В рамках спецпроекта «Завтрак RuBaltiс.Ru» 26 июля прошла встреча с историком, журналистом, радиоведущим Арменом ГАСПАРЯНОМ. Приглашенный эксперт рассказал о «лесных братьях», глорификации нацизма в Прибалтике, советской «оккупации» и других больных вопросах в историческом поле стран бывшего СССР (окончание. Начало здесь):
Об ошибках Советского Союза, мифах и «лесных братьях»
Все вы, наверное, видели трансляции 16 марта из Латвии. В августе, наверное, покажут очередной слет легионеров СС Эстонии. Откуда они в таком невероятном количестве? Дело всё в том, что подавляющее большинство этих самых легионеров, пройдя инфильтрационную комиссию, было тут же поставлено в строй советской армии. Они продолжили войну уже в форме солдат и офицеров РККА. Некоторые латышские легионеры даже охраняли Нюрнбергский военный трибунал со стороны союзников. Представьте, эсэсовцы охраняют процесс над СС.
Потом последовали амнистии. Те, кто постарше, помнят, что в СССР обожали к годовщине Победы, ко дню рождения Ленина, годовщине Октябрьской социалистической революции амнистировать всех этих людей. В результате они прекрасным образом сохранились. А в конце 80–90‑х годов наступил их звездный час. Естественно, что именно эти люди приняли самое деятельное участие в так называемом историческом ревизионизме. Что это означает?
Было три страны с молочными реками и кисельными берегами. Жили они не тужили, но «проклятый азиатский Мордор» в какой-то момент «вторгся» и «закабалил» их. А потом пришли союзники-немцы в 1941 году и освободили Прибалтику.
Да, было совершено некоторое количество неблаговидных деяний, но они, в принципе, укладывались в канву европейской политики той эпохи. «Никаких дивизий СС не было, это были части национальной армии; просто они должны были где-то служить, а поскольку служить было особенно негде, их приняли в СС. Но на самом деле они держали фигу в кармане и Гитлера не любили».
После окончания войны выживший контингент, соответственно, решил, что нужно продолжить борьбу с оружием в руках. И отсюда появляется история «лесных братьев». Я думаю, что не осталось человека, который бы не смотрел ролик, снятый НАТО. Наш МИД принял участие в полемике и, к моему огромному удивлению, порекомендовал всем желающим послушать программу с моим участием на радиостанции «Вести FM». Хотя я там очень тезисно обозначил основные болевые точки, связанные с деятельностью «лесных братьев», это всё-таки была не научная конференция.
Естественно, что «лесные братья» — это сейчас национальные герои в Прибалтике. Пока меня еще туда (в Прибалтику — прим. RuBaltic.Ru) пускали, я привозил оттуда значительное число «макулатуры», посвященной этим удивительным людям. Интересно, что про «лесных братьев» в Прибалтике книги на английском языке есть. Пожалуйста, это для туристов. Про Эстонский и Латвийский легионы СС литература только на местном языке. И не дай бог какой-нибудь англичанин, немец, француз откроет книгу и схватится за сердце. Про «лесных братьев» книги будут продаваться в самых крупных книжных магазинах, а про легион СС — в строго определенных местах, которые нужно знать. Обычный посетитель, турист в Латвии, Эстонии, Литве ничего подобного не найдет.
Построен миф, что «лесные братья» — это замечательное демократическое формирование. Да, они боролись не совсем парламентскими методами, но боролись против «оккупантов». А что есть «оккупанты»? Это солдаты и офицеры советской армии, солдаты Внутренних войск МГБ, милиция, партийные и несчастные девочки-учителя, которых по распределению туда отправляли.
Девочки-учителя, собственно, составляли самый большой процент убитых в Прибалтике и на Западной Украине. Конечно, никто не говорил в советской печати или на московском радио о том, что на самом деле происходит в Прибалтике. Все думали, что там мирная жизнь. Приезжали несчастные девушки, которых потом убивали, но давайте обойдемся без подробностей. Обо всём этом можно узнать, но детям, женщинам, людям с неустойчивой психикой крайне не рекомендую, потому что подробности весьма кровавые, а следственные документы безжалостно их фиксировали. Потому что на тот момент никто не собирался это публиковать.
Правда состоит в том, что, например, в Литве 80% жертв «лесных братьев» — это вовсе не буряты, чеченцы, русские и кто угодно другой, это сами литовцы. Потому что многие просто хотели мирной жизни.
