Заграница им поможет: страны Балтии переводят на ЕС энергодиалог с РФ
Александр Носович
Страны Балтии, и без того живущие во многом за европейский счет, намерены потребовать дополнительного финансирования из фондов ЕС, чтобы обеспечить углубление собственной евроинтеграции – на этот раз в энергетической сфере. При этом прибалтийские эксперты добиваются возможности переложить на плечи ЕС потенциальные проблемы отношений с Россией, которые могут возникнуть в результате переформатирования газового сектора в Прибалтике.
В стенах брюссельской неправительственной организации «Наша Европа» группой экспертов из Прибалтики в этом году был подготовлен аналитический доклад, приуроченный к председательству Литвы в ЕС. В исследовании доказывается, что прибалтийские республики не могут на равных, один на один вести диалог с Россией – им для этого необходима поддержка ЕС.
Ассоциация «Наша Европа» также известна как Институт Жака Делора: его возглавляет известный левый исследователь и публицист Жак Делор, бывший председателем Еврокомиссии в 1985-1995 годах – в период резкой интенсификации евроинтеграции, когда был создан единый европейский рынок и нынешняя система институтов ЕС.
С первой же страницы подготовленного здесь исследования «Страны Балтии в ЕС: вчера, сегодня и завтра» читателям сообщают о странах Балтии самую суть. Эстония «постепенно превращается в новую Силиконовую долину». Латвия – это страна, экономика которой, после падения на 20% во время кризиса, теперь растет самыми быстрыми темпами в Евросоюзе. Литва – «особенно активный участник» энергетической политики ЕС и политики в восточном приграничье. Это динамично развивающийся и очень интересный регион Евросоюза, однако недавний кризис сильно потрепал «балтийских тигров», поэтому Евросоюз должен не забывать о них и по мере сил поддерживать.
Основной аудиторией доклада, похоже, были крупные брюссельские чиновники, потому что в докладе много информации общего просветительского характера, которая по определению не может быть предназначена для экспертного сообщества.
В частности, перечисляются основные факты из прибалтийского учебника истории, причем тем же школьным языком. Потребители «аналитического» продукта «Нашей Европы» узнали для себя про «нацистско-советский пакт» 1939 года, «советский террор», оккупацию сперва Советским Союзом, потом нацистской Германией, а потом опять Советским Союзом. В статистике уменьшения доли титульных этносов в структуре населения стран Балтии в советский период содержится прозрачный намек на геноцид…
После такой артподготовки высокопоставленная аудитория доклада, безусловно, должна проникнуться заботами и тревогами трех прибалтийских стран, живущих с постоянной «угрозой государственности». Сквозь весь текст доклада последовательно проводится мысль, что страны Балтии достойны особого подхода ЕС. Подробно описывается, как они «победили» экономический кризис: строгая бюджетная дисциплина и экономия, низкая ставка кредитования, гибкий рынок труда – в общем «история успеха» в виде соответствия Маастрихтским критериям, рекомендациям Международного валютного фонда и Европейского центрального банка.
Но для того чтобы механизм получения политического и финансового вспомоществования Евросоюза заработал, недостаточно показать, какие страны Балтии хорошие. Еще надо показать, какая Россия плохая.
Все тем же языком школьного учебника авторы доклада так описывают вхождение стран Балтии в Евросоюз: «Они были самые бедные и наименее известные кандидаты, их граница была границей бывшего Советского Союза, остававшаяся геополитической «красной линией», и были опасения разозлить Россию, которая могла бы вмешаться в вопрос о русскоязычном меньшинстве Эстонии и Латвии». Мысль о том, что русские в странах Балтии – используемая Россией «пятая колонна», встречается в докладе несколько раз. «Нездоровым явлением в обеих странах является контроль над властью в столичных Риге и Таллине Центра Согласия Нила Ушакова и Центристской партии Эдгара Сависаара, соответственно. Имея поддержку преимущественно русскоязычных избирателей, они стали крупнейшими национальными партиями и систематически выстраивают альтернативный центр власти, находясь в оппозиции национальному правительству».
Однако самую большую угрозу странам Балтии со стороны России, по версии авторов доклада, представляет энергетическая зависимость от последней.
В докладе есть отдельный параграф, который так и называется «Политические последствия балтийской энергетической зависимости от России». «Острая зависимость стран Балтии от России» сильно влияет на внутреннюю политику, потому что в нее вмешиваются энергетические группы интересов, связанные с «Газпромом». Эти группы интересов плодят в странах Балтии коррупцию и непрозрачность, тайно финансируя политические партии, которые затем, разумеется, лоббируют их интересы в Сеймах. Естественно, это оборачивается усилением политического влияния России в странах Балтии. Прибалтийские эксперты не останавливаются и перед перечислением конкретных «агентов «Газпрома»: в докладе перечисляются транзитные и импортирующие компании, связанные с российским энергетическим сектором.
«Чтобы противостоять Москве и влиянию энергетических групп интересов во внутренней политике, балтийские государства пытаются использовать свое членство в ЕС. Как результат, обострение напряженности как в балтийско-российских, так и в европейско-российских отношениях», - откровенно признают авторы из Прибалтики тот факт, что именно страны Балтии нагнетают антироссийские настроения в Европе и препятствуют диалогу Россия-ЕС.
Что же остается делать европейской дипломатии, чтобы избавить себя от навязчивого балтийского лобби, использующего членство в ЕС для противостояния Москве? Нужно помочь им обрести энергетическую независимость, интегрировав во внутренний энергетический рынок ЕС, указывают авторы доклада. «Электрические системы стран Балтии продолжают работать в сети Беларуси, России, Эстонии, Латвии и Литвы (BRELL), которая контролируется Москвой… Проекты подключения электричества, а также газа были представлены, чтобы быть рассмотренными как проекты общего интереса ЕС в области энергетической инфраструктуры. Список этих проектов будет подтвержден в конце 2013 года и может претендовать на финансирование в рамках «Нового (энергетического) пакета», на который в бюджете ЕС на 2014-2020 годы выделено 5,1 млрд евро с целью обновления энергетической инфраструктуры в Европе». Далее следует рассказ об альтернативных источниках получения энергии: СПГ-терминалах, биотехнологиях («зеленой энергии») и прочих проектах, возможных только при условии их софинансирования Евросоюзом.
Таким образом, «аналитический» доклад склоняется к выводу, появившемуся одновременно с провозглашением прибалтийскими республиками независимости: западные партнеры должны оплачивать странам Балтии эту независимость, потому что, во-первых, страны Балтии хорошие, во-вторых, Россия – плохая. Специфика же этого доклада еще и в том, что страны Балтии уже не только получают помощь Евросоюза, но и лоббируют ее увеличение через каналы, существующие также за счет ЕС.