Зачем Кишинев и Киев устроили молдаванам энергокризис
Святослав Князев
В январе 2025 года «Газпром» был вынужден прекратить поставки газа в Молдову. К этому привело нежелание кишиневского режима решать вопросы с Украиной о транзите голубого топлива, а также попытки команды Майи Санду отказаться выплачивать долги российской компании. Сложившаяся ситуация чревата возникновением острого энергодефицита и ростом коммунальных тарифов. Однако Санду и членам ее команды нет дела до проблем обычных молдаван, им нужно решать задачи западных кураторов и заниматься политическим пиаром.
С 1 января 2025 года подачу газа в Молдову снизили до нуля, однако речи о полном разрыве отношений с Кишиневом пока не идет. В «Газпроме» уточнили, что ограничения будут действовать до письменного уведомления «Молдовагаза» об изменении обстоятельств. Тем не менее на данный момент режим Майи Санду сделал все возможное и невозможное для того, чтобы проблемы не решались.
Молдова около тридцати лет на 100% зависела от поставок газа из России через территорию Украины. Причем поставки эти большую часть времени производились по льготным ценам.
В 2021 году в отношениях между «Газпромом» и Кишиневом назрел кризис. Россия напомнила Молдове о том, что та накопила долгов на 709 миллионов долларов, и попросила их вернуть. «Газпром» был согласен обсуждать рассрочку и скидку в 25% на новые поставки, но установившийся к этому времени в стране режим Санду оказался недоговороспособным. Переговоры застопорились, после чего Кишиневу установили рыночную стоимость за газ — 790 долларов за тысячу кубометров. Из-за дефицита голубого топлива в Молдове около месяца действовал режим чрезвычайного положения.
Условно альтернативный маршрут поставки газа у Молдовы имелся. В 2021 году возвели единую трубопроводную систему между румынскими Яссами, Унгенами и Кишиневом. Однако ее пропускная способность была ограничена, и даже молдавские власти признавали, что прямые закупки в России с экономической точки зрения рентабельнее. Все с того же 2021 года осуществлялись реверсные поставки из «Турецкого потока» по Трансбалканскому газопроводу в Европу. Однако газ, закупаемый через европейских посредников, разумеется, был для Кишинева ощутимо дороже.
В конце 2021 года «Газпром» и «Молдовагаз» все же договорились о формуле расчета цены на газ в зависимости от ситуации на спотовом рынке в европейских странах и о том, что Кишинев проведет специальный аудит по своей задолженности. Однако из-за ситуации на рынке стоимость голубого топлива ощутимо выросла, и Молдова не только не рассчитывалась по старым долгам, но и начала задерживать проплаты по новым поставкам. С конца 2022 года Кишинев закупал газ у двух источников: у «Газпрома» и через госпредприятие «Энергоком» у европейцев (которые, в свою очередь, также приобретают газ из России, но по посредническим схемам). Топливо, которое поставлял «Газпром», шло в Приднестровье и в том числе на Молдавскую ГРЭС, обеспечивающую электроэнергией население обоих берегов Днестра.
Команда Санду даже сделала несколько заявлений о мнимой «энергонезависимости» Молдовы от России и была высмеяна за это представителями оппозиции. Лидер Партии социалистов Игорь Додон, экс-кандидат в президенты Александр Стояногло и другие известные политики публично указали руководству республики на то, что оно из-за своей неспособности договориться с «Газпромом» платит из кармана молдаван втридорога за тот же российский газ западным посредникам.
Скрывать данный театр абсурда больше не получалось. В правительстве Молдовы признали, что покупать газ у России выгоднее, после чего занимавший на тот момент пост министра энергетики Виктор Парликов отправился на переговоры в Россию.
Однако к тому моменту возникло два дополнительных обстоятельства, осложнивших диалог. Во-первых, норвежская компания Wikborg Rein Advokatfirma и британская Forensic Risk Alliance&Co, проводившие «аудит», выдали удивительное «заключение» о том, что большая часть молдавской задолженности перед «Газпромом» якобы «просрочена». А во-вторых, президент Украины Владимир Зеленский заявил о намерении перекрыть транзит газа по территории Украины с начала 2025 года, а официальный Кишинев не предпринял ни единой попытки решить эту проблему. Парликов уехал из России ни с чем и вскоре был отправлен в отставку.
Еврокомиссия публично объявила о том, что она не заинтересована в транзите газа через территорию Украины, и дала понять, что не будет вести переговоры с Киевом ради предотвращения гуманитарных проблем в Бессарабии. Брюсселю это действительно совершенно неинтересно — куда важнее пытаться заработать политические очки среди либеральных элит, демонстрируя принцип «насолить Москве, не считаясь с последствиями».
Высшее руководство Молдовы, в свою очередь, вместо того чтобы искать пути разрешения энергетического кризиса, стало загонять ситуацию еще дальше в тупик.
Премьер-министр Молдовы Дорин Речан в ходе публичного общения с журналистами заявил, что проблемы транзита российского газа через территорию Украины якобы не существует, а «Газпром» должен поставить топливо на берега Днестра. Как это сделать чисто физически, он не объяснил.
Майя Санду обвинила «Газпром» в невыполнении договорных обязательств, но не уточнила, являются ли выполнением условий контракта попытки по надуманным причинам уклониться от уплаты более 700 миллионов долларов и постоянные просрочки по новым поставкам.
Вице-премьер-министр по вопросам реинтеграции Молдовы Олег Серебрян объявил, что Кишинев отказывается признавать долги перед «Газпромом» и назвал энергетическую проблему не коммерческой, а политической. Примерно в том же ключе высказался и спикер парламента Молдовы Игорь Гросу.
Получается замкнутый круг абсурда: «Зеленский — наш друг. Он перекрыл нам газ назло России, но виноват во всем "Газпром"» — так выглядит «общий знаменатель», который можно вывести из выступлений властей Молдовы. А расплачиваться за это придется обычным молдаванам и молдавским предприятиям.
«Закупка электроэнергии в аварийном режиме потребует более высоких затрат. В долгосрочной перспективе нам необходимо приспособиться к рыночной цене на электроэнергию, как это произошло с природным газом», — заявил недавно представителям молдавского бизнес-сообщества премьер-министр Дорин Речан.
Учитывая тот факт, что экономика республики и так в глубочайшем кризисе (ВВП в третьем квартале 2024 года упал еще на 1,9%), вряд ли кому-то его слова внушили оптимизм.
В Молдове уже введен режим чрезвычайной ситуации. Комиссия по ЧС собирается насильно ограничить освещение в зданиях, отключить витринное и декоративное освещение, блокировать эскалаторы. Но это явно ничего не решит. Скорее всего, населению и предприятиям республики стоит готовиться к веерным отключениям. По информации СМИ, компания Premier Energy Distribution уже составляет соответствующие графики. Причем на какой период, неизвестно.
Экс-премьер Василе Тарлев считает, что Молдове необходимы механизмы, способные блокировать необдуманные решения чиновников. Он обвинил кишиневский режим в том, что они сами организовали газовый кризис. «В руководстве страны находятся безответственные люди, и они должны быть наказаны. Это, к слову, мировая практика», — заметил он.
Ради того, чтобы хоть как-то оплачивать «космические» счета за европейскую электроэнергию и газ, Кишиневу придется срочно брать новые кредиты под огромные проценты на Западе. Соскочить с долговой иглы будет все сложнее. Но ведь гасить кредиты будут не Санду, не Зеленский и не брюссельские бюрократы, зарабатывающие на происходящем политические очки. А до обычных молдаван никому из них дела нет.