Как Польша, Украина и Беларусь подарили России вертепы на Рождество
Виктория Иванченко
Празднование Рождества Христова связано с традицией рождественских вертепов. Вертеп по-старославянски означает «пещера» и указывает нам на пещеру в Вифлееме, где более 2000 лет назад родился Иисус Христос. Сегодня Вифлеемская пещера находится на территории Палестинской автономии внутри Храма Рождества Христова, построенного еще в 339 году по указанию византийского императора Константина Великого и никогда не разрушавшегося вопреки всем политическим бурям. RuBaltic.Ru рассказывает, как традиция рождественского вертепа распространялась с Запада на Восток и попала в Россию из Польши, Украины и Беларуси.
Вертеп в славянской традиции имеет два вида и два значения. В первом случае вертеп — это модель Вифлеемской пещеры, которую ставят в домах, в храмах, иногда на улицах — около храмов и монастырей, на площадях городов. Модель может быть как миниатюрной по своим размерам, так и превышающей человеческий рост, и обычно по композиции соответствует правилам иконописи при изображении Рождества. Материалов и техник исполнения — огромное количество. Например, в Якутии можно встретить вертепы, сделанные изо льда, а в Ватикане в этом году поставили вертеп из песка (автор, к слову, — россиянин Илья Филимонцев). В европейских странах также издавна встречаются механические вертепы.
Сюжеты вертепа — Рождение Иисуса Христа, поклонение пастухов Христу, приношение даров волхвами. В композиции с Христом непременно присутствуют Дева Мария и Иосиф Обручник, а наряду с пастухами или волхвами также обычно есть изображения Вифлеемской звезды, ангелов, животных в хлеву. Над фигурами в вертепе из елочных и сосновых ветвей или из снега (на улице) часто делают специальный навес, имитирующий пещеру.
Сама традиция таких модельных вертепов родилась на Западе в католической среде. Считается, что ее основоположником является итальянец Франциск Ассизский.
В Италии, родоначальнице традиции «презепе», то есть вертепов, по-прежнему очень трепетно относятся к их установке в храмах и на улицах итальянских городов перед праздником Рождества Христова. В Неаполе, например, и вовсе существует отдельная улица Сан-Грегорио-Армено, заполненная вертепами ручной работы, изготовленных для продажи.
А в Российской империи такие рождественские сценки были особенно популярны в дореволюционный период, но затем, после революции 1917 года, традиция была на долгое время прервана.
Есть и второй вид вертепа — театральный. В этом случае вертеп представляет собой переносной ящик с несколькими этажами (до четырех, но обычно их два), где разыгрывается кукольная сцена на тему Рождества.
Сначала традиция рождественских кукольных театров пришла из Польши на территорию современной Украины и Беларуси, затем распространилась и в остальных частях Российской империи. Исследователи считают, что основной средой для распространения театральных вертепов стало украинское студенчество.
В белорусской, реже украинской традиции вертеп именуется батлейкой (происходит от латинского названия Вифлеема — Bethleem). На Закарпатье вертеп по аналогии — бетлегем.
Рождественские представления ставились среди народа — вертепы носили по избам и ярмаркам. Фигурки кукол обычно делались из доступных дешевых материалов — дерева, глины, пряжи, тканей. С особой тщательностью нужно было создавать образы Спасителя и Богородицы.
Помимо сцены Рождества и поклонения Христу пастухов и волхвов, которая ставилась на верхнем этаже кукольного строения, вертеп также изображал на нижнем этаже сцены с царем Иродом — избиение Вифлеемских младенцев и смерть Ирода с его дальнейшим попаданием в ад.
Затем следовала вторая часть постановки — обычно на бытовую и народную тему. Со временем отдельно оформилась и профессия бродячих исполнителей — вертепщиков.
В конце ХVIII века ввиду популярности вертепов в России даже возникла своя династия вертепщиков, хранивших традиции представлений, — род Колосовых.
Постепенно вертеп из рождественского и религиозного все больше превращался в светский театр, где главное место занимали уже не сцены из Евангелия, а постановки второй, «бытовой» части — комедии и разные «балаганные» сценки. Такие вертепы были популярны на Масленицу и могли проводиться даже летом.
Однако после революции вертепы наряду с традиционной рождественской елкой были запрещены. И если к елке в СССР вернулись достаточно быстро — в 1935 году, сделав ее уже не рождественской, а новогодней, то к изучению и воссозданию вертепов всех видов удалось возвратиться лишь в 1980-х.
Фольклористам пришлось не только восстанавливать общий вид и убранство вертепа, но в случае кукольного театра еще и заново изучать технику управления куклами — многие секреты были утрачены и забыты.
Иногда вертепом называют «живые представления» на тему Рождества, которые также зародились в Италии. Такая форма рождественского представления по-прежнему распространена как в западно-христианских, так и в православных странах.
Сегодня традиция вертепов на постсоветском пространстве особенно популярна в Беларуси и на Украине, откуда она и пришла на территорию современной России. Но в целом вертепы распространились по всему бывшему СССР.
Вертеп как композиция и как театр по традиции рассказывает о Рождестве вплоть до окончания Святок: до 18 января — Крещенского Сочельника. А затем и церковь, и весь народ переходят к празднованию Крещения.