Эксперты: Литве бессмысленно рассчитывать на американский газ
Маргарита Маслобойникова
Литва намерена отказаться от услуг «Газпрома» к 2017 году. Свои надежды Вильнюс связывает с экспортом газа из США и Канады, который должен возрасти, по мнению некоторых экспертов, через три-четыре года. Литва уже сейчас реализует проект строительства своего терминала сжиженного газа в Клайпеде. В декабре 2014 г. данный объект должны сдать в эксплуатацию. «Пришло время изменить отношение к договорам, просто-напросто покупать газ по лучшей цене, неважно, поставляется он через терминал или по газопроводу», - считает министр энергетики Литвы Ярослав Неверович. Уже в первом квартале этого года Литва планирует выбрать поставщиков для своего терминала, заключить один основной договор на пять лет и «несколько договоров на условиях рынка с немедленным исполнением сделок, чтобы обеспечить достаточную гибкость». Портал RuBaltic.Ru поинтересовался у экспертов, насколько реалистичны планы Литвы по замене российского газа североамериканскими поставками при помощи СПГ-терминала.
Заведующий сектором «Газовые рынки» энергетического департамента Института энергетики и финансов Владимир РЕВЕНКОВ:
- Литву не устраивает ценовая политика «Газпрома». Между тем, ценообразование же ориентировано на привязку к ценам нефти и нефтепродуктов. Соотношение между ценой газа и ценой нефти обеспечивается примерно в равном энергетическом эквиваленте, на уровне около 70%. Сегодняшняя цена поставок российского газа в Европу по долгосрочным контрактам немного превышает 400 долларов за тысячу кубических метров. Как она формируется?
Она образуется от базовой цены, обозначенной в контракте, и индексирована с лагом в девять месяцев. Эта привязка, которая в долгосрочных контрактах сохраняется, является гарантом предсказуемости цен.
Наши поставки газа ориентированы на запросы Европы, которая получает газ по долгосрочным контрактам. Стоит учесть, что после кризиса 2008 года предложение превысило спрос, и цены стали относительно низкими. Соответственно, «Газпром» и наши экспортные линии, ориентированные на Запад, были вынуждены сокращать и поставки своего природного газа, поскольку спрос упал.
СПГ требует своего анализа и отчета – откуда и куда поставлять, по каким каналам, по каким ценам и т.д. Учитывая, что все энергетические рынки, будь то Европа, Америка, Россия, Азия, например, конкурируют между собой, то где гарантия, что те же Литва или Польша выиграют, пытаясь избавиться от зависимости от российского газа?
Поставщикам сейчас наиболее интересен Азиатско-Тихоокеанский регион, где спрос выше, чем где-либо, и потенциал большой в проведении торговых операций со сжиженным природным газом.
А Европу соблазнила «сланцевая революция», то есть развитие новых технологий добычи природного газа, которая наблюдается на Североамериканском континенте. Она теперь стремится перенять американский опыт, но пока без значительных результатов.
Строя СПГ-терминалы, они думают, что могут получить более дешевый американский газ, а система поставок-то не развита, все находится только в проектах. Если американский сжиженный природный газ и выйдет на мировые рынки, то не раньше 2017 года. При этом на дешевый газ Литве рассчитывать явно не стоит, потому что основное внимание поставщиков, повторюсь, приковано к Азиатско-Тихоокеанскому региону.
Руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр ПАСЕЧНИК:
- Если бы там было что-то действительно серьезное с точки зрения диверсификации, если бы проект был действительно перспективным, мы бы видели конкретные данные о тех, кто финансирует проект, кто заинтересован в поставках газа, по каким маршрутам его будут транспортировать, какие конкретно затраты... Это всё выглядит эфемерно. Учитывая, что финансовая ситуация в Литве близка к кризисной, где гарантии, что проект не будет заморожен?
Проект терминала СПГ сам по себе серьезен, он требует серьезной обработки, о которой мы практически ничего не знаем. Мне кажется, это просто повод поторговаться. Я не думаю, что для «Газпрома» Литва – ключевой рынок. И если Литва откажется от услуг «Газпрома», то никакой катастрофы не будет. Что касается США, Австралии и Канады, да, это перспективные поставщики, но здесь стоит смотреть на логистику, а она вызывает множество вопросов. СПГ-проекты имеют серьезное будущее, на нее делают ставки, в том числе в нашей стране».
Добавим, что Россия стремится удвоить свою долю на мировом рынке СПГ до 10% к 2020 году, для чего, по мнению экспертов, потребуется уже в начале этого года увеличить в несколько раз производство СПГ, доведя общий объем до 35-40 млн тонн в год.