Инженер-эколог: вероятность аварий на сланцевых месторождениях – 60%
Александр Носович
Правящая коалиция Литвы договорилась, что американскую компанию Chevron нужно объявить победителем конкурса на разведку и добычу сланцевого газа. После получения лицензии Chevron сможет начать разведку сланцевого газа. Это происходит на фоне событий в Великобритании, где на прошлой неделе прошли массовые акции против разработки сланцевых месторождений, а также на Украине - власти Ивано-Франковска из соображений экологической безопасности отклонили проект добычи сланцевого газа в Карпатах. Об экологических рисках сланцевой энергетики и том, можно ли ее обезопасить, в интервью RuBaltic.Ru рассказал руководитель Северо-Западного филиала компании EcoStandard, инженер-эколог Денис ДЕВЯТУХА:
- Г-н Девятуха, в чем заключаются экологические риски разработки сланцевых месторождений?
- Технология добычи сланцевого газа состоит в том, что на глубину от 2 до 5 километров закачивается вода, точнее даже раствор, содержащий химически активные вещества: мышьяк, кислоты. Это делается для улучшения процесса добычи сланцевого газа. Данный раствор потом поднимается наверх, и происходит постоянная циркуляция этой жидкости.
И здесь возникает вопрос: эта жидкость может попадать в подземные воды и отравлять их.
Если проводятся работы с нарушением технологии, то бывают случаи, что закачанную воду после использования просто сливают в ближайший лес, луг – в результате отравляется уже поверхностная почва и поверхностные воды.
- Были ли уже прецеденты крупных экологических проблем, вызванных добычей сланцевого газа?
- Да. Если сравнивать с аварией на Чернобыльской АЭС, то подобного масштаба проблем от сланцевой энергетики, конечно, еще не было, но были крупные разливы отравленных вод.
Сейчас такая проблема остро стоит на Украине.
Там недавно был громкий скандал после того, как компания, занимающаяся сланцевым газом, просто взяла и слила отработанный раствор в ближайшее озеро.
В Америке проходит сейчас большая акция, направленная на уменьшение добычи сланцевого газа, но там экологическая сторона этой темы остро стояла в начале 90-х годов: это было связано с тем, что использовались устаревшие технологии, и на первом плане была даже не проблема отравленной воды, а слишком большие территории, отведенные под бурение. Разумеется, на этих территориях все было забурено – экологическая система была полностью уничтожена.
- Существуют ли технологии, способные обезопасить сланцевую энергетику и, если да, то насколько они дороги?
- По поводу цены сказать не могу, но пионером в этой области является Америка, где сейчас внедряются новые технологии, которые снимают 90% экологических рисков, связанных с добычей сланцевого газа. Но при применении этих технологий сланцевая энергетика все же не становится полностью безопасной, потому что всегда остается человеческий фактор: опасность аварии, разлива вод.
Однако оборудование прошлого поколения, которое раньше использовалось в США при добыче сланцевого газа, сейчас распродается по дешевке по всему миру. И компании, которые не особенно заботятся об экологической безопасности, скупают это оборудование и начинают его использовать. Это происходит по всему миру: в России, в Африке, в Европе (особенно - в Восточной Европе). И в этой ситуации вероятность аварий на сланцевых месторождениях очень высока – на уровне 60%.
- В Восточной Европе тема собственного сланцевого газа сейчас очень популярна, и в основе проектов сланцевой энергетики лежат контакты с американцами. Вы утверждаете, что американцы поставляют в Восточную Европу устаревшее, экологически небезопасное оборудование?
- Смотрите, вот приходит крупная американская газодобывающая компания – Shell, например. Они могут использовать свои новые технологии. А если инвесторы местные, то они рассуждают так: «Зачем нам покупать новейшее дорогое оборудование, если можно купить подешевле то, что использовалось раньше».
Поэтому, скорее всего, в условиях ограниченности средств восточно-европейские компании будут выбирать если не подержанное, то устаревшее оборудование прошлого поколения, экологическая угроза от использования которого гораздо выше.
- Проекты разработки сланцевых месторождений сейчас активно обсуждаются в Прибалтике. Существуют ли экологические риски, связанные с добычей сланца в прибрежной полосе?
- Пока добыча сланцевого газа в Прибалтике не ведется. Тема сланцевого газа в Прибалтике используется в первую очередь из соображений политической конъюнктуры – энергоносители страны Балтии покупают у России, и чтобы быть энергетически независимыми от России, говорится, в том числе, о добыче сланцевого газа. Однако, насколько я знаю, о промышленной добыче сланцевого газа в Прибалтике, кроме политиков, пока никто всерьез не говорит.
Что касается экологических рисков, то в Прибалтике ситуация ровно такая же, как и в остальной Восточной Европе:
если будет воспроизведена типичная восточно-европейская практика с приобретением в США в виду дефицита средств устаревшего, экологически небезопасного оборудования, то в этом регионе стоит ждать больших экологических проблем.