Разговор об архитектуре советской Молдавии стоило бы начинать непосредственно с 1940‑х годов, после того, как сформировалась Молдавская ССР. Но наш рассказ был бы неполным без упоминания одного из ярчайших памятников архитектуры современной Молдовы, коим считается здание Драматического театра имени Эминеску. Это своего рода визитная карточка Кишинева, фигурирующая на открытках, марках, обложках книг-путеводителей и прочей сувенирной продукции.
История этого красивого и стильного здания началась, строго говоря, еще до создания Молдавской республики, в середине 30‑х годов, когда в Кишиневе, входившем на тот момент в состав Румынии, было инициировано строительство нового Дворца культуры. Но по ряду обстоятельств, среди которых экономические были не в последнем ряду, постройка, успевшая обзавестись стенами и даже куполом, осталась незавершенной, пережив в таком виде всю Вторую мировую войну и почти целое послевоенное десятилетие.
Здание Драматического театра имени Эминеску
В конце 40‑х в величественном недострое проводились спортивные занятия для студентов-физкультурников, и лишь в 1949 году начинает реализовываться проект Софьи Христофоровны Галаджевой, увидевшей дальнейшую жизнь строения в качестве театра. Практически все внутренние помещения и часть внешней отделки по замыслу целой группы архитекторов и скульпторов претерпевают в ходе реконструкции кардинальные изменения — и вот в 1954 году здание впервые распахивает свои двери как Молдавский музыкально-драматический театр имени Пушкина.
В целом его, скорее всего, можно отнести к стилю неоклассицизм, однако некоторые особенности не дают ему затеряться среди множества других построек данного направления.
Молдавский музыкально-драматический театр имени Пушкина
В 1994 году театр сменил имя с русского классика на молдавского, став Национальным театром имени Михая Эминеску. К сожалению, нам не доведется полюбоваться утраченной скульптурной композицией на фризе здания, но в остальном оно с честью выдержало все перипетии, преподнесенные ему временем и историей. На его сцене и сейчас проходят репетиции и спектакли, а само здание имеет статус национального памятника архитектуры.
Национальный театр имени Михая Эминеску
А вот вопрос с подвохом: если бы вас спросили, что находится в этих зданиях или хотя бы что находилось в них в советское время, что бы вы ответили?
А вот вопрос с подвохом: что находится в этих зданиях?
Все признаки сталинского ампира, коринфские капители, вычурный фасад… А в другом случае — строгий неоклассицизм, античный фриз, пусть и потрепанный временем, фронтон, полуколонны… Тоже театр? Библиотека? Административное здание? А вот и нет!
Театр? Библиотека? Административное здание? Корпус кожевенного завода!
Коринфские колонны украшают кишиневскую ТЭЦ‑1, запущенную, как свидетельствует надпись на фасаде, в 1951 году.
Кишиневская ТЭЦ 1
А дорический фриз венчает корпус кожевенного завода, также в Кишиневе и также сталинских времен, правда, на несколько лет младше.
Тогда же, в 1951 году, появилось и здание Академии наук Молдавской ССР, построенное по проекту архитекторов Валентина Петровича Меднека, заслуженного деятеля искусств республики, и Александра Сергеевича Веденкина. Стилистически это здание также можно отнести к неоклассицизму, хотя оно значительно сдержаннее и массивнее, чем приведенные выше примеры. Помимо необычного цветового решения, оно интересно и своим планом, имеющим вид буквы «П». И, перефразируя известное утверждение, время переменчиво, а наука вечна.
Не может не радовать, что это монументальное сооружение до сих пор выполняет предписанную ему миссию: в настоящее время здесь располагается главный административный корпус Академии наук, но уже Молдовы.
Еще одна «сталинка» по стилю, пусть и не по времени — это построенная в 1959 году первая в Кишиневе гостиница, носящая одно с городом имя.
Гостиница Кишинев
С 60‑х годов начинается строительство еще одного узнаваемого объекта столицы Молдавской ССР, но на этот раз не отдельного здания, а целого проспекта, ведущего в международный аэропорт. Тогда он был незатейливо назван проспектом Мира — наверное, нет на постсоветском пространстве города, где не нашлось бы проспекта или улицы с таким названием.
Позднее, следуя веянию времени, проспект переименовали в бульвар Дачия, как, собственно, он называется и сейчас.
Широкую многополосную дорогу с 70‑х годов обрамляют характерные высотки-многоквартирники, насчитывающие до восемнадцати этажей.
