Висагинский тупик: Литва должна найти выход из патовой ситуации до марта
Александр Носович
После проведения референдума по вопросу строительства Висагинской АЭС, на котором 65% проголосовавших литовцев высказались против проекта, программа энергетического развития Литвы оказалась в подвешенном состоянии. О будущем развитии литовской энергетики и, непосредственно, о будущем Висагинского проекта, пока нельзя сказать ничего определенного.
Пришедшие к власти представители Социал-демократической партии Литвы, которые в преддверии референдума громче всех ругали проект АЭС в Висагинасе, теперь перешли от резко критических оценок к довольно скептическим. Новый премьер-министр Литвы Альгирдас Буткявичюс вместо того, чтобы сказать Висагинской АЭС твердое «нет» в соответствии с итогами референдума, результат которого обусловлен, в том числе, пропагандистской кампанией его же партии, призывает не спешить с выходом из проекта партнеров – Латвию и Эстонию. Первый свой зарубежный визит Буткявичюс нанес в Латвию, где просил латвийскую сторону не принимать окончательного решения о выходе из проекта, пока такое решение не примет Литва. То есть, косвенно дается понять, что Литва может и не принять такого решения. «Этот проект является нереальным,… но будет продолжено обсуждение и анализ» - заявил премьер-министр Литвы.
Сейчас позиция литовского правительства сводится к тому, что необходимо дождаться независимых экспертных оценок о целесообразности Висагинского проекта, и тогда уже решать.
В реальности сложно представить, что окончательное решение по одному из важнейших для современной Литвы вопросов будет зависеть от независимых экспертов, если даже результаты всенародных волеизъявлений в демократической европейской стране (каковой Литва себя считает) не поставили точку в этом вопросе. Прогнозировать, каким образом, в итоге, будет решена проблема энергетического развития страны, можно, проанализировав интересы литовских элит в конкретных сценариях выхода из Висагинского тупика.
В пользу сценария, предлагающего все-таки строить АЭС, несмотря на «глас народа» говорит два фактора. Во-первых, Висагинский проект основывается на консолидирующей литовский истеблишмент идее энергетической независимости от России. Социал-демократы на референдуме выступали против конкретного варианта реализации проекта, предлагавшегося их оппонентами консерваторами, но они никогда не были противниками, собственно, атомной энергетики в Литве. Глава предыдущего правительства социал-демократов Гедиминас Киркилас поддерживал идею строительства собственной АЭС, добиваясь создания национального энергетического инвестора LEO LT, который был создан, но затем расформирован после поражения социал-демократов на выборах 2008г. Сменившие их консерваторы («Союз Отечества» - христианские демократы) предложили идею привлечения внешнего инвестора, каковым в итоге стала японская компания Hitachi Nuclear. То есть, идея развития собственной атомной энергетики объединяет различные фракции литовской политической элиты; расхождения между ними носили больше тактический характер, а именно, как будет реализовываться энергетическая программа.
Второй фактор – президент Литвы Даля Грибаускайте, выразитель интересов перешедших в оппозицию консерваторов. Грибаускайте продолжает отстаивать необходимость строительства АЭС, несмотря даже на итоги референдума: население, по мнению президента, было плохо проинформировано о Висагинском проекте.
Расхождение по Висагинскому вопросу может обострить типичное для парламентско-президентских республик затяжное противостояние по линии президент - премьер-министр.
Решится ли премьер Буткявичюс пойти на такое обострение? Объективно, сейчас преимущество на его стороне: новая коалиция еще не успела растратить кредит доверия, выданный ей на выборах избирателями, в то время, как рейтинг Грибаускайте упал на 20 процентов в результате конфликта с председателем Партии труда Виктором Успасских; опять же, всегда можно апеллировать к результатам референдума. При этом, Даля Грибаускайте, несомненно, остается серьезным противником и за счет обширных президентских полномочий, и за счет старых связей в европейских структурах. Имеющихся у нее возможностей вполне достаточно, чтобы при желании максимально отравить жизнь новой коалиции и ее представителям. В подобной ситуации решающее значение может иметь субъективный фактор: психологические особенности политического лидера, его готовность идти на конфликт или, напротив, склонность к компромиссу. Для Буткявичюса характерно неприятие радикальных движений и резких шагов, чем и объясняется его туманная поствыборная риторика по вопросу АЭС. Поэтому, окончательное решение в любом случае будет тщательно проработано в информационно-пропагандистском аспекте, чтобы минимизировать конфликтный потенциал. В случае, например, если АЭС все же решат строить, будет предложена принципиально иная схема реализации, чем та, которую предлагало правительство консерваторов. Это позволит не принимать во внимание результаты референдума или даже провести новый референдум.
Впрочем, аргументы против строительства Висагинской АЭС выглядят убедительнее идеологических установок на развитие атомной энергетики и страха перед президентом. Против Висагинской АЭС говорит самый важный фактор – финансовый. На реализацию Висагинского проекта потребуется около 5 млрд. евро. Таких денег в бюджете Литвы даже близко нет, также как в бюджетах Латвии и Эстонии, для которых перспектива участия в сомнительном проекте выглядит все менее привлекательной.
Вероятность вовлечь в проект внешних инвесторов, после провала сотрудничества с Hitachi стремится к нулю, так же как шансы решить вопрос с финансированием за счет переживающего долговой кризис Европейского союза. Немаловажен вопрос о сроках реализации проекта. Висагинскую АЭС планировалась запустить к 2020 году. К этому времени в Балтийском регионе уже будут действовать несколько электростанций, и энергодефицит в нем сменится избытком энергии. Здесь встает вопрос об экономической рентабельности и конечной окупаемости литовской АЭС.
Если рассматривать вопрос исключительно с позиций экономической целесообразности, то более реалистичным вариантом обретения энергетической независимости, чем атомная энергетика, для Литвы является диверсификация энергопоставок. Частичной альтернативой российской энергетике может стать импорт электроэнергии из Польши, которая также планирует построить в районе Южной Балтики две АЭС. Этот вопрос также имеет политический аспект: отношения Польши и Литвы были сильно испорчены политикой Грибаускайте и консерваторов, отказавшихся от языковых послаблений для живущих в Литве поляков. Новая власть явно стремится исправить ситуацию: приглашает Избирательную акцию поляков Литвы в правящую коалицию, вводит для ее представителя пост вице-спикера Сейма и (самый важный сигнал!) назначает министром энергетики Ярослава Неверовича, который, во-первых, был избран в Сейм от ИАПЛ, во-вторых, занимал пост министра иностранных дел в предыдущем правительстве социал-демократов. Назначение такого политика министром энергетики – свидетельство того, что новое руководство пытается сделать ставку на стратегический союз с Польшей в энергетической сфере. В конечном счете, наиболее существенным доводом для правительства Буткявичюса может оказаться возможность частичного перехода на биотопливо и разработки залежей сланцевого газа взамен атомной энергетики. Помимо прочего, это замечательная возможность совместить общественное благо с частным: отдельным спонсорам Социал-демократической партии перемены в энергетической политике могут оказаться очень выгодны.