Развитие судоходства в Беларуси и России получает новый импульс
Святослав Князев
Нижегородская область собирается развивать судоходство и судостроение вместе с белорусскими партнерами. Несколько встреч по этому вопросу состоялись в конце 2024 — начале 2025 годов. В БССР речное судоходство было развито уже очень давно, но кризис начала 1990-х подкосил его, а затем существенно изменилась геоэкономическая обстановка. Сейчас отрасль возрождается. Кроме того, Беларусь активно работает сегодня в российских морских портах. Возможности, полученные благодаря взаимодействию с Россией, компенсировали белорусским предприятиям утраченные логистические маршруты через Прибалтику и Украину. А Союзное государство в очередной раз демонстрирует свою высокую эффективность в качестве интеграционного механизма.
Судоходство на территории современной Беларуси развивалось еще в эпоху Средневековья. Здесь пролегало несколько маршрутов, входящих в легендарный торговый путь «из варяг в греки». Во времена Российской империи судоходство по белорусским водоемам было организовано на регулярной основе. В XIX веке сначала по Днепру, а затем по Неману пошли пароходы. В 1884 году в белорусских землях была основана первая крупная судоверфь. Она находилась в Пинске и принадлежала Патрикию О ́Бриену де Ласи. К началу ХХ века в Белоруссии насчитывалось уже 164 паровых и 590 непаровых судов.
Однако временем наибольшего расцвета белорусского судоходства стала советская эпоха. Объемы перевозок грузов речным транспортом республики в 1975 году достигли 10 миллионов тонн. Активно развивалось и пассажирское судоходство. На судостроительных предприятиях строился собственный гражданский флот.
Жестоким ударом по белорусскому судоходству стал развал СССР и последовавший за этим событием экономический кризис.
Объем перевозимых по водоемам республики грузов рухнул в 1990-е годы до 1 миллиона тонн. Протяженность судоходных маршрутов снизилась с 3,5 тысячи до 1,5 тысячи километров.
С конца 1990-х годов началось постепенное возрождение речного транспорта в Беларуси. В 2010-х объем судовых грузоперевозок поднялся до отметки в 7 миллионов тонн в год. Однако многое необходимо было изменить. В частности, из-за политических и экономических факторов утратили перспективы украинские маршруты. Тем не менее отрасль поднималась. В 2021 году в РБ была создана Государственная администрация водного транспорта.
Новые перспективы для развития белорусского судоходства открыло Союзное государство. В конце 2022 года Россия и Беларусь подписали соглашение о судоходстве по внутренним водным путям. В дальнейшем документ был ратифицирован на парламентском уровне.
«Суда под флагом государства стороны могут осуществлять судоходство: между портами, расположенными на внутренних водных путях государств одной стороны, и портами, расположенными на внутренних водных путях другой стороны; из портов, расположенных на внутренних водных путях государства другой стороны, в порты третьих стран и в обратном направлении», — говорится в этом документе.
Соглашение было разработано в рамках воплощения в жизнь плана мероприятий по реализации программы унификации регулирования транспортного рынка Союзного государства. Оно направлено на укрепление и развитие сотрудничества Республики Беларусь и Российской Федерации в сфере судоходства. Документ определяет условия допуска судов к плаванию по национальным внутренним водным путям и предусматривает взаимное признание судовых документов и документов членов судовых экипажей.
От нормативной подготовки в сфере развития судоходства Россия и Беларусь быстро перешли к практике. Одним из центральных участников этого процесса стала Нижегородская область. В 2024 году делегация региона отправилась в РБ с планами возрождения в республике судостроения. Простор для работы в этом направлении огромный. В государственной программе Беларуси стоит задача к 2026 году в 10 раз увеличить возможности перевозок судами. В рамках переговоров о сотрудничестве речь шла об обеспечении нижегородцами потребностей РБ в техническом, транспортном и круизном флоте, а также о подготовке профильных специалистов.
Сейчас взаимодействие Нижнего Новгорода с белорусскими партнерами динамично развивается. Представители российского региона недавно провели встречу с руководством Брестской области, на которой обсуждались вопросы судоходства и судостроения.
«Нижегородская область обладает всеми необходимыми компетенциями, так называемым полным циклом: от обучения до непосредственно производства судов. Уже сформирован первичный портфель заказов. Республике Беларусь интересно не просто приобретать суда, но и перенимать нижегородский опыт производства, и мы готовы делиться компетенциями», — прокомментировал переговоры заместитель председателя правительства Нижегородской области Игорь Зотов.
Сейчас уже идут конкретные переговоры относительно возможности создания совместного производства в области судостроения. Предполагается, что этот масштабный проект будет в том числе реализован с участием Пинского судостроительного завода.
«Брестчине особенно интересно взаимодействие в промышленности, в том числе в судостроении. Мы хотели бы иметь достаточно компетенций, чтобы решать проблемы речного судоходства на территории Республики Беларусь. Мы очень заинтересованы в восстановлении речного судоходства. Наша страна богата реками и озерами. Так что могут быть разные виды судов. Речь идет как о судах для грузовых перевозок, так и о туристическом транспорте», — отмечает председатель Брестского облисполкома Петр Пархомчик.
Пока сотрудничество в сфере развития речного транспорта только набирает обороты, представители Беларуси уже вовсю работают с российскими морскими портами.
Уже в 2023 году предприятия из РБ использовали для перевалки своих грузов 20 портов на территории РФ. Наиболее востребованы были порты Ленинградской области и Санкт-Петербурга, на которые приходилось 75–80% от всего белорусского грузооборота.
Тот объем, который раньше шел через прибалтийские и украинские «морские ворота», ушел в Россию.
Впрочем, Беларусь не останавливается на достигнутом и готовится покорять новые высоты. В прошлом году стало известно, что РБ построит терминал для перевалки своих грузов под Мурманском. Он должен заработать уже в 2028 году.
Идут переговоры о создании белорусского порта в Приморье. Сейчас они замедлились из-за высокой ключевой ставки Центробанка РФ, но отказываться от проекта никто не собирается.
Благодаря успешным интеграционным процессам Россия стала «окном в мир» для белорусских производителей. В 2024 году продукция из РБ экспортировалась на рынки 161 страны. Таким образом, Союзное государство создает новые возможности.