Культура Культура

«Елка раздора» и «елка на потолке»: 7 историй от символа Нового года

Знакомая всем с детства новогодняя елочка, оказывается, не так проста, как кажется. Истории главного символа зимних праздников таят в себе множество сюрпризов и тайн. Портал RuBaltic.Ru готов поделиться с вами некоторыми из них.

Силу вечнозеленого дерева чтили еще язычники. Они украшали дома еловыми ветками в дни зимнего солнцестояния, приближая таким образом весну. Во многих странах считалось, что хвойные деревья защищают жилища от ведьм, привидений, злых духов и болезней. Римляне украшали ими храмы, а христиане видели в них знак вечной жизни с Богом.

Кто первый: Германия, Латвия или Эстония?

Рождественским символом елка стала только в XVI веке. Принято считать, что первыми начали наряжать елку в сочельник жители Германии, а потом эта традиция была заимствована другими христианскими странами. Может быть, действительно, немцы задали моду в деле украшения рождественского дерева, но первыми нарядили елку и установили ее в центре города жители Латвии!.. Или Эстонии.

В рижских архивах находятся документы, согласно которым первая в мире наряженная елка была установлена в столице Латвии в 1510 году. В Эстонии утверждают, что уже в 1441 году таллинцы стали вешать на елочку яблоки, орехи и крендельки, чтобы в день Рождества дети могли угоститься праздничными лакомствами.

Настоящий дипломатический скандал двух столиц разразился в 2011 году, когда эстонские исследователи заявили, что в Таллине елку установили на 400 лет раньше рижской, то есть еще до первого упоминания самого города (1154 год). Мэр Риги Нил Ушаков охарактеризовал ситуацию как «елочную войну», серьезно угрожающую коммерческим интересам города и страны, и пообещал найти достойный ответ агрессору.

Фото: jimcdn.com

Елки-палки-кабаки

В Россию традицию наряжать елку к Новому году, как, собственно, и сам праздник, привез из европейского турне Петр Первый. Однако укоренить западную моду в умах жителей Российской империи было непросто. В итоге указ самодержца об использовании хвойных деревьев для украшения домов исполняли только питейные заведения, поэтому «елками» в народе стали называть кабаки.

В лексиконе обывателя XVIII века «елкин» — состояние алкогольного опьянения, «идти под елку», «елка упала, пойдем поднимать» — идти в кабак, «быть под елкой» — находиться в кабаке.

Помимо внешнего убранства питейных заведений, в XVIII веке и на протяжении всего следующего столетия елки использовались на катальных горках. Небольшие елочки, установленные по краям горок, можно увидеть на гравюрах этого периода, изображающих катания на праздниках в Петербурге, Москве и других городах.

В России елка как рождественское дерево появилась в начале ХIХ века в домах петербургских немцев. Моду задала великая княгиня Александра Федоровна, урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская. Супруга тогда еще будущего императора Николая Первого в 1818 году распорядилась устроить елку в Москве, а на следующий год — в петербургском Аничковом дворце.

Фото: 2queens.ru

Съедобные украшения

В России первыми почитателями новогодней ели были ханты, манси и удмурты. Жители Западной Сибири считали первым днем Нового года 21 декабря — день зимнего солнцестояния. А еловые ветки для них были богинями, которым положены жертвоприношения. Удмурты украшали новогоднюю ель золотом, серебром, платками, некоторые подносили священному дереву в «жертву» мясо, хлеб и даже напитки.

Съедобные украшения выбирали для елки и литовцы, в культуре которых гармонично сочетались католические и языческие традиции. Они наряжали праздничное дерево яйцами, яблоками, орехами и сладостями, чтобы подкормить местных богов.

Фото: pixabay.com

Не елкой единой

В Северной Европе в качестве рождественского дерева использовали вишню или боярышник (или их ветви), которые ставили в горшок с землей, надеясь, что во время праздника они зацветут.

