Почему стремительно деградирует транспортная инфраструктура стран Балтии?
Святослав Князев
Количество проблем в содержании транспортной инфраструктуры в республиках Балтии нарастает. Для того, чтобы решить их, нужны космические суммы, которые взять негде — для местных экономик они неподъемны, а Брюссель больше не горит желанием решать «дорожные» проблемы Балтийских стран. Корень всех бед кроется в том, что содержание транспортной инфраструктуры Латвии, Литвы и Эстонии утратило всякий коммерческий смысл — регион оказался в логистическом тупике, и грузооборот на его территории стремительно обваливается.
Для восстановления всех дорог Литвы до нормативного состояния потребуется около 15 миллиардов евро. Соответствующее заявление сделал на днях глава государственного дорожного хозяйства Via Lietuva Мариус Швайкаускас.
«Деньги космические, и мы понимаем, что таких средств в ближайшее время не будет. Поэтому мы начали рассматривать решения, которые можем предложить», — признался чиновник.
По его мнению, существующая система содержания дорожного хозяйства, базирующаяся на госфинансировании, неэффективна. Он хочет самостоятельно брать кредиты и получать «прямой доход». Среди потенциальных источников заработка Швайкаускас назвал плату за проезд по дорогам, сборы за движение грузовиков и долю в топливном акцизе. Также он хочет сдавать в аренду госимущество, находящееся в управлении у Дорхоза.
Руководитель отдела коммуникаций компании Via Lietuva Йолита Орентайте уточнила, что если не начать решать дорожные проблемы в стране в срочном порядке, то количество дорог, находящихся в плохом состоянии, может увеличиться примерно на 3,5 тысячи километров.
А в плохом или очень плохом состоянии и так находится почти 40% полотна.
Правда, в связи с заявлениями представителей Via Lietuva сразу возникают очевидные вопросы. Например, чем принципиально отличатся передача властью права на аренду государственной собственности и части средств от топливного налога от тех же госсубвенций? Или с чего Швайкаускас взял, что кто-то захочет платить за проезд по дорогам, которые еще вчера были бесплатными? Или он хочет сделать это без предоставления альтернативы, фактически введя для населения новый общеобязательный налог?
К сожалению, чиновник вряд ли решится дать на все эти вопросы честные ответы. Как и признать, что все беды литовского Дорхоза имеют фундаментальные причины. Их две: общее состояние экономики страны и отсутствие перспективы развития транспортной инфраструктуры. Кстати, нечто подобное наблюдается и в остальных государствах региона.
Директор службы по управлению и обслуживанию дорог компании Latvijas valsts ceļi Юрис Деревьянко недавно признал, что даже по официальным оценкам 37% или около 7,5 тысячи километров дорог в Латвии находятся в плохом или очень плохом состоянии. Если говорить о гравийных дорогах, то там в «тяжелом состоянии» пребывает около 53% дорожного покрытия. Гравия местами просто нет — «государственные» дороги превратились в банальные проселки. Впрочем, и асфальт не менялся по 20–30 лет. Никаких надежд на улучшение ситуации нет. Латвийские чиновники говорят, что Брюссель в обозримом будущем готов помогать деньгами только на развитие пешеходных и велосипедных дорог (там субсидии значительно скромнее), а автомобильные Рига должна строить и ремонтировать за свой счет, в то время как денег в госбюджете хватит в лучшем случае на срочные текущие ремонты.
И то для этого пришлось повысить на 10% все ставки налогов на эксплуатацию транспортных средств с 2025 года.
В Эстонии финансирование обслуживания дорог в этом году находится на самом низком уровне за последние десять лет. Если в прошлые годы на эти нужды выделялось более 200 миллионов евро, то в текущем — только 153 миллиона.
Строительство дорожной инфраструктуры в стране практически прекратилось. Единственное, что делается нового, — переезды на «гипотетической» Rail Baltic. При минимальной потребности реставрационного ремонта на уровне 200 километров дорожного полотна он произведен всего на 78 километрах. А поверхностный ремонт осуществлен на 760 километрах вместо минимальной тысячи.
Ситуация становится критической, средний возраст 17 тысяч километров государственных дорог в Эстонии — 20 лет. А это нормативный срок их службы. Если не начать принимать срочные меры, инфраструктура начнет массово выходить из строя. А дорожникам не хватает на проведение неотложных мероприятий на этом направлении примерно 70–80% средств.
«Нужно этим постепенно заниматься, но мы, к сожалению, этого не делаем. Это означает, что будут очень серьезные проблемы, которые повлияют на безопасность движения и на удобства», — заявил недавно средствам массовой информации глава крупной компании дорожного строительства TREV-2 Grupp Свен Пертенс.
По мнению исполнительного директора Союза строителей инфраструктуры Тармо Трейя, плохое состояние дорожного покрытия уже влияет на развитие регионов.
А недавно в Эстонии произошел печальный инцидент, когда по одной из дорог не смогли проехать даже спасатели на специальной технике. В итоге полностью выгорел целый дом.
Весь вопрос в том, что в большинстве стран мира пассажирские перевозки и «частный» проезд финансируются за счет коммерческого грузопотока. Однако в этом смысле ситуация в государствах Балтии просто катастрофическая. Из-за конфронтационного курса в отношении России и Беларуси Прибалтика превратилась в логистический тупик.
Так, например, объем транзитных грузов, перемещенных за десять месяцев 2024 года по территории Латвии, упал на 34,8%. Хуже всего обстоит дело с поставками в порты по железной дороге (минус 37,1%), но и по остальным видам транспорта ситуация выглядит ненамного лучше.
В Эстонии объем грузоперевозок по железной дороге в сентябре текущего года упал на 19,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого.
Общее состояние экономики Балтийских государств замкнулось в порочный круг с ситуацией в транспортной сфере. И все это упирается в политические проблемы, созданные прибалтийскими элитами в отношениях с Москвой и Минском.
Причем даже когда у местных политиков появляются деньги, вместо развития транспортной инфраструктуры их бросают на военные нужды. Так, на асфальтирование гравийных дорог в госбюджете Литвы на 2025 год заложено около 20 миллионов евро. Зато лимит заимствований на оборону будет увеличен на 800 миллионов.
Судя по происходящему, у прибалтийских политических элит нет цели улучшать транспортную инфраструктуру своих стран и качество жизни граждан в целом. Им куда интереснее осваивать бюджеты в сфере ВПК и зарабатывать милитаристскими мерами себе очки перед лицом Брюсселя и Вашингтона. А дорожная система региона, созданная преимущественно еще во времена СССР, постепенно остается позади как «пережиток тоталитарного прошлого».