Александр Барташевич: «Искусство – лучший вид дипломатии»
Елизавета Болдова
В «сердце Латгалии» городе Резекне активно идёт подготовка к проведению II Международного кинофестиваля «Open Place», участие в котором примут молодые режиссёры из стран Балтийского региона. Однако после недавних событий на юрмальском фестивале «Новая волна» сложно предугадать, насколько гостеприимство городских властей Резекне по отношению к российским гостям будет соответствовать позиции латвийских правительственных кругов. О том, чего следует ожидать от приближающегося кинофестиваля и как следует относиться к попыткам политизации культурных взаимоотношений России и Латвии, портал RuBaltic.Ru поговорил с мэром города Резекне Александром БАРТАШЕВИЧЕМ:
- Г-н Барташевич, уже второй год Вы будете принимать в Резекне Международный фестиваль короткометражных фильмов стран Балтийского моря. Почему для проведения фестиваля был выбран именно Ваш город?
- Дело в том, что это была инициатива самих городских властей. Мы делаем достаточно много для того, чтобы развивать культурную составляющую нашего города. И поскольку инициатором всего этого мероприятия было городское самоуправление, другого места не могло и быть. Город Резекне сам выразил готовность реализовать подобный проект, появилась идея организовать кинофестиваль, и это удалось сделать благодаря одному из наших соотечественников – Сергею Лихоткину, а также Сергею Новожилову (секретарь Союза кинематографистов России – прим. RuBaltic.ru), большому и серьёзному эксперту в области кино. Кроме того, у нас появился концертный зал. Сочетание всех этих факторов привело к тому, что идея прижилась.
В первый год возникали некоторые сложности, связанные, в первую очередь, с организацией. Оно и понятно, потому что первый раз делать это, когда ты ни разу ничем подобным не занимался, сложно. И тут снова спасибо Сергею Новожилову, который активно помогал нам и вложил много сил и средств в организацию этого конкурса. В прошлом году мы делали упор на фильмы о душевных испытаниях и самосовершенствовании человека. В итоге, помню, победил фильм датского режиссёра на социальную тематику. С этого времени мы уже могли говорить о том, что в Резекне пришло настоящее киноискусство и те вещи, которые нельзя было посмотреть на широком экране.
В этом году мы решили поставить на молодёжь, а у них свои ценности и своя тематика. Посмотрим, что получится! Мне и самому очень интересен результат этого конкурса.
Но главное, что теперь мы спокойно смотрим в будущее, понимая, что кинофестиваль в Резекне имеет все основания для того, чтобы стать ежегодным. Конечно, мы не собираемся никуда его переносить. Он необходим нам для развития туризма и культуры.
- Какие ещё инициативы в культурной сфере продвигают власти города для его жителей?
- У нас уже работает киноклуб, в котором жители Резекне интересуются искусством кино.
Кроме того, в нашем городе уже есть и значительное число режиссёров, которые занимаются съёмками фильмов. Понятно, что они в некоторой степени любительские, но с каждым годом их профессионализм растёт и они приближаются к уровню профессионального кино. Резекненцы учатся и показывают хорошие результаты в театральных училищах Москвы и Санкт-Петербурга, а после обучения с накопленными знаниями возвращаются в родной город.
В начале этого учебного года мы планируем открыть актёрские курсы, и к нам будут приезжать специалисты из школы-студии МХАТ и преподавать нашей молодёжи актёрское мастерство.
А ещё скоро заработает в отремонтированном здании русский театр. Называться он будет просто «Театр», но написано это будет на кириллице, будем для этого регистрировать отдельную торговую марку. Этот театр, таким образом, будет получать новых актёров с хорошей образовательной базой. Понятно, что обучение артистов будет происходить на базе одного из латвийских вузов, но курсы будут способствовать повышению квалификации.
- Будут ли резекненские режиссёры участвовать в кинофестивале в этом году?
- В этом году, думаю, нет, но в следующем это вполне вероятно: думаю, они будут готовы. Пока что у нас только три латвийских режиссёра, из других городов. В любом случае, мы готовы оказывать нашим режиссёрам поддержку, чтобы и у нас появился профессиональный уровень в сфере киноиндустрии.
- Насколько активным будет участие России? Кто будет участвовать в фестивале с российской стороны в этом году?
- Будет много российских артистов и деятелей кино: Елена Мирошниченко, Борис Галкин, Ирина Шведова, Аристарх Ливанов, Сергей Колесников, Валентина Талызина и другие артисты. Во внеконкурсном показе будут представлены российские полнометражные фильмы. Конечно же, российские режиссёры также примут участие в фестивале. Иными словами, участие России в мероприятии будет ключевым, потому что именно российские актёры будут оформлять творческие вечера, за исключением вечера симфонического оркестра. Судя по прошлому году, у таких мероприятий была очень хорошая посещаемость, к нам приезжали гости из разных стран.
