Культура Культура

Постсоветская индустрия видеоигр: от «Ведьмака» до World of Tanks

В декабре 2015 года Польша возликовала, когда на церемонии вручения американских наград игровой индустрии The Game Awards 2015 польская видеоигра «Ведьмак 3: Дикая Охота» получила самый главный приз – статуэтку и титул «Игра года». Польская игра была представлена в шести номинациях, победила в двух, в том числе забрала главный приз. Польские медиа сравнивали успех с получением «Оскара среди видеоигр». Всё тот же «Ведьмак» получил и четыре золотых джойстика на Golden Joystick Awards. Громкие достижения польской студии позволяют взглянуть на игрострой постсоветских стран.

ПОЛЬША

Польша довольно известна в индустрии видеоигр. Даже за пределами Польши в «игорной среде» встречаются польские имена – например, американский игроразработчик Клифф Блезински (один из создателей Gears of War). Стоит упомянуть, что и героем одного из самых ранних и влиятельных шутеров от первого лица Wolfenstein 3D (1992 года) был поляк – Би Джэй Бласковитц, польский эмигрант из Америки, борющийся с нацистами и роботизированным Гитлером.

Разработка видеоигр в Польше началась в конце 1980-х и бурно развивалась. С тех пор в Польше работают почти 20 отдельных игровых студий от Варшавы и Кракова до Гливице и Бельско-Бялы. Компании работали в совершенно разных жанрах: одни делали большие игры для ПК на экспорт, другие – маленькие игры для телефонов или перешли в образовательные программы. В 2014 году польская игровая индустрия оценивалась в 279,6 миллиона долларов.

Самая известная на данный момент польская игровая студия – это CD Projekt Red. Пытаясь пробиться на польский рынок, заполненный пиратской продукцией, они начали свой путь как издатели американских игр. Никто не верил, что можно было добиться успеха, издавая лицензионные игры в посткоммунистическом рае пиратов, но «красным» это удалось. Со временем студия сделала онлайн-сервис по дистрибуции компьютерных игр GOG.com, направленный на продажу новых и классических игр. К 2015 году компания насчитывала более 230 разработчиков, включая «легионеров» из других стран Европы.

Но главная история успеха польского игропрома – это всё же «Ведьмак». Основой для игровой серии послужил цикл фэнтези-романов популярного польского автора Анджея Сапковского, лауреата множества польских и европейских литературных премий. Когда CD Projekt Red выпустила первую игру по «Ведьмаку», славянская стилистика и польские корни ярко обозначили продукт именно как «польскую игру». «Это была первая игра, которую связывали с Польшей», –

вспоминал Кароль Заячковский, разработчик другой польской игры This War Of Mine. «Далеко не каждый разработчик может сказать, что его игра – символ национальной гордости», –
отмечал портал The Venture Beat.

Польское правительство осознало важность исторического момента: в 2011 году премьер-министр Дональд Туск во время официального визита Барака Обамы в Варшаву вручил ему копию игры «Ведьмак 2: Убийца королей». Сотрудник компании Йонас Маттссон вспоминал, как канцелярия премьера первая связалась с разработчиками и предложила сделать подарок американскому президенту, потому что игры – серьёзное дело для Польши и власти намерены продвигать их на самом высоком уровне. «Мы сильно гордились собой, ведь очень необычно для глав государств дарить друг другу игры, – рассказывал Маттссон. – Трудно представить, чтобы британский премьер Дэвид Кэмерон вручил Обаме GTA V». Примечательно, что спустя три года, вновь посещая Варшаву, Обама вспомнил про презент Туска, назвав «Ведьмака» «отличимым примером места Польши в новой глобальной экономике, символом талантов и рабочей этики польского народа, равно как мудрого покровительства польского руководства». Правда, как признался американский гость, поиграть в игру он до сих пор не успел.

CD Projekt Red также известна тем, что любит и уважает своего покупателя. Это может показаться странным, но именно это помогло «Ведьмаку» выиграть множество наград. Весь год игровые СМИ обсуждали новости о том, как американские компании выпускали игры с минимумом содержания за полную цену, а недостающие части потом продавались в дополнениях. CD Projekt Red, в свою очередь, открыто осуждает подобные «хитрые» тактики и просто дала людям готовый продукт, полный контента. В каждую коробку копии «Ведьмака 3» разработчики поместили послания, где поблагодарили игроков за покупку игры и за поддержку студии. Такой подход и высокое мастерство польских игроделов позволили игре разойтись тиражом 6 миллионов копий в первые шесть недель и получить многочисленные награды, такие как «Игра года». Студия CD Projekt Red стала «Разработчиком года». «Ведьмак», таким образом, стал считаться «национальным сокровищем» Польши, которым гордится глава государства, и примером для других разработчиков.

ЭСТОНИЯ

Эстония, конечно, никогда не упустит повод напомнить, что создала Skype, а Яан Таллинн, который участвовал в его разработке, также в 1993 году сделал небольшую игру SkyRoads для MS-DOS. Также в 1996 году эстонская студия THE FARM сделала аркадный шутер для древнего компьютера Amiga 1200. Эти две игры для тогда ещё простых операционных систем – по большому счёту, всё, что с 1990-х Эстония сделала для видеоигр.

