Спасенные «оккупантами»: советская власть возродила дворцы и замки Прибалтики
Александр Филей
Тысячи туристов, приезжающих в страны Балтии, посещают крупные исторические объекты, которые были возрождены в советские годы. Если бы не советская власть, эти достопримечательности вряд ли открылись бы взору посетителей в современном виде. Портал RuBaltic.Ru предлагает посмотреть на историю реставрации самых важных объектов всемирного наследия в Литве, Латвии и Эстонии.
Тракайский замок
Островной замок великого князя Витовта пришел в упадок после включения земель Литовской Руси в состав Польши. Он служил местом ссылки провинившихся вельмож и неуспешных военачальников. Был разрушен казацкими подразделениями во время русско-польской войны 1655 года. Кирпичи и камни впоследствии разобрали местные жители для строительства собственных домов.
В начале прошлого века руины некогда грандиозного замкового комплекса привлекали художников-пейзажистов, каждый из которых старался домыслить, как могла бы выглядеть старая великокняжеская резиденция в Троки.
Самоотверженный археолог Вандалин Шукевич взял развалины в аренду на двенадцать лет, потратив почти все свои сбережения, и первым провел выдающуюся работу по исследованию и консервации старинных основ.
В межвоенные годы польские архитекторы пытались восстановить зал приемов и другие помещения, но постоянно не хватало средств. Военные затраты польского государства того времени были слишком велики, и госадминистрация не могла себе позволить выделять щедрые дотации на культурно-регенерационные нужды.
Настоящая полновесная реставрация Тракайского островного замка началась к концу 1940-х годов, когда была построена крыша репрезентативной части дворца.
Один из ведущих архитекторов Литовской ССР Станисловас Микулёнис создал план восстановления Тракайского замка. Советское правительство было за проведение наиболее масштабных работ. В идеологическом плане дело было благодарным: объединенное балто-славянское войско в 1410 году разгромило тевтонцев под Танненбергом (Грюнвальдом).
В 1945 году немцев (нацистов) разгромили снова. Реставрация замка интерпретировалась ответственными чиновниками как символ нерушимой дружбы между литовцами и русскими. Реставратор Микулёнис был председателем Тракайского исполкома, соответственно, обладал и общественно-политическим влиянием.
Парадоксальным образом прототипом для восстановления комплекса в Тракае был хорошо сохранившийся замковый комплекс Тевтонского ордена в Мариенбурге.
Микулёнис, его коллеги (в том числе видный архитектор-проектировщик Бронюс Круминис) часто ездили в те области Польши, где когда-то располагались краснокирпичные тевтонские твердыни. Они внимательно изучили структуру и расположение башен. Боковые башни предзамка (для стражников, а также тюрьмы) были восстановлены Микулёнисом и соратниками с максимальной тщательностью по образцу мариенбургского комплекса. Это было оригинальное пространственное решение, которое оказалось выигрышным.
Основные работы по реставрации замка в Тракае завершились к 1970 году. Реставраторы восстановили замок в том виде, который он имел в XV веке.
Сегодняшний Тракай живет преимущественно за счет иностранного туризма, вносящего большие суммы в городскую казну.
Тракайский замок представляет собой редкий образец подобного рода, поскольку является не континентальным, а островным.
Рундальский дворец
Резиденция герцога Курляндии Эрнеста Иоганна Бирона
Суровый период в истории дворец пережил в годы Первой мировой войны, когда территорию Курляндии захватили немецкие военные подразделения. Дворец стал временным штабом кайзеровской армии. Часть помещения была отведена под казарму, а в Золотом зале возник госпиталь.
В годы Гражданской войны дворец в Рундале оказался в эпицентре. Его заняла армия Бермондта-Авалова. Однако в 1920 году началась аграрная реформа. Латвийские власти приступили к национализации аристократических владений. Де-юре Шуваловы утратили свои имущественные права и вынуждены были выехать. Дворец заняли ведомства при министерстве культуры. Некоторые помещения использовались в качестве зернохранилища. В Белом зале хранились сельхозобъекты.
К 1933 году во дворце прошли ремонтные работы, правда, они носили локальный и малопрофессиональный характер. Их организаторы не ставили перед собой цели полноценной регенерации дворцового комплекса. Местные власти планировали открыть здесь музей церковного искусства.
После Великой Отечественной войны Рундальский дворец некоторое время продолжал деградировать. Часть помещений была выделена для школы, в других помещениях проживали семьи ветеранов войны, где-то продолжали хранить зерно.
