Эксперт: «У Литвы, Латвии и Эстонии нет денег на строительство АЭС»
Маргарита Маслобойникова
О строительстве Висагинской АЭС в Литве обычно говорят как о политическом проекте, который призван объединить энергосистемы Литвы, Латвии и Эстонии, обеспечить их энергетическую самостоятельность. Однако на практике этот масштабный для небольших и сталкивающихся с серьезными финансовыми проблемами экономик стран Балтии проект может оказаться неподъемным. О том – почему именно, в интервью «ruBALTIC.ru» рассказал доктор экономических наук, директор Центра трансграничных исследований Санкт-Петербургского государственного университета Николай МЕЖЕВИЧ:
- Николай Маратович, какие крупные инфраструктурные проекты стран Балтии важны для России?
- Крупные проекты следует рассматривать как желание, не всегда подкрепленное возможностями. Интересные проекты разрабатывают наши соседи.
Например, «Рэйл Балтика» – железная дорога с европейской колеёй, идущая от Таллина до Варшавы. Идея хорошая, понятная, направленная на интеграцию стран Балтии в пространстве Европейского союза. Но это очень дорого.
Нельзя сказать, что Эстония, Латвия и Литва сильно отрезаны от Европы железными или шоссейными дорогами. Подобные дополнительные строительства нужны в том случае, если есть избыток ресурсов. Избытка ресурсов на данный момент нет не только в Таллине, Риге или Вильнюсе, его нет в Брюсселе. И финансирование подобного проекта, естественно, должен обеспечить Брюссель. Я не верю, что после кризиса ЕС найдет деньги на такой проект. Другое дело – малый проект, но тоже затратный - электрокабель, соединяющий Эстонию и Финляндию. Он интересен и для России. Подобные соединения работают на общеевропейскую энергетическую безопасность.
- Если отбросить политику и поразмышлять с трезвых прагматических, экономических позиций: действительно ли Литве нужна собственная атомная станция?
- В восточной части Балтийского моря такая станция, безусловно, нужна. Это понимали прекрасно в Советском Союзе, и ставка на строительство атомной станции была сделана. Станция, которая была построена, прекрасно функционировала. Когда ее вывели из эксплуатации, образовался энергодефицит. И вот встал вопрос, кто первый построит атомную станцию? Наши соседи начали активно дискутировать, оценивать финансовые и политические риски. Однако решение с российской стороны было принято быстрее. Хотя о результате мы будем говорить, когда пойдет ток.
- Вы упомянули о финансовых сложностях, которые испытывают страны Балтии. Так способны ли они самостоятельно развивать атомную энергетику? Есть ли реальная возможность того, что АЭС будет построена в Литве?
- По-моему, вопрос о строительстве атомной станции в Литве практически закрыт.
Даже если сегодня Литва примет решение строить атомную станцию и будет иметь все необходимые ресурсы, нужно учитывать, что строительство (даже начатое 1 января) закончится на несколько лет позже, чем строительство Балтийской АЭС в Калининградской области. А кто первый – тот и занимает нишу.
Кто второй – нишу не занимает, учитывая, что цена на электроэнергию примерно одинаковая из-за технологий, положения, затрат. Никакой политики, это чистый бизнес и технологии.
- Справляются ли страны Балтии с последствиями кризиса? Вероятен ли там «греческий сценарий»?
- «Греческий сценарий» возможен в Греции. Ментальность жителей огромного Евросоюза разнообразна, на севере она одна, на юге - другая, поэтому такого повторения событий, что происходят в Греции, нельзя предположить в странах Балтии. Там были, конечно, волнения и протесты по поводу экономической нестабильности. Но в целом уроки тяжелого кризисного 2009 года оказались усвоены нашими соседями: ипотеки, опора на виртуальные деньги, дешевые заимствования через систему шведских банков - все это уходит в прошлое. Создаются и резервные фонды, уменьшаются административные расходы, но, увы, в то же время сокращаются и некоторые социальные программы. Эстония, Латвия и Литва пошли стандартным послекризисным путем. Других рецептов, впрочем, у них и не было.