Интересные трансформации произошли с символом Рождества и Нового года в современном мире. Например, в Вильнюсе роль елки исполнила телебашня. Ее даже внесли в Книгу рекордов Литвы как самую высокую иллюминированную искусственную новогоднюю елку.

Фото: planetofhotels.com

А в эстонском городке Раквере несколько лет подряд рождественские елки возводились из электромоторов и редукторов, из старых разноцветных окон и из досок.

В этом году традицию неординарных елок на главной площади Раквере решило прекратить новое городское руководство. Представители правящей коалиции из «Союза Отечества и Res Publica» заявили, что следует защитить традиционный христианский символ — натуральную елку, и постановили заменить искусственную инсталляцию.

Инсталляция из старых окон, построенная в 2015 году

Елки-перевертыши

Перед владельцами пушистых когтеносцев в середине декабря традиционно встает вопрос: «А стоит ли вообще ставить елку, если через час с нее Мурзик начнет воровать шарики, а Бобик устроит ей проверку на устойчивость?» Самые находчивые решаются на отважный шаг — прикрутить праздничное дерево к потолку. Но не только в XXI веке живет такое смекалистое поколение.

В книге Елены Душечкиной «Русская елка: История, мифология, литература» можно встретить предположение, что одни из первых украшенных деревьев были установлены вверх ногами. Например, в доме немецкого протестантского священника Мартина Лютера елка не стояла, а висела под потолком, чтобы разгоряченная играми и танцами детвора ненароком не повалила зеленую гостью на пол. Мода подвешивать елки была и в викторианской Англии.

А в 1916 году новогоднее дерево прикрепили к потолку футуристы. Поэт Владимир Маяковский отмечал Новый год в компании шумных друзей в квартире Бриков, гостям не хватало места, и было решено подвесить елку вверх тормашками. В отличие от историй елок-перевертышей стародавних времен, которые могут оказаться выдумкой, футуристическая инициатива задокументирована в дневниках Лили Брик.

«Новый, 16‑й год мы встретили очень весело. Квартирка у нас была крошечная, так что елку мы подвесили в угол под потолок (“вверх ногами”). Украсили ее игральными картами, сделанными из бумаги, — Желтой кофтой, Облаком в штанах», — вспоминала хозяйка квартиры.
Фото: fotokonkurs.ru

Жизненный цикл елки

Вопрос о том, когда наряжать елку, а главное, когда ее убирать, сегодня остается открытым. Негласный «обычай» выносить из дома уже сухое дерево к майским праздникам появился ближе к перестройке. А если взглянуть на традиции дореволюционной России, то можно увидеть, что жизненный цикл новогодней красавицы был намного короче.

В Российской империи верующим советовали украшать елку на второй или третий день праздника, а лучше на Новый год. Делать это накануне Рождества считалось неприемлемым из-за ответственности, которую налагает последний день поста. Убирали елку практически через день. После основного торжества дети получали право «разграбить» праздничное дерево.

Другие обычаи укоренились в Эстонии. Главная рождественская елка устанавливается в столице республики в конце ноября. В последнее воскресенье месяца мэр Таллина собственноручно зажигает первую свечу Адвента на елке на Ратушной площади. В семьях еловую красавицу наряжают позднее — ближе к Рождеству.

Фото: yandex.ru

В [немецком] лесу родилась елочка?

Слова известной всем песни «В лесу родилась елочка» были написаны детской писательницей Раисой Адамовной Кудашевой и опубликованы в 1903 году в журнале «Малютка». А в 1905‑м композитор Леонид Бекман сочинил под стихотворение простенькую мелодию, которую может наиграть одной рукой любой имеющий доступ к клавишам.

Два года назад журнал «Русский репортер» провел социологическое исследование, согласно которому текст песни «В лесу родилась елочка» занял 29‑е место в топ‑100 самых популярных в России стихотворных строк, включающем русскую и мировую классику.

Есть мнение, что музыка «Елочки» была позаимствована из фольклора Германии. Послушайте народную немецкую мелодию, известную с начала XIX века как «Тюрингский мотив»: