Как это будет: Эстония в 2014 году
Сергей Рекеда
Для Эстонии 2014 год будет временем тихого существования. На данный момент нет заметных предпосылок для серьезных, а не ситуативных потрясений, равно как и новых идей по исправлению системных проблем как в экономике, так и в политике страны.
Политика
Действующее правительство Андруса Ансипа достаточно стабильно, чтобы продолжить работу на протяжении всего 2014 г. и вплоть до следующих парламентских выборов. В рамках его функционирования возможны лишь отдельные отставки, как это произошло, к примеру, в конце 2013 г. с министром культуры Рейном Лангом.
Проблемы внутри нынешней двухпартийной правительственной коалиции, безусловно, есть, но это проблемы не принципиального характера, которые могут привести лишь к временному напряжению. «Популярность правых правящих падает, что будет усиливать напряженность внутри коалиции – думаю, что свидетелями их взаимных уколов мы станем в грядущем году неоднократно», - отмечает политолог из Эстонии Леонид Карабешкин.
При этом не наблюдается и катализаторов, которые могли бы обострить внутриполитическую и внутриправительственную обстановку в Эстонии. Такими катализаторами традиционно являются избирательные кампании. В 2014 г. Эстонской республике предстоит пройти лишь через выборы в Европарламент, которые традиционно воспринимаются как выборы второго порядка, общественный интерес к ним довольно низок. Тем более что предстоящая избирательная кампания в ЕП не несет в себе серьезной интриги.
Последние социологические опросы свидетельствуют, что после майских выборов соотношение эстонских политических сил в Европарламенте останется примерно прежним: центристы смогут делегировать в Брюссель двух своих депутатов, в то время как все остальные парламентские партии в лучшем случае по одному. «Единственная интрига, которая существует на этих выборах в Европарламент – это выступление независимых кандидатов. Доверие к партиям в целом в Эстонии снижается и это может оказать влияние на исход голосования», - считает Л.Карабешкин. Еще одной «изюминкой» может стать участие экс-премьера Италии Сильвио Берлускони в выборах в Европарламент от Эстонии – слухи об этом ходят с осени 2013 года.
Нынешний «холодный мир» в двусторонних российско-эстонских отношениях сохранится и на протяжении 2014 г.
С одной стороны, известно, что Олимпиаду в Сочи решил посетить (хотя и в неофициальном статусе) премьер страны Андрус Ансип. На фоне напряжения, которое вызвало в соседней Латвии решение президента Берзиньша принять участие в открытии Олимпийских игр, и политически мотивированного отказа поехать в Сочи литовского президента Дали Грибаускайте, позиция Ансипа все же является определенным посылом части эстонской элиты о прагматическом настрое в диалоге с Москвой. С другой же стороны, среди политиков этой балтийской республики довольно сильно инерционное, причем не всегда самостоятельное, восприятие России в роли врага. «Неприятным событием стало заявление нашего, как мы его называем, «американского президента» Тоомаса Хендрика Ильвеса о том, что он не поедет на Олимпийские игры в Сочи. Этим он показал недружественное отношение к соседней стране, и это тут возмущает многих. Многие воспитаны так, что олимпийский спорт считается чем-то, что выше политики, именно в этом была идея Пьера де Кубертена. В Эстонии даже выходила статья, что сочинская Олимпиада – это «Олимпиада Вовочки», и надо «Вовочке» досадить. До таких глупостей доходит дело. Но это общий праздник, и это никак не может быть праздник одного Путина, - сетует эстонский политолог Эдуард Тинн. - Плохо то, что в Эстонии сейчас практически отсутствует самостоятельная политика, которая исходила бы из национальных, эстонских интересов. То, что ты входишь в ЕС и НАТО не должно влиять таким образом, что ты полностью поддерживаешь все идеи, которые идут извне. Мы, к сожалению, являемся страной, которая недружественно относятся к России, в этом отношении ничего не изменилось. Эстонская пресса, конечно, стала мягче, но общий тон как был конфликтным, так конфликтным и остался. У СМИ нет никакого желания разобраться в ситуации и писать серьёзные статьи о России. Я не вижу, чтобы что-то сдвинулось в этом направлении».
Экономика
Одним из главных экономико-политических вопросов в 2014 г. останется заключение Эстонией пограничного договора с Россией. В 2013 г. были заложены предпосылки для последнего шага в этом затянувшемся процессе. Правительство Эстонии на состоявшемся 23 мая заседании одобрило проект договора о границе с Россией, попытка подписать который в 2005 г. уже окончилась неудачей. «Относительно экономической выгоды, которая сопряжена с подписанием договора, следует отметить, что некоторые эстонские бизнесмены очень внимательно присматриваются к тем изменениям, которые начинают происходить в России после вступления в ВТО, - рассказал порталу RuBaltic.Ru профессор кафедры европейских исследований факультета международных отношений СПбГУ, а в 1991-1997 гг. эксперт советской, затем российских государственных делегаций, созданных для переговоров с Эстонской республикой, Николай Межевич. - Для Эстонии в принципе российский рынок очень интересен именно по той продукции, которая в Европе сбыта не находит или почти не находит – это продукция сельского хозяйства. Здесь в силу маленького плеча перевозок, в силу совпадения национальных традиций, вкусов у эстонской пищевой промышленности могли бы быть хорошие дополнительные возможности».
