Депутат Моцкус о сланцах: «Цена человеческих жизней невысока в Литве?»
Александра Рыбакова
На этой неделе Комиссия Министерства окружающей среды Литвы объявила американскую компанию «Сhevron» победителем тендера на разведку и добычу сланцевого газа в стране. Между тем, даже внутри правящей коалиции нет единства мнений относительно целесообразности добычи сланцевого газа и нефти на территории республики. В интервью порталу RuBaltic.Ru депутат Сейма, член парламентского комитета по экономике Арунас МОЦКУС (СДПЛ) заявил, что в планах Литвы по развитию сланцевой энергетики не учитываются экологические угрозы опасного производства, а поддержка интересов «Chevron» в таких условиях со стороны Министерства окружающей среды может быть объяснено «крупной финансовой поддержкой» отдельных представителей ведомства:
- Г-н Моцкус, какие несомненные плюсы, на Ваш взгляд, содержит в себе идея добычи сланцев в Литве?
- Меня не интересует, какую сумму наше правительство собирается инвестировать в проект по разработке и добыче сланцевого газа. Главное – какую выгоду будет получать Литва от этого проекта.
Как известно, в нашей стране есть и залежи нефти, около двадцати компаний занимается ее добычей. Однако никакой пользы Литва от этого не получает – все деньги идут кому-то в карман, а не в казну государства.
А цены на бензин у нас выше, чем в Латвии, Эстонии или Польше.
- Жители районов Шилуте и Таураге, где планируется добывать сланцы, активно протестуют против будущего проекта. Почему в таком случае правительство несмотря ни на что объявило компанию «Шеврон» победителем конкурса?
- Не знаю, мне все происходящее кажется очень странным.
Впрочем, существует версия, что одна из партий получила крупную финансовую поддержку и теперь ее представитель в Министерстве окружающей среды «отрабатывает» эту поддержку.
Ведь, по идее министерство окружающей среды должно было бороться и сопротивляться до последнего. А получилось совсем наоборот.
- Экологи указывают на неэкологичность добычи сланцев или, как минимум, необходимость больших территорий для добычи сланцевого газа, как то происходит в США. Вы считаете, подобные опасения (экологического характера) несостоятельными?
- Да, считаю, что экологи не зря бьют тревогу. Ведь сверлить будут глубоко под землей. А все подводные воды располагаются гораздо выше. И возможности возникновения аварии никто не отменял.
Поэтому, если уже в Литве будет добываться сланцевый газ, то это должно происходить вдали от населенных пунктов и источников питьевой воды.
Мы точно не должны рисковать, ведь не зря говорят, что уже в скором будущем вода станет наибольшей ценностью на Земле.
- Технология добычи сланцев включает в себя гидроразрыв пласта, который экологи сравнивают с мини-землятресением. При этом на территории Литвы планируется строить АЭС, которая естественно очень чувствительна к сейсмическим условиям. Не считаете ли Вы, что совмещение этих энергетических проектов может привести к аварии на ВАЭС и экологической катастрофе?
- Этого я больше всего и боюсь. Тем более существует угроза загрязнения и рек, и Балтийского моря.
Я, и как политик, и как человек, не могу понять, почему люди так обращаются с природой родного края.
Огромное количество ученых высказывается против добычи сланцев, приводя в качестве аргументов множество ужасающих фактов.
- Некоторые эксперты считают, что в Литве нет залежей сланцевого газа. Однако последние исследования показали, что в нашей стране есть небольшие залежи сланцевой нефти, добыча которой является в несколько раз дороже обычной. Перспективно ли на Ваш взгляд заниматься разработкой и добычей этого энергоносителя?
- Здесь вполне может повториться история с добычей обычной нефти. Вроде бы мы ее добываем, а никакой пользы простые жители Литвы не получают. К тому же добыча сланцевой нефти является слишком рискованной. Лично я не дал бы разрешения на эти разработки.
Многие возлагают надежды на то, что с началом разработки сланцев, в Литве поднимется уровень жизни. Впрочем, я так не считаю. Боюсь, что плата за дешевую нефть слишком высока – под угрозу ставится окружающая среда.
Ведь никто нам не рассказывал, как она добывается, что происходит с отходами, куда девается осадок – слишком много острых вопросов. Просто кто-то нам сказал: «Вы будете хорошо жить». И люди наивно верят. Ведь возможный импорт питьевой воды будет стоить нам в разы дороже. А может быть цена человеческих жизней, здоровья столь не высока в нашей стране?
- Все литовские политики ратующие за разработку сланцев в Литве неизменно ссылаются и приводят в пример США, которые последние несколько лет особенно успешно занимаются этим проектом. Но с учетом всех издержек многие месторождения уже сейчас работают на грани рентабельности и снижение цены нефти на 10-15% способно поставить крест на американском нефтяном буме. Не грозит ли такая опасность и Литве, в том случае, если она все же решится добывать сланцевую нефть?
- Насколько мне известно, в ЕС на данный момент рассматриваются документы, которые должны либо разрешить, либо запретить разработку сланцев. Они решают вопросы безопасности.
Зато мы – всегда первые, всегда должны все попробовать. У Литвы есть некий комплекс маленькой страны. Надо казаться важнее...
Сейчас началась самая настоящая политическая игра: одни кричат, что сланцы нам необходимы, другие же накануне выборов в Европарламент придерживаются противоположной позиции.
Не так давно наблюдал по ТВ дебаты Мазурониса и представителя одного из районов, где планируется начать разработку сланцев.
Над человеком, который защищает себя, родной край от возможной угрозы, откровенно издевались, выставили его чуть ли не российским агентом! Так может быть другая сторона – американский агент?..