Культура Культура

К годовщине войны в странах Прибалтики начнется атака на советские памятники

Официальный Вильнюс решил отметить 70-летие победы над фашизмом очередным ударом по советскому прошлому. На минувшей неделе Центр культурного наследия Литвы предоставил заключение о ненужности правовой защиты скульптур на Зеленом мосту, развязывая руки правым политикам, переписывающим историю. По всей видимости, это юбилейное 9 мая Литовская столица встретит без памятника советским солдатам «На страже мира» скульптора Бронюса Пундзюса.

Литва: Зеленый мост без скульптур

Зеленый мост является одним из важнейших мостов Вильнюса и единственным мостом литовской столицы, украшенным скульптурами. Переправляющиеся через реку Вилию могут созерцать на гранитных постаментах изваяния «Учащаяся молодежь», «Промышленность и строительство», «Сельское хозяйство» и «На страже мира», изображающее двух советских войнов-освободителей.

Объекты зеленого моста, в том числе и нейтральные фигуры, с подачи правых политических сил давно стали символом «советского гнета» для национально настроенной части литовцев. Консерваторы неоднократно призывали городские власти избавиться от воспоминаний «постыдного прошлого», уничтожить скульптуры или хотя бы перевезти их в другое место. Изваяния с определенной периодичностью, в том числе и на 9 мая, подвергались актам вандализма, пачкались краской. А пространство Зеленого моста служило площадкой для митингов бывших диссидентов советского времени, сегодня обрушивающихся с критикой на правопреемницу Союза.

Учитывая запал литовских правых сил, скульптуры Зеленого моста давно бы переехали в парк Грутас под Вильнюсом, где сегодня вынуждены обитать демонтированные реликты Литовской ССР, если бы не тот факт, что данная группа советских памятников входит в список культурного наследия. Именно это мешало городским властям окончательно решить вопрос с ненавистными скульптурами.

Вилюс Навицкас («Союз Отечества»), мэр Вильнюса с февраля 2009 г. до 15 декабря 2010 г.:

«Я вам обещаю, что как только эти скульптуры будут вычеркнуты из списка, сразу же их снимут. Я действую по закону».

Еще в 2010г., в своем стремлении нанести удар по культурному наследию власти литовской столицы встречали упорное сопротивление со стороны Департамента культурного наследия (ДКН).

Альгимантас Дегутис, заместитель директора Департамента культурного наследия (ДКН) Литвы (май, 2010г.):

«ДКН пока такого обращения не получал, но, если получит, список (объектов культурного наследия – прим. RuBaltic.Ru) не изменит, поскольку это запрещено законом. В законе сказано, что из списка ничего вычеркнуть нельзя. Это сделано, чтобы нельзя было реагировать легко, политически ангажировано — что хочу, то и снимаю. Эти скульптуры появились вместе с мостом, это его составная часть. Целостность и должна охраняться по закону».

Однако национально ориентированные политические силы Литвы продолжали расширения «окна возможностей». Консерваторы инициировали в интернете сбор подписей под требованием демонтировать «пропагандистские скульптуры оккупантов», члены «Братства 13 января» пикетировали памятники с требованиями лишить их статуса объекта культурного наследия, а вильнюсский архитектор Аудрюс Амбрасас опровергая формулу «Джентльменов удачи» (кто ж его посадит, он же памятник?) предложил заковать скульптуры в «клетки» — металлические конструкции, задача которых символизировать дистанцию литовского общества от советского прошлого.

В конце 2014 года министром культуры Шарунасом Бирутисом (Партия труда) был издан указ, позволяющий отменить юридическую защиту культурных объектов с советскими или нацистскими символами, что дало возможность ДКН в Каунасе одобрить предложение о снятии советской символики с моста Витаутаса Великого. Таким образом решение Бирутиса лишило права считаться культурными объектами все строения, воздвигнутые во время нахождения Литвы в семье братских советских республик. Теперь осквернение надгробий советских солдат, освобождавших Литву от нацизма, на факты которого литовские правоохранители и так смотрели сквозь пальцы, и вовсе не назовут вандализмом.