Помимо этого остается открытым вопрос о дальнейшей реализации одного из крупнейших региональных инфраструктурных проектов, в которых участвует Эстония – Rail Baltica. Еще в 2013 г. Литва, Латвия и Эстония договорились создать до конца года совместное предприятие для реализации данного проекта. Однако на пути осуществления этих планов встали внутренние разногласия участников: Литва требует, чтобы в рамках работы над Rail Baltica было проведено присоединение Вильнюса к европейской железнодорожной колее, чего ранее не было предусмотрено проектом.
Латвия же и Эстония выступают категорически против данных требований своего соседа. Тем не менее, разногласия эти не критичны и будут решены, скорее всего, в первые месяцы нового года.
А потому трехсторонний акционерный договор о создании совместного предприятия Rail Baltica будет подписан, и движимый политическими интересами проект все же постепенно продолжит реализовываться в 2014 г.
Кроме того, можно прогнозировать повышенный интерес Эстонии и к другому инфраструктурному проекту – транспортному коридору между Балтийским и Черным морями. В 2013 г. во время визита президента Украины Виктора Януковича был подписан протокол о сотрудничестве с целью развития данного проекта на базе контейнерных поездов, в частности, контейнерного поезда «Зубр». Международный контейнерный поезд «Зубр» является совместным проектом государственных железнодорожных компаний Эстонии, Латвии, Белоруссии и Украины по перевозке грузов по маршруту «Таллин-Рига-Минск-Одесса/Ильичевск». Перевозки в составе поезда осуществляются между железнодорожными станциями четырех государств, открытыми для работы с крупнотоннажными контейнерами.
Также в 2014 г. должна решиться судьба еще одного регионального инфраструктурного проекта, в котором участвует Эстония – Висагинская АЭС.
Несмотря на то, что окончательное решение по развитию этого проекта должен будет принять Вильнюс, вердикт Литвы будет напрямую зависеть от ее региональных партнеров – Латвии и Эстонии.
При этом на данный момент нельзя с уверенностью сказать, что Таллин поддержит литовскую инициативу – местные эксперты все более скептически относятся к идее строительства ВАЭС и сомневаются в ее окупаемости. «После устранения из процесса Польши Висагинас стал считаться символом балтийского единства, но прошлогодний референдум в Литве показал, что даже у Литвы – инициатора проекта – нет по отношению к нему особого энтузиазма», - отмечает эстонский экономист Ханон Барабанер. «Литва имеет инфраструктуру и опыт производства атомной энергии. Другое дело, что этот проект Висагинской АЭС уж слишком затянулся... Переговоры по литовской электростанции идут очень долго, и чем дольше они идут, тем сильнее сомнения в том, что окупятся очень серьезные инвестиции, которые Эстония должна будет вложить в этот проект», - дополняет коллегу другой эстонский эксперт, доктор технических наук, декан факультета энергетики Таллинского технического университета, председатель Союза инженеров Эстонии Арви Хамбург.
В целом же макроэкономические тенденции в Эстонии сохранятся, и главной задачей останется развитие социальной сферы. В частности, министр образования и науки Эстонии Яак Авиксоо уже пообещал увеличение зарплат учителей в 2014 г. Правда, политик не смог объяснить журналистам, почему, несмотря на официальный, статистический рост зарплат в сфере образования, мало кто из учителей признает, что заметил рост доходов.
Общество
Основной общественной проблемой Эстонии останется раскол по этническому признаку. В 2012-2013 гг. собирались предложения к очередной государственной программе интеграции Lоimuv Eesti 2020. Теперь на 2014 г. запланировано начало реализации данной программы: картографирование ситуации, разработка концепций, выработка решений, составление плана практического применения. В декабре результаты исследований будут представлены правительству.
Помимо государственных усилий, попытки решить вопрос общественной интеграции будут активно предприниматься и «снизу».
На 2014 г. придется начало активной деятельности Союза неграждан Эстонии во главе с кинодокументалистом Олегом Бесединым. Обсуждается даже слияние эстонской и латвийской организаций неграждан. А также не исключено, что по примеру латвийского Парламента непредставленных в Эстонии выберут аналогичную представительскую структуру неграждан. Ключевой вопрос в данном случае – как будут восприниматься эти общественные усилия со стороны правительства и эстонских спецслужб. С большой долей вероятности в традиционном Ежегоднике КаПо Союз неграждан Эстонии будет включен в перечень организаций, угрожающих государственной безопасности.
В целом же, без сомнений, в 2014 г. сохранится чрезмерное влияние на общественную жизнь в стране местных силовых структур, в частности давление на гражданское общество и отдельные проявления инакомыслия со стороны того же КаПо, за что Эстония не раз удостаивалась критики со стороны международных правозащитных организаций.