Что мы с вами знаем о войне? По фильмам. А люди через это прошли и хотели просто жить. Жизни им как раз и не давали. Попытка встроиться в мирное русло, забыть о тех ужасах и кошмарах, которые были с 1941‑го по 1945 год, этой публикой («лесными братьями» — прим. RuBaltic.Ru) воспринималась как жесточайшее предательство, и человек подлежал смертной казни. Абсолютно такая же методика действий была на западе Украины.
Обо всём этом в прибалтийских изданиях вы не найдете ни строчки. Это очень невыгодно вспоминать. Выгодно создать миф о том, что «мы были хорошие и пушистые, а пришли злые враги-москали и начали нас убивать и уничтожать». Реальность, повторяю, была несколько иной.
«Промахи» Нюрнбергского трибунала
Возникает следующий вопрос: «Что делать в этой связи?» Потому что в трех странах построена своя очень своеобразная историческая модель, которая является, во-первых, злостной фальсификацией истории, во-вторых, противоречит вердикту Нюрнбергского военного трибунала. Кстати, именно по этому поводу идет вечное «бодание» между Москвой и Прибалтикой. Мы тут сами во многом виноваты, и это надо признать.
Дело в том, что Нюрнбергский военный трибунал не рассматривал преступления иностранных дивизий СС и кавалерийских частей. Именно по этой причине в вердикте ничего не сказано по поводу эстонцев, латышей, западных украинцев и т. д.
Осудили саму систему, осудили организацию СС, а эту публику отдельным пунктом не внесли. Во многом потому, что в Советском Союзе была удивительная история об интернационализме, братской семье народов, в которой если и есть подлые отщепенцы, то их мало.
Никто ведь не думал тогда, что пройдет 45 лет, единая страна распадется и Россия получит этот ворох проблем. Наивно полагать, что он связан только с прибалтами и западными украинцами: такие же процессы идут в Молдавии, были в Грузии, есть националистическая прослойка в братской Беларуси и т. д. И националисты как раз оперируют тем, что это тоже часть истории наших стран, что коммунисты им лгали и построена неправильная схема. На этом прибалты сегодня и паразитируют.
Что делать? Вся надежда на господ-журналистов
Как этому сегодня можно противостоять? Это самый главный и сложный вопрос. Наверное, можно делать вид, что всё это ерунда, пускай они там варятся в собственном соку. Потому что обреченность экономик Прибалтийских стран всем абсолютно очевидна.
Есть даже анекдот, что последний латыш, который покинет Ригу, должен погасить свет в аэропорту. Такая же проблема существует в Литве и Эстонии.
Кто-то говорит: давайте собирать межпарламентские комиссии и общаться с прибалтами, мы будем аргументы какие-то приводить, а они нас будут слушать. Прибалты прям разбежались!..
Я приведу вам один замечательный пример. Было это в 2012 или 2013 году, эти удивительные люди из Латвии решили презентовать в Москве очередной фундаментальный труд о том, как их «оккупировали», «геноцидили», «истребляли» и как они «боролись за свободу».
Два человека попытались прийти на это мероприятие. Я позвонил организаторам, чтобы меня аккредитовали. На что мне было сказано, что таких, как я, они видеть не хотят. Повторяю, это в Москве. Естественно, что после того, как эта эстрадная акция была проведена с небезызвестным Александром Дюковым, мы подняли большую бузу по этому поводу. В результате это чудесное мероприятие не было проведено.
Это к вопросу о том, что межпарламентские способы, научные конференции и т. д. ровным счетом ничего не дадут. Никто не будет слушать. Подавляющее большинство людей, которые могут что-то внятное рассказать по поводу Прибалтики, давным-давно «забанено» там. То, что мы говорим здесь, зачастую будет игнорироваться прибалтийской политической публикой.
Что остается? Наверное, рассчитывать только на коллег-журналистов, которые будут доносить позицию страны и историческую правду до Балтийского региона. Дело в том, что в Прибалтике крайне внимательно следят за тем, что происходит в информационном поле.
Памятники, интересная «макулатура»
В Прибалтике строят и открывают памятники карательным подразделениям. Представьте, что кому-то пришла в голову идея на территории Германии поставить памятник, условно говоря, солдатам первой дивизии СС, мотивируя это тем, что, согласно оксфордскому научному мнению, эта часть была одной из самых стойких в мировой истории. Не надо объяснять, что после этого вы с этой инициативой окажетесь в тюрьме, где проведете следующие семь-десять лет.
А когда вы выйдете на свободу, то будете находиться под неусыпным контролем полиции. И после вашей следующей выходки вы получите просто больший срок. В Германии всё это идеально отточено. А в Прибалтике — пожалуйста, памятники такие существуют. В Таллине стоит памятник местному легиону СС, в Риге есть памятник, в Литве тоже с этим всё хорошо.