В канун приближающихся муниципальных выборов, делая ставку на популизм, правые силы в столице снова решили инициировать дебаты о судьбе скульптур на Зеленом мосту. Однако в этот раз на сторону борцов с памятниками встал Центр культурного наследия Литвы, эксперты которого подготовили заключение о том, что комплекс памятников Зеленого моста «является целостным объектом времен советской оккупации, на котором изображаются знаки, описанные в приказе министра культуры, поэтому возможно только одно решение о необходимости правовой защиты — правовая защита не нужна». В данным момент этот документ находится в Вильнюсском Совете по оценке недвижимого культурного наследия, который и примет решения о сохранении или исключении скульптур из реестра культурного наследия.

Ранее мэрией Вильнюса было получено разрешение для демонтажа всех четырех скульптур комплекса на Зеленом мосту, якобы, для проведения реставрационных работ. При этом мэрия не раз подчеркивала, что пыталась найти мастеров для восстановления памятников, но конкурс, который «проводился несколько раз, так и не дал результата — никто не захотел ремонтировать монументы». Однако муниципалитет почему-то умалчивает, что несколько лет назад московский горсовет, возглавляемый в то время Юрием Лужковым, предложил восстановить скульптуры за собственный счет, на что вильнюсские власти ответили отказом, заявив о том, что Москва не имеет оснований претендовать на оказание такого рода помощи.

Теперь же скульптуры, вероятнее всего, уйдут в бессрочную и безвозвратную «реставрацию» не успев отметить свое 25-летия 11 марта. Памятники можно будет обновлять несколько лет, ссылаясь то на отсутствие мастеров, то на нарушение условий конкурса, то на заморозку проекта, а после, когда страсти вокруг скульптур Зеленого моста приулягутся, сообщить о решении перенести еще один объект «последствий оккупации» в парк Грутас, имитирующий стиль советских лагерей системы ГУЛАГ.

Многоходовая, но незамысловатая стратегия литовских националов по утилизации скульптур уже вызвала ответную реакцию в соседнем Калининграде. Так, у памятника литовскому философу и поэту Людвикасу Резе в сквере на проспекте Победы появился плакат с обращением, призывающим литовского президента отказаться от намерений демонтировать комплекс памятников: «Даля, будь осторожна — не трогай скульптуры на Зеленом мосту!». Но вряд ли «Даля» захочет услышать подобный призыв.

Эстония: «Бронзовые ночи» в Тарту

Борьба с застывшими изваяниями, не способными дать ответ агрессору, не является чем-то новым для Прибалтийских республик. Так в 2006 году фракция эстонских националистов «Союз отечества» в таллиннском горсовете выступила с требованиями убрать из центра столицы «Бронзового солдата» («Памятник освободителям Таллина от немецко-фашистских захватчиков»), ранее неоднократно оскверняемого экстремистами. Необходимость переноса памятника правые политики объясняли тем, что «Бронзовый солдат — знак для тех, кто хочет проводить в центре эстонской столицы манифестации против независимости Эстонии».

Инициатива националистов нашла отклик у других политических сил. Тогдашний премьер-министр Андрус Ансип (Партия реформ Эстонии) в ходе своей избирательной кампании в надежде отнять голоса у националов пообещал перенести монумент на Военное кладбище. В результате Ансип сумел протащить через парламент закон «О защите воинских захоронений». Несмотря на благозвучное название, принятая норма отныне позволяла переносить останки военнослужащих, захороненных в «не соответствующих этому назначению местах».

В ночь на 26 апреля начались подготовительные работы по демонтажу памятника, и уже на следующий день на площади собралось огромное количество противников переноса «Бронзового солдата». Мирный митинг перешел в столкновения демонстрантов и полиции.

В ходе беспорядков, продолжавшихся несколько дней, один человек погиб, 156 человек пострадало, более тысячи было задержано, а общий материальный ущерб, нанесенный городу, составил более полумиллиона евро. Аресту подверглись лидеры движения «Ночной дозор», пытавшиеся не допустить перенос монумента. Позже оправданы судом.

30 апреля 2007 года, демонтированный «Бронзовый солдат» был установлен на военном кладбище Таллина.

Перенос монумента и ликвидация последствий беспорядков обошлись правительству Ансипа в 4,5 млн евро, однако общий экономический ущерб, нанесенный Эстонии от скрытых санкций России в отношении эстонских предприятий, по мнению бывшего премьер-министра Эстонии Тийта Вяхи, составил 8 млрд евро ежегодно.

