Прощальный дар «оккупантов»: Рижская телебашня, которую не заслужила Латвия
Александр Филей
Рижская телебашня — последняя великая стройка советской Латвии. Ее закончили строить как раз к объявлению республикой независимости. Теперь это абсолютная архитектурная доминанта Риги и первая по высоте телебашня среди всех стран ЕС. У современной Латвии нет ни денег, ни технологий, чтобы реализовать такой масштабный проект, поэтому Рижскую телебашню можно назвать прощальным подарком республике от «советских оккупантов».
Высота Рижской телебашни достигает 368,50 метра (для сравнения — высота знаменитой Эйфелевой башни составляет 324 метра). Ее отличает оригинальный дизайн и необычная конструкция, а еще — о чем мало кто знает — в ней на высоте 97 метров действует обзорная площадка, откуда открывается завораживающий вид на Ригу и окрестности.
Телебашня стоит на самом длинном в дельте Даугавы острове Закюсала (в переводе Заячий, как в Санкт-Петербурге). Из застройки на нем располагаются несколько частных домов и дач. Всю остальную территорию покрывают густые леса. Но острову пришлось побороться с другими локациями Риги за право постройки телебашни.
Техническим обоснованием строительства башни послужила потребность в увеличении числа теле- и радиопрограмм (с двух до четырех), а также расширение зоны вещания и улучшение его качества.
Но ключевой причиной для сооружения телевышки стала необходимость обеспечения особой связи (в рамках военного дела и гражданской обороны, а также связи правительственного уровня).
Вопрос обсуждался слишком долго, вплоть до 1972 года, когда в Ригу из московского института проектирования систем связи прибыл известный инженер и специалист в области строительства радио- и телевещательных структур Моисей Абрамович Шкуд. Он пользовался непререкаемым авторитетом в качестве проектировщика большинства телецентров в республиках СССР, в том числе и в Москве.
Вместе с легендарным специалистом из Москвы прибыло еще несколько человек — опытных инженеров-телевизионщиков, которые принимали участие в планировании и строительстве объектов советского радио- и телевещания. Группа экспертов посетила несколько мест, на которых могла быть построена новая телебашня.
Одними из первых комиссия осмотрела окрестности озера Бабелите в северо-восточной части Риги (недалеко от железной дороги Рига — Валка). По воспоминаниям свидетелей, Шкуд и главный специалист Островский тотчас же отвергли эту местность, так как современные телебашни должны функционировать не только в качестве технического сооружения, но и как туристические объекты с красивым природным антуражем. Бабелите же располагалось довольно далеко от центра города.
Самое подходящее место, добавил Шкуд, — это один из небольших, но живописных островов, который экспертная группа видела, следуя из Рижского аэропорта в центр.
Вскоре выбор пал на Закюсалу. Тогда же, во время первого визита московских специалистов, была оговорена возможность создания обзорной площадки и панорамного ресторана.
В дальнейшем проектировщики и строители столкнулись с трудностями: прочные основы, на которых могло быть воздвигнуто здание телебашни, располагались на глубине 25 метров. Это обещало существенно усложнить процесс строительства, однако принятое Совмином решение никто не оспорил.
Вскоре к составлению проекта телебашни в Риге был привлечен грузинский архитектор Ким Никурадзе. В те времена в Вильнюсе, Тбилиси и Москве уже были построены высокие телебашни на железобетонной платформе, которые отличались только верхними частями.
Никурадзе настоял на том, чтобы шпиль и верхние конструкции были выполнены из стали, что должно было придать Рижской башне более выразительный облик.
В итоге было подготовлено пять макетов. Победил проект, авторами которого стали Ким Никурадзе, Николай Сергиевский и Виктор Савченко.
Строительство началось в 1979 году. На начальном этапе были заложены основы сооружения. Под каждой опорой телебашни установили двадцать железобетонных труб (или «оболочек»), которые путем вибрационной техники были углублены в землю на доломитовом слое, располагавшемся на глубине 24–27 метров.
Это было беспрецедентное решение проектировочного бюро, которое доказывало, что красота требует если не жертв, то серьезных материальных и технических ресурсов.
В это же время в Ригу из Челябинска прибыли узлы или металлические опоры, которые нужно было использовать для возведения следующего уровня телебашни. Их привезли на Закюсалу ночью на трейлерах, а затем распределили по уровням с помощью специального ротационного механизма.
Все соединения были проверены с помощью ультразвукового метода, что обеспечивало высочайшую устойчивость постройки.
Ответственность была чрезвычайно высокой — строительство курировал не только Совмин Латвийской ССР, но и центральное советское правительство.
Отметим, что при строительстве башни использовалась уникальная для Латвии того времени методика сборки в обратном порядке: сперва был собран шпиль, а затем саму башню сооружали по уровням по направлению вверх с использованием различных подъемных устройств. Часть антенны вообще была полностью приварена к земле.
На специальном стенде на земле сооружался каждый следующий этап — так башня постепенно «росла» сверху вниз: возникало ощущение, что конструкции как бы нарастали на шпиль.
На первом этапе башенные опоры были собраны частично, так как подъемные краны могли поднимать материалы только на высоту 107 метров. Для дальнейшей сборки использовался кран, установленный непосредственно на антенной части башни.
Антенная часть расположена на центральном каркасе в 88 метрах от земли. Когда последний участок антенны и центральная рама были установлены окончательно, вся масса весом в 500 тонн была поднята на 88 метров.
Со 2 ноября 1984 года начался заключительный этап строительных работ. 13 ноября башня достигла 368 метров в высоту, что полностью соответствовало проекту.
Особую сложность представляли манипуляции с переноской центральной части облицовки. Она была выполнена из специальной «кортеновской стали», в состав которой входят легирующие элементы, обеспечивающие особую стойкость к коррозии: фосфор, медь (при определенном количестве углерода), марганец, хром и никель.
При строительстве башня становилась тяжелее, что создавало дополнительную нагрузку на подземный доломитовый слой. В конце строительных работ этот слой достигал одного сантиметра, а неравномерность посадки не превышала одного миллиметра!
Несмотря на то, что было понятно, что строительство не удастся завершить к 1985 году, было решено часть новостройки сдать в эксплуатацию еще до завершения второго этапа. Были сданы в эксплуатацию отдельные этажи башни, а также установлен передатчик фирмы Tesla, который с 28 декабря 1985 года начал трансляцию первых экспериментальных передач по 28 каналам. Так что поздравление с Новым 1986 годом удалось передать всем латвийцам.
Полноценное регулярное телевещание на 30 каналах началось в январе следующего года, а финальные работы по монтажу отдельных составляющих продолжались до 1989 года. Общая продолжительность работ составила 10 лет.
Мы по праву можем назвать Рижскую телебашню самой последней великой стройкой в истории Латвийской ССР, равной которой по качеству, масштабности и дороговизне не было и в годы независимой Латвии.
В настоящее время башня является третьей по высоте в Европе (в географическом аспекте). Самая высокая телебашня — Останкинская (540,1 метра), на втором месте — Киевская (384 метра).
Таким образом, Рижская телебашня до сих пор удерживает пальму первенства среди всех подобных сооружений ЕС, а заодно является 44-м по высоте сооружением в мире.
Строительство такого масштабного объекта в маленькой Латвии было возможно только в условиях экономической политики Советского Союза.