По следам одного скандала: что Rammstein сказали миру о Германии
Артем Соколов
Резонанс вокруг нового клипа группы Rammstein вышел далеко за пределы музыкального сообщества и шоу-бизнеса. Представленное группой на собственный манер полотно с историей Германии стало одним из сильнейших высказываний по германскому вопросу за последние годы. Образы средневековых монахов и нацистских штурмовиков, функционеров Социалистической единой партии ГДР (СЕПГ) и членов Фракции Красной армии (RAF), эсэсовцев и узников концлагерей перемешаны в ярком калейдоскопе, за которым повторяется рефрен о любви и ненависти к Германии.
Главный скандал вызвал фрагмент клипа, изображающий сцену с заключенными нацистского концлагеря, наблюдающими с петлей на шее за взлетом ракет V-2. Уполномоченный по делам антисемитизма правительства ФРГ Феликс Кляйн заявил, что «изображение обреченного на смерть узника концентрационного лагеря является пересечением красной черты». Центральный совет евреев в Германии пригласил участников рок-группы посетить мемориал в Дахау. О том, что Rammstein переступили черту, заявила и бывшая глава Центрального совета евреев в Германии Шарлотта Кноблох.
Впрочем, едва подхватив обличительный пафос критиков Rammstein, немецкая пресса быстро успокоилась, в очередной раз отдав должное провокационному творчеству группы. Даже падкий на сенсации таблоид Bild не стал особенно сильно раздувать скандал с обвинениями Rammstein в антисемитизме и национализме. Гораздо больше издание заинтересовала история с возможным плагиатом начала песни Deutschland у британской исполнительницы Анны Кларк и ее композиции Our Darkness.
Не менее критично настроенный Spiegel признал, что клипом Deutschland Rammstein «дистанцировались от национализма дальше, чем когда-либо прежде». По мнению автора статьи Арно Франка, именно способность группы преподнести свое «тевтонское» происхождение профессионально и радикально сделало ее самым популярным и узнаваемым немецким музыкальным брендом от Москвы до Лос-Анжелеса.
Словом, табу на изображение Холокоста в художественном произведении подобного формата скорее послужит увеличению продаж пластинок с новым альбомом, чем пропаганде антисемитизма.
Снисходительное отношение немецких СМИ к провокационной выходке Rammstein объяснимо. У группы уже сложилась прочная репутация скандалистов, ставшая неотъемлемой частью их сценического образа. Было бы странным ругать мастеров эпатажа за их работу, которую они делают на высоком уровне. За четверть века творческой деятельности Rammstein много раз открывали для публики шокирующие темы на грани фола. Теперь очередь дошла и до самой Германии.
Для Rammstein клип Deutschland стал первым полноценным обращением к теме истории и современной политической ситуации в ФРГ. Ранее скандал уже вызвали клип Stripped, смонтированный из кадров фильма Лени Рифеншталь «Олимпия», посвященного Олимпиаде 1936 года (развевающийся на одном из кадров нацистский флаг был заменен американским), и — в меньшей степени — песня Amerika, иронизирующая над внешней политикой США.
Своеобразная и легко узнаваемая эстетика рок-группы вызывала на ранних этапах ее существования обвинения в неонацизме. На одном из концертов в 1990-е годы участникам группы пришлось буквально бежать со сцены из-за агрессивных действий зрителей. В альбоме Mutter музыканты ответили на критику в симпатиях к правым песней Links 2 3 4, провозгласив: «Мое сердце бьется слева».
Впрочем, творчество Rammstein в принципе далеко от любой политической ангажированности. В Deutschland современные леворадикалы громят и поджигают автомобили бок о бок со штурмовиками СА, которые, в свою очередь, кидают книги в огонь костра средневековой инквизиции.
Политический радикализм, доктринерство, фанатизм — все это чуждо бунтарям из Rammstein и вызывает их отторжение, выраженное в ярких художественных формах.
Ближайшая аналогия к тому, что получилось у Rammstein — книга Er ist wieder da («Он снова здесь») Тимура Вермеша, в которой автор оживил Гитлера в Берлине начала 2010-х. Произведение стало бестселлером и разошлось в миллионах проданных экземпляров — внушительный показатель в век электронных книг. Тогда тоже не обошлось без скандала. Чего стоила одна лишь сатира на вездесущий Bild, с которым в книге расправляются с особым изяществом. И тем не менее даже критики признали за автором острую наблюдательность и умение показать противоречия немецкого общества под неожиданным углом.
Схожее отношение формируется и вокруг «Германии» Rammstein. Скандал удался, и это значит, что у группы получилось взять новую высоту. Фанаты и критики еще долго будут разбирать насыщенный деталями девятиминутный ролик, споря о трактовках тех или иных эпизодов.
Например, что символизирует 28-летняя актриса Руби Комми в роли Германии? Черного немецкого орла с государственного герба? Политику мультикультурализма ФРГ? Противоречивую немецкую историю, полную темных страниц? Таких дискуссионных моментов в клипе еще очень много.
Так или иначе, Rammstein удалось своим произведением обратить внимание миллионов людей во всем мире (счетчик просмотров ролика на YouTube пересек отметку в 24 миллиона) на прошлое, настоящее и будущее Германии. Немногие артисты в современной ФРГ готовы инициировать настолько открытый и прямой диалог. На это способны только провокаторы. К счастью, в данном случае провокаторы безусловно талантливы.
Артем Соколов, эксперт аналитического агентства МГИМО «Евразийские стратегии»