженеров гражданской авиации. Один из лучших вузов СССР

После демобилизации 1,2 млн человек и варварского уничтожения реактивных бомбардировщиков ИЛ-28, которые могли нести тактическое ядерное оружие, стало понятно, что без авиации СССР не сможет конкурировать с западными государствами. 

Власти страны осознали последствия ошибочной политики реструктуризации вузов, связанных с военной авиацией, к 1963 году, в результате чего среднее военное училище на Киш-озере начали превращать в высшее летное училище (в дальнейшем оно получило имя Якова Алксниса).

Владимир Ходаковский, преподававший в РКИИГА с 1965 по 1999 год, полагает, что советская система высшего образования существенно превосходила западную хотя бы по причине двуступенчатости научных степеней.

В СССР существовало особое звание кандидата, которое предполагало достижение первого этапа научного развития специалиста, а далее человек мог прогрессировать и получить звание доктора, в то время как в западной академической практике существовала (и существует) только докторская степень как апофеоз научной карьеры.

Сотрудники кафедры технологии ремонта авиационной техники РКИИГА, фото с сайта russkije.lv

Этому эксперты США также уделили внимание при изучении факторов превосходства СССР в обеспечении высокого уровня военных разработок и освоении космического пространства.

В 1963 году после восстановления рижского военно-авиационного вуза был объявлен набор по всей стране и всему соцблоку. Рига и Киев набирали перспективных выпускников школ по принципу зонального планирования. В рижский вуз, открывший четыре курса, поступали студенты из Латвии, Литвы, Эстонии, Беларуси, а также из таких отдаленных областей, как Магадан, Якутск и другие. В РКИИГА также учились студенты из дружественных иностранных государств, а также из Восточной Германии и Польши. Остальные поступали в Киев.

В разные годы в рижском вузе училось порядка тысячи иностранцев и от 5 до 8 тысяч студентов (в начале 1990-х годов — 1200 иностранцев и 8000 местных студентов).

Торжественный марш студентов Института экономики и финансов в честь 60-летнего юбилея РКИИГА, 1979 год, Рига

Традиции вузовского братства, корпоративной сплоченности и товарищеской солидарности передавались из поколения в поколение. Одним из примеров взаимодействия на общественно-интеллектуальном уровне стало участие РКИИГА в играх КВН. Юрий Радзиевский в начале 1960-х годов сформировал команду из курсантов, которая показывала очень высокие результаты. В первый раз она заявила о себе в 1963 году, а в 1964 вышла в полуфинал, где члены жюри ее засудили, поскольку в другом полуфинале победу одержала команда из Киевского военно-авиационного института. Допустить участие в финальном состязании двух авиакоманд было трудно.

Однако к 1969 году ркииговская команда КВН одержала убедительную победу во всесоюзном противостоянии, взяв вожделенный кубок.

Участники команды КВН из РКИИГА.

Сложные времена для вуза наступили в начале 1990-х годов; даже встал вопрос ликвидации образовательного учреждения и сноса самого здания.

В 1992 году состоялось историческое голосование: 97 из 100 депутатов поддержали сохранение вуза, но под новым именем — Рижское авиационное училище (РАУ). Так вузу удалось просуществовать до 1999 года.

Статья, посвящённая 90-летию легендарного вуза

За время работы в РКИИГА (РАУ) Владимир Ходаковский подготовил 22 кандидата наук и 12 докторов. По его словам, училище всегда отличали профессионализм преподавателей, новейшая советская авиатехника, особые представления о чести и доблести. Формировался мощный коллектив, который оказывал всестороннюю поддержку каждому из его участников, что и определяло высочайший статус вуза. Припев из гимна РКИИГА включал в себя рефрен: «За нами Рига, за нами небо, за нами весь аэрофлот». И этому принципу студенты-ркииговцы верны по сей день.

Читайте также
5 июня 2019
Переписывание истории в последние годы стало характерной чертой для украинских исследователей. Параллельно с ними занимаются искажением исторических фактов и политики. Из последних перлов можно выделить высказывание нового президента Украины Владимира Зеленского о том, что авиаконструктор Игорь Сикорский является «знаменитым украинцем».
7 июня 2019
Интервью с сопредседателем Русского союза Латвии (РСЛ), депутатом Европарламента Мирославом Митрофановым.
31 мая 2019
Каждый человек, соприкасавшийся с электромоторами в советский период, слышал название «Вольта». Это эстонское предприятие было основано в 1899 году, когда Прибалтика переживала первый в своей истории торгово-промышленный бум, оказалось на грани банкротства после распада Российской империи, достигло расцвета после вхождения Эстонии в Советский Союз и было уничтожено после распада СССР.
7 июня 2019
Структура экономики Украины уже 5 лет подвергается серьезной деформации. В результате уменьшился удельный вес промышленности, особенно высокотехнологической, а термин «аграрная сверхдержава» стал предметом бесконечных злых шуток.