Латвия отмечает день памяти Холокоста и чествует его организаторов
Михаил Кришталь
Латвия отмечает день памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны, приуроченный к сожжению карательной командой Виктора Арайса Большой хоральной синагоги Риги с сотнями евреев внутри. Аналитический портал RuBaltic.Ru побеседовал с сопредседателем Латвийского антифашистского комитета Иосифом КОРЕНОМ о том, какие мероприятия проходят по этому случаю в Латвии, как обстоят дела с антисемитскими настроениями в стране и как власти Латвии совмещают память о Холокосте с героизацией латышских коллаборационистов, которые убивали евреев.
— Г-н Корен, 4 июля в Латвии отмечают День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй мировой войны, приуроченный к бесчеловечному еврейскому погрому в Риге 1941 года. Какие поминальные мероприятия будут организованы по этому случаю?
— Я не могу назвать то, что произошло, погромом. Это было просто зверство, скотское убийство! Людей из близлежащих домов загнали в здание синагоги, после чего заколотили все двери и окна, облили керосином и подожгли, а тех, кто пытался выбраться, расстреливали из пулеметов.
Поэтому это не погром, это убийство.
Памятные мероприятия организуются каждый год. Проходит шествие «Шаги живых» по улицам бывшего гетто, проводится траурный митинг у руин сожженной синагоги. На этот митинг приходят все официальные лица и мэр города, часто бывают президент и представители парламента.
К сожалению, очень правильные и душевные слова, которые произносят наши официальные лица, иначе как лицемерием не назвать.
— Почему?
— В результате этой страшной трагедии, произошедшей во время Второй мировой войны, была уничтожена почти вся еврейская община Латвии. Она была достаточно богатой, и вся ее собственность как-то плавно перетекла в руки Латвийского государства.
Много лет Совет еврейских общин пытается объяснить, что отобранное, а вернее сказать, полученное в результате мародерства, так как людей убили, а собственность забрали, необходимо вернуть Общине.
Но пару недель назад в латвийском парламенте в ходе очередных слушаний были выступления отдельных депутатов.
Они звучали так: счастье, что до сих пор не пришел «товарищ» Шикльгрубер (Адольф Гитлер — прим. RuBaltic.Ru) и не сказал: «Можно!»
А, собственно, именно это и произошло в 1941 году. Тогда он дал добро, и убили целый народ. Высказывания некоторых депутатов находятся на грани этого.
— Но, согласно исследованиям американского социологического центра Pew Research Center, в Латвии фиксируется один из самых низких уровней бытового антисемитизма в Центральной и Восточной Европе. Получается, что социологические данные не соотносятся с реальностью?
— Ко мне за последний год несколько раз подходили на улице какие-то пацанята и спрашивали: «А тебе, жиденок, по нашим латышским улицам ходить не страшно?» Когда одному из них я ответил чуть более резко, чем он ожидал, я услышал от него: «Не переживай — место в Румбуле тебя ждет!»
Румбула — это место убийства латвийских евреев из рижского гетто…
— Как получается, что в то время, как власти Латвии заявляют о своем сочувствии евреям, один из членов команды Арайса Герберт Цукурс превозносится некоторыми общественными и политическими деятелями?
— Это тенденция пропаганды Латвийского государства, которая объявила советских солдат, освободивших Латвию от фашизма, преступниками, оккупантами и грабителями и, совершенно не стесняясь, чествует легионеров ваффен СС. При этом происходит вранье всему миру о том, что последние — люди, пытавшиеся защитить Латвию от большевизма. Однако это совсем не так. Идеология ваффен СС и Гитлера была совершенно иной.
— Нет ли в современной Латвии попыток реабилитации самого Виктора Арайса?
— Слава Богу, до этого еще не дошло, потому что это вызвало бы возмущение по всему миру. В частности, международные еврейские организации сказали бы совершенно категорично, что нужно или прекратить это, или разбираться с этой страной. Поэтому, к счастью, попыток реабилитации Виктора Арайса нет.
Зато Герберта Цукурса, бывшего его заместителем и правой рукой, пытаются всячески превозносить. Так, есть поползновения захоронить его в пантеоне латвийских героев на Братском кладбище.
Впрочем, даже если перезахоронят Герберта Цукурса, сущность этого пантеона не изменится — прямо под фигурой Матери Латвии находится могила Волдемара Вейса, первого начальника полиции и порядка Риги при нацистском режиме.
Именно по его приказу было организовано рижское гетто. Поэтому если положат рядом Цукурса, получится «достойная» компания.
Причем, если Вальдемара Вейса захоронили в 1944 году как командира полка ваффен СС, то в 1990-х годах из Германии привезли останки генерала Рудольфа Бангерскиса, который был шеф-куратором легиона ваффен СС. Если Вальдемар Вейс числится нацистским преступником, то Рудольф Бангерских уже таковым не считается. Но сущность его служения Гитлеру от этого никак не меняется.
Поэтому у нас весьма интересный пантеон героев.
— Почему евреи стали объектом ненависти латвийских националистов с приходом немцев?
— Это чистый антисемитизм. Это произошло именно в 1941 году с целью мародерства. Нужно было убить богатых людей и забрать их добро.
— В Прибалтике иногда пытаются оправдаться тем, что многие евреи тесно сотрудничали с Советской властью. Так ли это было на самом деле?
— Если Вы посмотрите поименные списки НКВД, начиная с 1940 года, то увидите гораздо больше латышских фамилий, чем еврейских.
Если также взглянете на поименные списки ВЧК, начиная с 1918 года, то также обнаружите очень много латышских фамилий и минимум еврейских.
Поэтому говорить, что евреи с кем-то сотрудничали, — совершеннейшая глупость. Я вообще не сторонник смешения социальных и этнических вопросов. Есть человек хороший, а есть плохой. Когда же начинаются заявления о том, что евреи где-то с кем-то сотрудничали, то для меня подобный человек по определению является ксенофобом.
— Сказывается ли политика героизации нацистских преступников в Латвийской Республике на латвийско-израильских взаимоотношениях?
— Когда-то я обратился к израильскому послу с вопросом о том, почему посольство Израиля молчит по поводу многих фактов, происходящих в Латвии. Посол ответил: «Я здесь для того, чтобы налаживать отношения, а не портить».
Но пару лет назад после очередного шествия 16 марта (День памяти латышских легионеров СС — прим. RuBaltic.Ru) вдруг промелькнула информация, что МИД Израиля все-таки озабочен подобными вещами и будет работать с Латвией.
Дипломатическая работа является тихой и закулисной, и результата пока что не видно.