Систематическая борьба с советскими памятниками в Эстонии продолжается до сих пор. Так, эстонские националисты ежегодно выступают с требованием перенести в Тарту монумент советским войнам в Тарту, погибшим при освобождении города, упоминая при этом о необходимости установить памятник эстонским и немецким солдатам, воевавшим на стороне Третьего рейха.

Латвия: Переименовать памятник Победы в «совковятник»

Каждый раз предметом конфликта в латвийском обществе накануне 9 мая становится судьба памятника Освободителям Риги — мемориального комплекса на левом берегу Даугавы, торжественно открытого в 1985 году. Ежегодно в День победы к памятнику приходят порядка 200 тыс. латвийских жителей, что свидетельствует о значимости этого символа для русскоязычного населения страны. При этом монумент подвергается систематическим атакам со стороны национально ориентированной части общества.

Райвис Дзинтарс (Нацобъединение), депутат латвийского Сейма

«Решение парламента Эстонии (демонтаж и перенос «Бронзового солдата» - прим. RuBaltic.Ru) послужит хорошим примером для Латвии. Нам нужно последовать примеру соседей и освободить парк Победы от символов оккупации чужого государства».

Артис Пабрикс («Единство»), депутат Европейского парламента

«Так называемый памятник Победы в Риге — символ, который не связан с захоронениями солдат, но имеет большой политический вес. Многим, отмечающим Победу, важно не вспомнить участников войны, а удержать страну в геополитический сфере, переставшей существовать двадцать лет назад. Несмотря на то, что с моральной точки зрения памятник надо снести, такой поступок имел бы слишком много опасных последствий».
В 1997 году член ультранационалистической организации «Перконкрустс» Игорс Шишкинс совместно с единомышленниками, движимые «ненавистью к русским оккупантам» привели в действие взрывное устройство с 70 кг тратила у памятника Освободителям Риги. Акт подрыва монумента произошел не так, как планировали борцы с монументом. Взрывное устройство сработало преждевременно, двое «перконкрустовцев» погибли на месте. Памятник при этом получил лишь незначительные повреждения, а идеолог подрыва Игорс Шишкинс получил 2 года и 8 месяцев тюрьмы.

В 2013 году национально настроенным активистам удалось собрать в интернете более 10 тыс. подписей за снос мемориального комплекса и восстановление на его месте исторической планировки. Формально такого количество подписей было достаточно, чтобы вверить судьбу памятника Освободителям Риги латвийскому Сейму. Однако мемориальный комплекс находился и продолжает находиться под защитой латвийско-российского соглашения об охране памятников, на что и сослалась Комиссия по мандатам, этике и заявлениям, в своем отказе в правомочности включения вопроса о сносе памятника в парламентскую повестку дня. Голосования в Сейме не состоялось.

Разочаровавшись в решении Комиссии, Национальное объединение решило пойти на «полумеры» и выступило с предложением переименовать памятник. По мнению политиков, нынешнее название памятника содержит «бредовые, лживые, основанные на традициях советской историографии данные».

Коллега националов, экс-министр обороны, а ныне евродепутат Артис Пабрикс («Единство») даже придумал «креативное» название — совковятник». Однако и это инициатива не нашла поддержки.

Артис Пабрикс («Единство»), депутат Европейского парламента

«Я думаю, что 9 мая нам этот памятник нужно звать не Памятником Победы. Во время Народного фронта памятник Ленину звали «ленинником» («ļeņineklis»), этот памятник ничто иное как «совковятник», так как у него собираются те люди, которые все еще живут в Советском союзе и советской системе. К сожалению, это реальность».

Правые политические силы Прибалтики по-прежнему продолжают переписывать историю, занимаясь пересмотром итогов Второй мировой войны. Для национального строительства молодым государствам нужен свой пантеон героев. А где их взять, если новая идентичность строится исключительно на отрицании советского прошлого? — Только среди «борцов за свободу», дававших отпор «коммунистическим агрессорам». Да вот миф о новых «героях», сражавшихся за «свободу», несколько портят факты участия в преступлениях против человечности и массовых убийствах. Вот прибалтийские политархитекторы и уничтожают памятники советской эпохи, строя новый дивный мир, где преступник должен превратиться в жертву.