Газпром протестирует «конструктивный настрой» нового правительства Литвы
Сергей Рекеда
Декларации правительства Литвы о «перезагрузке» отношений с Россией ждет первая проверка на прочность. Намеченные на январь переговоры с «Газпромом» о цене на газ покажут, насколько серьезны заявления официального Вильнюса.
Энергетический диалог Литвы и России на данный момент представляет собой наиболее насыщенную сферу отношений между этими двумя странами. Здесь преломляются принципиальные позиции сторон, как политического, так и экономического характера, превращая энергетическую тематику в своего рода индикатор того состояния, в котором находятся отношения между Москвой и Вильнюсом.
В настоящее время для России важно положение «Газпрома» на рынке Литвы, которая пытается создать на европейском рынке «неудобный» прецедент по разделению имущества российского энергетического гиганта. Вильнюсу же важно не только снижение цен на газ, но и возможность контролировать газотранспортную систему на территории страны. Именно эти вопросы - главные темы для обсуждения на российско-литовской межправительственной встрече в начале 2013 г.
По заявлениям премьера Литвы Альгирдаса Буткявичюса, в договоре между российским концерном «Газпром» и компанией Lietuvos dujos (компания, занимающаяся импортом газа, транспортировкой и распределением между конечными потребителями в Литве) планируется закрепить новую формулу цены на газ. В действующем между компаниями договоре о поставках газа закреплена ценовая формула, согласно которой цена на газ привязана к стоимости нефти на мировых рынках. Данный документ был подписан еще в 2003 г. и сохраняет свою силу до 2015 г., в конце каждого года стороны договариваются о конкретных объемах покупки энергоносителей и о цене на ближайший год. С 2005 г. по 2012 г. газ для Литвы подорожал почти в 6 раз: с 84 долларов до 497 долларов за тысячу кубометров. Такой «взлет» обусловлен комплексом причин экономического, и политического характера.
Заметный конфликт разгорелся после 2004 г., когда «Газпром» за 29 млн евро приобрел 34% акций Lietuvos dujos. В рамках этой сделки компании подписали дополнительное соглашение, по которому Литва обязалась не регулировать цены на газ для так называемых «свободных потребителей» (т.е. розничных поставщиков природного газа для тарифных потребителей). Однако впоследствии были приняты поправки к закону о газе, по сути, отменившие это допсоглашение. Вмешательство литовских властей в ценовые вопросы привело к снижению нормы прибыли Lietuvos dujos. «Газпром» отказал Литве в скидках на голубое топливо: в начале 2008 г. цены на газ выросли сразу в полтора раза – с 240 долларов до 350 долларов за тысячу кубометров.
Отношения Литвы с российским концерном осложнились после принятия в 2009 г. членами ЕС третьего энергетического пакета. Относительно газовой отрасли документ предусматривает, что на территории его действия в руках одной компании не может находиться одновременно и газ, и трубопровод для его транспортировки. Другие страны Балтии (Латвия и Эстония) как страны с замкнутой энергосистемой и единственным поставщиком газа воспользовались правом на отсрочку при внедрении норм третьего энергопакета. Литовское же правительство не только настояло на внедрении документа, но и выбрало наиболее радикальную схему либерализации энергетического рынка из трех предусмотренных законодательством ЕС: этот вариант обязывает энергетические компании продать свои транспортные сети независимому оператору без права владения в нем контрольным пакетом акций.
Кроме того, Эстония и Латвия при заключении договора с «Газпромом» взяли на себя обязательства увеличить закупку газа до докризисных объемов: до 0,9 млрд и 1 млрд кубометров соответственно. У Литвы же подобного аргумента не было: страна не потребляет даже прописанные в договоре с российским концерном 5 млрд. кубометров газа. Например, в 2005 г. Литва закупила у «Газпрома» лишь 2,8 млрд кубометров газа, пик потребления пришелся на 2007 г. - в 3,4 млрд кубометров, в последующие годы объемы импортируемого из России газа резко упали и колебались на уровне 2,8 млрд кубометров.
В итоге Латвия и Эстония договорились с «Газпромом» о 15-процентной скидке на 2011 г. - цена на газ для этих стран составила примерно 310 долларов за тыс кубометров. Тогда как Литва подобных преференций не получила – для нее цена составила 367 долларов. Провал на переговорах глава предыдущего кабинета министров Литвы Андрюс Кубилюс (2008-2012 гг., лидер правящей на тот момент партии консерваторов СО-ХДЛ) перевел в политическую плоскость, квалифицировав отказ «Газпрома» предоставить скидку как «финансовый шантаж и политическое давление». Действия литовских консерваторов в вопросах энергетики, неизбежно «лакируемые» под борьбу за обретение литовской энергонезависимости, однако, не столь однозначны.
Еще в 2008 г. руководство оппозиционной тогда партии СДПЛ, критикуя энергетическую политику правительства, обращали внимание на коммерческую заинтересованность отдельных консерваторов, особенно выходцев из Каунаса, в высоких ценах на импортируемые из России энергоресурсы. Речь на тот момент шла о влиятельной каунасской семье Гарбаравичюсов, представители которой контролировали Kauno Energija и входили в Сейм Литвы от правящей партии. А в настоящее время, например, Йонас Гарбаравичюс является председателем правления главного поставщика российской электроэнергии в Литву – он возглавляет «Inter RAO Lietuva». При нынешних ценах на газ компания продает, по ее же официальным данным, в Литве около 6,2 ТВт-ч электричества, получая свыше 1 млрд литов дохода.
Причудливые «изгибы» энергополитики литовских консерваторов показывают, сколь особую роль для истеблишмента этой постсоветской республики играют вопросы контроля над энергоресурсами.
Сможет ли смена правящей коалиции снять некоторые препятствия на пути к компромиссу по вопросам энергетики? По словам премьер-министра А.Буткявичюса, главной целью нового правительства Литвы в переговорах с «Газпромом» является снижение цены на газ на 20%. Механизмы достижения этого литовское правительство не конкретизирует. При этом новый министр энергетики Ярослав Неверович (представитель партии литовских поляков) уже заявил о необходимости реализации норм третьего энергетического пакета. Само назначение на этот пост председателя правления литовско-польской энергетической компании LitPol Link показывает, что и для нового правительства приоритетом в энергосфере остается интеграция в западную энергосистему. Электросмычка между Литвой и Польшей – LitPol Link – мощностью 500 МВт (в перспективе до 1000 МВт) позволит даже при высоких ценах на газ снизить цену и объемы поставляемого из России электричества.
Энергетические приоритеты нового правительства Литвы не позволяют пока говорить о его принципиальном стремлении к серьезным изменениям в этой сфере. Речь скорее идет о некоторой осторожной корректировке акцентов при сохранении прежнего стратегического курса.
Так что же может предложить новая правящая коалиция для налаживания российско-литовского диалога в энергосфере, кроме «конструктивного настроя» и стремления говорить, как сказал премьер А.Буткявичюс, языком дипломатии?