Важное, даже судьбоносное решение было принято в 1964 году, когда дворец принял у себя филиал Бауского краеведческого музея. В 1965 году Совет министров Латвийской ССР подписал постановление о начале профессиональных и масштабных восстановительных работ в Рундале.
Первыми консультантами латвийских реставраторов были специалисты из пушкинского объединения «Росреставрация», которые начали создавать научно-техническую основу для восстановления курляндской жемчужины.
Огромную роль в проведении работ сыграл и Московский институт реставрации. Его мастера готовили штофные обои. Невский кирпичный завод изготовил демонстрационные образцы печей. Восстановлением хрустальных люстр занимались мастера из Белорусской ССР. Работы курировало Научно-реставрационное управление Латвийской ССР.
Французский сад при дворце восстанавливали в середине 1970-х годов сотрудники ленинградского научного института Гипротеатр. Большой вклад в организацию внес глава латвийского Минкульта Вальдемар Каупуж.
До 1992 года дворец получал регулярное и щедрое госфинансирование. После отделения Латвии от СССР администрации пришлось срочно искать спонсоров. Однако большая часть исторического убранства была восстановлена в годы советского строя. Бывший директор музея Имант Ланцманис — сам воспитанник советской реставрационной школы.
Старый Таллин
В конце 1970-х годов стало известно, что Таллин примет у себя все соревнования по парусным видам спорта в преддверии Московской Олимпиады 1980 года.
Городской архитектор Дмитрий Брунс, работавший тогда в эстонской столице, отмечает, что в советское время были спланированы крупномасштабные реставрационные работы, направленные на восстановление культурно-исторических объектов старого города.
Тогда же город получил несколько новых фешенебельных гостиниц («Виру», «Олимпия»), отстроенных по последнему слову техники.
Был воздвигнут спортивный комплекс в Пирита. В этом небольшом микрорайоне, который до 1970-х годов скорее напоминал большую деревню, были осуществлены масштабные преобразования. Реставраторы провели широкую улицу Пирита, которая ведет к Олимпийскому центру парусного спорта. Его авторами были проектировщики Эстонской ССР Хенно Сепманн, Пеэп Янес, Химм Лоовеэр, Антс Райд, Лео Леэсаар, Велло Аси, Юта Лембер, Ауло Падар, Вяйно Тамм, Мати Кривель.
На церемонию заложения первого камня в основание крупного олимпийского объекта был приглашен председатель Международной ассоциации парусного спорта Беппо Кроче.
Оригинальный архитектурный стиль — поздний модернизм — невероятно гармонично вписался в силуэт исторической городской застройки.
В свободное от работы время тысячи жителей эстонской столицы принимали участие в возведении объектов спортивной инфраструктуры для Олимпийских игр.
Предварительная смета составила примерно 19 миллионов рублей. Когда строительство Олимпийского центра подходило к концу, оказалось, что уже израсходовано 34 миллиона. Запахло большим скандалом. Спортивные чиновники заволновались и приехали в Москву, где обсуждалась возможность строительства Интерклуба. Представители Таллина в разговоре с членами советского правительства раскаялись в колоссальных затратах и пообещали, что сэкономят госресурс и откажутся от строительства Интерклуба. К началу Олимпиады-1980 он так и не был построен.
По воспоминаниям Дмитрия Брунса, уже после Олимпийских игр в Таллин приехала группа московских чиновников, которые высказали удивление по поводу того, что эстонская сторона упросила Кремль не выделять деньги на строительство Интерклуба: «Вы сами сказали, что вы не будете строить. Мы же не можем вас заставить».
Эта история свидетельствует о том, что щедрость советской власти в вопросах благоустройства республик Прибалтики в самых разных сферах жизни не знала границ.
Благодаря умелой и кропотливой работе представителей советской реставрационной школы Тракайский замок, Рундальский дворец и улочки старого Таллина привлекают путешественников из разных стран мира. Сегодня эти объекты являются предметом национальной гордости прибалтов.
Однако та часть истории, которая касается их возрождения в годы СССР, часто замалчивается.
Между тем без высококачественного научного подхода и без финансовых дотаций из Москвы восстановление достопримечательностей было бы практически невозможным.
В современных Прибалтийских республиках из-за нехватки средств такие масштабные реставрационные проекты уже не осуществляются.