Развивали не только Ригу: фармацевтический завод «Олайнфарм» в советской Латвии
Александр Филей
Забота центральной власти об удовлетворении экономических потребностей Прибалтики в составе СССР была поистине отеческой. Развивалась не только советская Рига, но и целый ряд городков и поселков в столичной конгломерации, где возникали промышленные и высокотехнологичные предприятия — сначала небольшие, а потом выраставшие до градообразующих. Яркий пример — поселок Олайне, в котором был построен фармацевтический завод-гигант мирового класса.
В середине 1950-х годов из Риги в Олайне перенесли несколько небольших химических предприятий, а также построили завод по производству пластмасс. Новые мощности потребовали рабочих рук, и в город потянулись рижские специалисты и химики из союзных республик.
Население города неуклонно росло, число химических мануфактур увеличивалось. В 1963 году Олайне получил долгожданный статус поселка городского типа.
Место было тихим и спокойным, и постепенно у него сложилась репутация города, где живут лучшие в республике производители полимеров и пластиков.
Прошло всего лишь четыре года, и 20 февраля 1967 года Президиум Верховного Совета Латвийской ССР наделил Олайне званием города. Это сказалось и на целевом распределении финансовых потоков, обслуживавших стратегию индустриализации Рижского региона.
Эпохальным событием для города стало решение латвийских властей о строительстве крупного фармакологического комплекса.
Указ о создании предприятия был подписан Советом министров Латвийской ССР 4 декабря 1965 года. Само строительство началось в 1968 году.
Официальное боевое крещение предприятие приняло 10 октября 1972 года, когда в его лабораториях был синтезирован один из самых значимых лекарственных препаратов противомикробного действия — фурагин. В качестве соавтора препарата выступил выдающийся латвийский химик-органик Соломон Аронович Гиллер.
С самого начала на Олайнский химико-фармацевтический завод возлагались особые надежды.
Он должен был снабжать все заводы Советского Союза сырьевым материалом для производства различных лекарственных препаратов.
Это решение свидетельствует о советской политике по моделированию неразрывных внутриэкономических связей. Такого рода связи носили межрегиональный и зачастую межреспубликанский характер.
По этой причине распад СССР и последовавшее за ним разрушение логистико-производственных цепей оказались болезненными для всех бывших республик Советского Союза.
Отделение одной территории со своим производящим комплексом автоматически ослабляло всю систему производства, налаженного внутри советского государства, приводя к драматическим последствиям в том числе для такой жизненно важной отрасли, как фармакология.
Период 1970-х годов в целом стал золотым веком латвийской индустрии — электровычислительной, машиностроительной и, конечно же, химико-фармацевтической.
В позднебрежневскую эпоху Олайнский завод стал фарм-гигантом Прибалтики.
На предприятие приезжали работать сотни лучших профильных химиков со всего Союза. «Олайнфарм» регулярно поставлял ценное сырье на химико-фармацевтические заводы, действовавшие в Москве, Харькове, Киеве, Хабаровске, Грузинской, Азербайджанской, Армянской ССР, а также в отраслевые предприятия Зауралья и Сибири.
Благодаря умельцам из Олайне все эти заводы обеспечивались активными химическими ингредиентами и необходимыми полуфабрикатами. Это позволяло в соответствии с закономерностями плановой экономики наладить производство нужного количества лекарственных средств по госзаказу, которые оперативно поступали в распоряжение аптек и медучреждений и обслуживали систему здравоохранения страны.
К 1980 году на Олайнском заводе был освоен синтез пятнадцати препаратов.
Среди них отметим адамантан, противовирусные свойства которого подверглись исследованиям в Латвии, а также хинуклидинон и ипидакрин, который, в частности, используется при нарушениях нервно-мышечной деятельности.
А уже в 1984–1985 годах руководство предприятия приняло решение наладить производство готовых лекарств.
Важной страничкой «Олайнфарма» стало производство фенибута — уникального препарата стрессопонижающего действия, который часто применяется как ноотропное средство. В 1975 году он вошел в аптечку советского космонавта в рамках совместной миссии «Союз» — «Аполлон». Его синтезировали в 1964 году в Ленинграде.
С авторами фенибута Олайнское предприятие сотрудничало очень активно, и в 1982 году им была вручена Госпремия Латвийской ССР за книгу «Синтез, фармакология, клиника и внедрение в промышленное производство, в профилактическую и лечебную практику нового отечественного транквилизатора "Фенибут"».
Так в СССР была запущена эффективная система, строившаяся на взаимодействии между собой элементов триады — научно-практических центров синтезирования производных веществ, сырьепроизводящих фарм-предприятий (наподобие «Олайнфарма») и заводов по изготовлению конечных продуктов — лекарственных средств.
Система эта в условиях советской экономики носила, в отличие от западных предприятий, принципиально некоммерческий характер.
Экспериментальные лаборатории, поставщики сырья и производители лекарств находились на контроле у государственных структур, которые решительно пресекали любые попытки частных злоупотреблений.
Западные же страны пошли по пути последовательной олигополизации предприятий фарм-промышленности. Со временем они превратились в бенефициаров сверхприбыльного бизнеса и были интегрированы в глобальные транснациональные корпорации, единолично определяющие количество и качество производства жизненно необходимых лечебных препаратов.
Частью этой новой системы стал и постсоветский «Олайнфарм», который в начале 1990-х годов в условиях разрыва прежних кооперативных трансграничных связей наладил производство ведущих направлений синтеза в страны Запада. Предприятие вскоре было приватизировано, а его акции отправились в условно свободное плавание.
Так Олай, маленький поселок у железнодорожной станции, с 1950-х годов получил второе рождение, став сначала центром по производству пластмасс, а затем — с начала 1970-х — и химико-фармацевтическим форпостом.
Сегодняшний «Олайнфарм» достойно продолжает традиции, заложенные советскими предшественниками.
С 2011 года действует соглашение, по которому латвийское предприятие поставляет в ВОЗ противотуберкулезные препараты, а она затем распределяет их по нуждающимся странам.
Компания не осталась в стороне во время эпидемии коронавируса нового типа. В марте 2020 года «Олайнфарм» объявил о намерении подарить Университетской клинической больнице имени Пауля Страдиня оборудование для искусственной вентиляции легких на сумму сто тысяч евро для лечения людей, инфицированных вирусом COVID-19.