В Эстонии нет активных компаний-разработчиков для бурно развивающейся индустрии видеоигр. И это притом, что соседняя Финляндия насчитывает около десятка компаний и известна на весь мир мобильным хитом Angry Birds и такими студиями, как Remedy Entertainment (серия Max Payne) и Housemarque (Resogun), которые разрабатывают игры для новейшего поколения консолей.

ЛИТВА

Из литовских разработчиков можно упомянуть Nordcurrent, вильнюсскую компанию, специализирующуюся на мини-играх в стиле «100 в 1». Однако скорее всего никто о них не слышал и даже если случайно играл в одну из их игр, то не свяжет её с прибалтийской страной.

Вместе с тем, Литва позиционирует себя как убежище для IT-специалистов. Сайт Startup Highway указывает Вильнюс в качестве первой цели для миграции русских стартапов. Один из известных российских разработчиков игр для социальных сетей Insight Games перенёс штаб-квартиру в Литву. Сообщалось, что о переезде в Вильнюс также подумывает белорусский разработчик Wargaming.net, известный на весь мир онлайн-игрой World of Tanks. В Вильнюс заходят как в подобие офшора с самыми привлекательными налогами (доход Insight Games в 2013 году – 100 миллионов долларов). Однако речь идёт скорее о зарубежных компаниях, которые переносят свои головные офисы в Прибалтику, а деньги зарабатывают на браузерных играх в социальных сетях, – в данном случае создаётся не так много рабочих мест и о громких проектах говорить не приходится.

Возможно, практика привлечения игровых стартапов из-за рубежа за счёт выгодных налоговых схем принесёт плоды в будущем. Но нельзя сказать, что сейчас это делает из Литвы видный центр игровой промышленности, точно так же как нельзя считать Багамы гигантом бизнеса только потому, что там хранят деньги другие компании.


ЛАТВИЯ

Рынок Латвии на значимые студии и проекты совсем скуден по сравнению с соседями. Латышам пока остаётся утешать себя тем, что один раз их родина мелькнула в качестве уровня в тактическом шутере Tom Clancy's Ghost Recon, где была спасена американцами от российского вторжения. Правда, американцы, видимо, не хотели тратить время на создание виртуальной Риги под осадой русских боевых медведей и представили Латвию мостом через реку в лесу и болотом Нерета. А литовский Вильнюс всё-таки получил свой уровень, но его почти не узнать.

БЕЛАРУСЬ

В это же время Беларусь смогла создать огромную франшизу – онлайн-симулятор танковых сражений эпохи Второй мировой войны World of Tanks. Игра породила аналогичные симуляторы воздушных и морских баталий – World of Warplanes и World of Warships, прославив Беларусь среди геймеров и прочно вписав страну на рынок онлайн-игр.

World of Tanks без преувеличения имела ошеломительный успех, пользуется огромной популярностью как на Западе, так и в Азии. Она регулярно входит в мировой Топ-10 онлайн-игр по количеству игроков. Одновременное количество игроков на русском сервере в 2014 году перевалило за 1,1 миллиона человек (у лидера рынка League of Legends – 5 миллионов). Впечатляющее достижение для постсоветского государства.  К 2013 году доходы от микротранзакций в игре составили 372 миллиона долларов, обогнав всемирно известный World of Warcraft.

УКРАИНА

Украина, в свою очередь, может похвастаться довольно большим количеством известных игр в различных жанрах. Стратегия «Казаки» хорошо известна на территории СНГ, а шутер «С.Т.А.Л.К.Е.Р» по мотивам романа братьев Стругацких принёс украинской игровой индустрии известность на Западе.

 Конечно, была и украинская игра Big Rigs: Over the Road Racing, которая среди западных обзорщиков приобрела печальную известность как одна из худших игр всех времён и народов, однако её обычно не связывают с Украиной.

Особняком стоит 4A Games – киевская компания, создавшая успешную игру по книгам «Метро 2033». Игра имела все шансы оставить след в индустрии и стать своего рода украинским подобием «Ведьмака». Главные злодеи Metro: Last Light (2013 год) –коммунисты, которые хотят вернуть власть после всеобщего коллапса цивилизации, так что игра вполне вписывается в политический мейнстрим значительной части современной украинской элиты. Но игра по серии русских романов, чьё действие происходит в Московском метрополитене, большинству американских журналистов запомнилась в итоге как русская игра.

Когда на Украине начался Майдан, западные СМИ волновались за судьбу 4A Games. Разработчики сообщили, что у них всё в порядке – студия переехала на Мальту и стала именоваться 4A Games Malta. Для объяснения своего шага они написали довольно пафосный пресс-релиз с оправданиями: «Дорогая Родина, мы покидаем тебя на долгое время, но не потому, что мы не любим тебя, а потому что иначе 4А Games перестанет существовать – очень сложно искать инвесторов, когда ты воюешь с Путиным». Глава компании Андрей Прохоров закончил пост лозунгом «Слава Украине! Героям Слава! Смерть Врагам!». По иронии судьбы, в Metro 2033 мы играем за человека, состоящего в организации «Спарта», символом которой является стилизованная под молнию буква «М». Батальон ДНР «Спарта», возглавляемый ополченцем Моторолой, видимо, позаимствовал название и эмблему скорее из игры 4AGames (теперь Malta), нежели из книжного первоисточника.