- Как Вы знаете, во время проведения фестиваля «Новая волна» в Юрмале ряду русских музыкальных исполнителей запретили въезд на территорию Латвии за их высказывания по украинскому и крымскому вопросам. Возможно ли, что нечто подобное повторится на грядущем кинофестивале?
- Как бы ни развивались события, я думаю, что искусство – это лучший вид дипломатии для улаживания политических конфликтов и разногласий. Я понимаю сложный контекст, в котором будет проходить кинофестиваль, но если бы мы этого не делали, то лишились бы такого замечательного средства дипломатии и культурного обмена. Это совместное творчество, и я думаю, что оно очень сближает.
Я думаю, что культурный обмен ни в коем случае нельзя останавливать, и подобные мероприятия, международные кинофестивали в частности, лишь помогают нам двигаться к решению всех политических проблем. На мой взгляд, так и должно быть.
К тому же, мы выходим на определённую традицию, и думаю, что в Резекне это далеко не последний кинофестиваль. По крайней мере, городские власти, пока я занимаю должность мэра, будут это поддерживать.
В отношении же инцидента на фестивале «Новая волна» могу сказать следующее. Как Вы знаете, даже наш кабинет министров состоит из разных министров, и если один из них по каким-то причинам говорит о том, что санкции необходимы и полезны, то другие (например, Домбровский) говорят, что это трагедия для латвийской экономики. Я склоняюсь к мнению господина Домбровского, что не нужно доводить ситуацию до санкций, особенно понимая, что они не принесут никакого значимого результата. На Россию, во всяком случае, они ощутимого влияния не окажут.
- К чему может привести, на Ваш взгляд, стремление политизировать культурные мероприятия вроде «Новой волны»?
- Я думаю, что это частный случай и он достаточно искусно притянут за уши. Нельзя втягивать в политику культуру - и межнациональные отношения в том числе. Мы в Резекне очень хорошо чувствуем, насколько это пагубно, потому что у нас многонациональный город.
Здесь почти 50% русских, которые априори на стороне России. И это, на мой взгляд, большой плюс для города, потому что такой многонациональный состав населения сглаживает межграничные отношения и связь между государствами.
Если на политику государства происходит какое-либо внешнее влияние, оно сглаживается именно составом населения, которое чувствует себя на своём месте и в Латвии, и в России.
Сколько уже лет прошло с момента распада Советского Союза? Как бы нас ни сталкивали лбами, мы всё равно чувствуем родство друг с другом, и этого не нужно бояться. На мой взгляд, это нужно показывать и радоваться, что у нас такие хорошие отношения и замечательные люди, которые не дадут правительству принять неправильные решения в отношении санкций и военных действий.
Когда мне говорят о российской угрозе, я отвечаю, что мы живём на границе с Россией и никакой угрозы не чувствуем. Наоборот, у нас трезвые и замечательные отношения с соседями: Псковом, Витебском. Мы дружим, и, когда нас пугают псковской десантной дивизией, я думаю о том, что мой друг и мэр города Иван Цецерский – десантник. И я не могу представить, что должно случиться, чтобы мы начали воевать.
- Насколько важную роль в развитии российско-латвийских политических отношений занимает культурный диалог – кинофестивали, гастроли театров и другие аналогичные мероприятия?
- Положительный опыт взаимодействия, на мой взгляд, скажется на политических взаимоотношениях самым позитивным образом. Если мы смотрим друг на друга через призму кинокамеры, пытаясь возбудить друг в друге самые лучшие качества, то результат может быть только положительный. Если мы начинаем разговаривать даже дипломатическим языком, но путём экономических санкций, это гораздо хуже. Если мы вместе работаем, а кинофестиваль – это место, куда съезжаются специалисты из разных стран, то результат может быть только хороший. Совместный труд, как известно, объединяет.
- Не может ли политизация культурного взаимодействия в итоге привести к разрыву культурных связей между Россией и Латвией?
- Конечно, будут попытки политизировать культурную сферу. Нам нужно иметь голову на плечах, потому что многое зависит от того, как люди будут это воспринимать. Если мы будем эту истерию умножать, то у нас нет шансов. Но если мы будем трезво смотреть на любое решение правительства, будь то санкции или другие вещи, то всё будет хорошо. Главное - надо показать свою позицию: мы не хотим ни с кем ссориться и хотим жить в мире. И хотим, чтобы наши экономические связи развивались и разрастались вширь.
- Кинофестиваль «Open place» может стать примером успешного взаимодействия между странами без вовлечения политической составляющей. Может ли это, на Ваш взгляд, послужить примером для стран-участниц и стимулировать их к проведению новых совместных проектов?
- Несомненно. И одна из главных целей, которые мы преследуем, это именно улучшение межгосударственных взаимоотношений. В пику той же «Новой волне», которую пытались притянуть к политике и использовать в своих целях, мы хотим дать обратный ход этим действиям и показать, что Латвия и Россия – соседи и друзья. Это для нас важно.