Проспектом Мира/Бульвар Дачия
Упирался проспект непосредственно в аэропорт, где в 1974 году появилось новое здание аэровокзала, полностью соответствующее магистральным стилистическим направлениям в советской архитектуре 70‑х. Начало 2000‑х ознаменовалось масштабной реконструкцией всего комплекса аэропорта, включая непосредственно сам аэровокзал.
Аэровокзал, Кишинев
Но самые необычные образчики советского зодчества появились в Молдавии в первой половине — середине 80‑х годов. Начнем, пожалуй, с пользующегося ныне дурной славой здания Кишиневского государственного цирка, спроектированного в 1981 году заслуженным архитектором МССР Семеном Михайловичем Шойхетом. Когда-то оно считалось лучшим в Союзе, могло вместить без малого две тысячи зрителей, было пышно декорировано внутри, в том числе стенными росписями и рельефными композициями.
Здание Кишиневского государственного цирка 1
В настоящее время здание уже который год находится в состоянии перманентного ремонта, окончания которому в обозримом будущем не предвидится, и виной тому в основном экономические причины.
Неоднократно поднимался вопрос о передаче здания в частные руки, но и здесь царит неопределенность, стремящаяся к бесконечности.
Здание Кишиневского государственного цирка 2
Если назначение предыдущего объекта как бы обязывало его быть круглым и потому правомерность причисления его к памятникам так называемой космической архитектуры могла вызвать сомнения, то известная всем кишиневцам «Ромашка» сомнений не вызывает.
Одно из самых высоких жилых зданий Кишинева, т.н. «Ромашка» 1
Одно из самых высоких жилых зданий Кишинева, возвышающееся на семьдесят с лишним метров над городом, и правда круглое, но удивительнее всего даже не это, и не использование при постройке новаторского на момент 1986 года принципа монолитной конструкции, и не винтовая лестница в пролетах, а некое сооружение, будто лежащее на крыше последнего, двадцать второго этажа. Иначе как нашедшей себе пристанище летающей тарелкой его назвать трудно. А если бы оно, как было задумано архитектором О. Вронским и главным инженером А. Марианом, еще и вертелось, то производило бы и вовсе неизгладимое впечатление. Там, в этой вращающейся вокруг своей оси идефикс Фокса Малдера, должен был расположиться ресторан со смотровой площадкой, но, по слухам, «тарелочка» при пробном запуске вибрировала, как целое стадо отжимающих белье стиральных машинок, так что Кишинев остался без такой фантастической достопримечательности.
Одно из самых высоких жилых зданий Кишинева, т.н. «Ромашка» 2
Удивительно, что такие технические ухищрения использовались при строительстве пусть и необычного, но всего лишь семейного общежития.
Народное мифотворчество предлагает на выбор несколько версий изначального замысла «Ромашки» — от гостиницы или санатория для номенклатуры до торгового центра или лечебного учреждения.
Но факт налицо: в настоящее время ветшающая «Ромашка» представляет собой впечатляющее снаружи и весьма печальное изнутри жилое здание.
Одно из самых высоких жилых зданий Кишинева, т.н. «Ромашка» 3
Пожалуй, грандиознейшим образчиком позднесоветского строительства в Молдавии стали Ворота Кишинева, двумя каменными гигантами возвышающиеся у устья бывшего проспекта Мира и встречающие всех, кто въезжает в город этой дорогой. Над их проектом и строительством трудился целый коллектив специалистов, завершивших работу в 1986 году. Сложно говорить об отличительных особенностях архитектурных объектов, целиком являющихся сплошной отличительной особенностью, но в то время особенно ценилось наличие в Воротах скоростных лифтов.
Ворота Кишинева
Учитывая двадцать четыре этажа, в данном случае лифты были не роскошью, а самой что ни на есть насущной необходимостью. Жители Ворот, наблюдающие их изнутри, видят, так сказать, изнанку величественной городской достопримечательности, а именно плачевное состояние подъездов, лестничных площадок и прочих мест общего пользования, но ночной вид на Ворота Кишинева всё еще великолепен.
Ночной вид на Ворота Кишинева
Застывшие в камне: советская архитектура на Украине
Застывшие в камне: советская архитектура в Латвии
Застывшие в камне: советская архитектура в Литве
Застывшие в камне: советская архитектура в Эстонии
Застывшие в камне: советская архитектура в Польше
Застывшие в камне: советская архитектура в Беларуси
Застывшие в камне: советская архитектура в Грузии