Остается только одно — рассказывать правду. Если мы будем молчать, схема эта будет и дальше развиваться, обрастать дополнительными подробностями.
Недалек, наверное, тот час, когда выяснится, что евреев уничтожали русские, а вовсе не латыши, литовцы и эстонцы. Я думаю, они сейчас на этой ниве и будут работать, пытаясь доказать, что это были переодетые подразделения диверсантов НКВД, а те документы, которые существуют, — это не более чем подделка путинских пропагандистов.
Я сейчас абсолютно не шучу, потому что мой хороший друг Руслан Панкратов привез мне книгу про «детский оздоровительный лагерь», не удивляйтесь, «Саласпилс» — лагерь смерти, о котором все знали в Советском Союзе. Согласно книге, это был «детский оздоровительный лагерь», в котором манной кашей кормили, в баскетбол с детьми играли и всё хорошо было. Эта замечательная книга построена на дневниках двух надзирателей. Не на тех документах по Саласпилсу, которые известны, а на дневниках надзирателей.
Из Эстонии я привез очень толстую книгу на эстонском языке (в серии их четыре) о кавалерах Рыцарского креста Эстонского легиона СС. Читаешь и понимаешь, что «Сага о Зигфриде» отдыхает. Такие сплошь положительные люди. При этом там нигде не уточняется, чем занимался Эстонский легион СС: просто солдаты, как и все остальные. С такой точкой зрения можно жить и даже обманывать местное население.
Любой желающий ознакомиться с деятельностью легионеров СС не обязательно должен ехать в Москву — можно поехать, как настоящие европейцы, во Фрайбург, в Военный архив Германии. Там можно посмотреть все документы по этому поводу.
Кстати говоря, в Германии все документы многократно издавались. У немцев вызывает удивление, что по этой теме возможна какая-либо полемика в Прибалтике. Когда немцам рассказываешь, что происходит в Прибалтике, они говорят, что такого быть не может. Потому что в их газетах молчат об этом, по телевидению не рассказывают. А теперь еще и игровой ролик НАТО появился, европейский обыватель понял, что это были всего лишь борцы с тоталитаризмом.
Кто будет вспоминать о десятках тысяч жертв? Они никому не интересны: ни русские, ни евреи, никто, кого эта публика методично истребляла на протяжении нескольких лет. Они выпали из истории, их не существует. Их помним только мы.
Тяжелейшая ошибка Советского Союза была в том, что говорить о Холокосте очень не любили. У нас «Черная книга» была издана только 3 года назад. Хотя ее написали здесь очевидцы этих событий. А на Западе она вышла давно, и там все знают, что происходило. В СССР же старались этот факт замолчать, хотя те евреи, которых истребляли летом 1941 года в Литве и Латвии, были гражданами Советского Союза.
Много ошибок было сделано политическим руководством СССР. Часть из них мы вынуждены сегодня наблюдать и каким-то образом стараться противостоять их последствиям. Противостоять, вне всякого сомнения, нужно, потому что мы заплатили за победу над нацизмом, в том числе над нацизмом прибалтийским, очень страшную цену — 27 миллионов бесценных человеческих жизней. Если мы начнем об этом забывать, то рано или поздно у нас вырастет поколение, которое предложит взглянуть по-новому на те события. И фундамент для этого существует.
Не только прибалтийская или западноукраинская эмиграция составила гигантское число работ по этому поводу, русская эмиграция — тоже.
У меня в коллекции есть книга, где в первых строчках отмечается, что «нравственный подвиг» генерала Власова не нуждается в какой-то реабилитации. Если не будем об этом говорить, это всё придет сюда, тем более что схема отлажена.
Четырнадцать с половиной килограммов литературы я вывез из Эстонии из издательства «Гренадер». Директор чуть не плакал от восторга: я, по-моему, был первый посетитель за полгода. Он мне еще кучу бонусов надавал: игральные карты, календарь.
Календари с плакатами легиона СС действительно существуют, и это достаточно доходный бизнес. В 1990‑е выпускались обложки для паспортов, школьные тетради, игральные карты, магниты на холодильник.
Если на это всё не отвечать, то рано или поздно оно придет к нам. Тем более что деятельность подобного рода всячески поощряется в Прибалтике и не только.
Нельзя впадать в уныние, нужно симметрично и асимметрично отвечать на наболевшие вопросы и перестать стыдиться. Чувства стыда в политике, на мой взгляд, быть не должно. За свой стыд мы сейчас расплачиваемся. Нам было стыдно говорить о многих вещах, за что мы и получили. Разумный человек должен на неудачах наживать моральный капитал. Надеюсь, что именно это всё-таки и произойдет.