Несмотря на негативные отзывы литовских и российских экспертов-экологов по поводу строительства моста на Куршской косе, Литва не отказывается развивать проект. Похоже, что и угроза лишения культурного объекта статуса мирового наследия ЮНЕСКО не смущает тех, кто активно лоббирует строительство на Косе. О том, можно ли повлиять на решение литовских властей, и о возможных последствиях строительства моста порталу RuBaltic.Ru рассказал советник генерального директора ЮНЕСКО Генрих ЮШКЯВИЧЮС:
- Генрих Зигмундович, скажите, известны ли уже ЮНЕСКО все технические подробности проекта строительства моста на Куршскую косу? Как Вы оцениваете возможные последствия строительства для культурного объекта?
- Официально ЮНЕСКО ничего не известно. Есть только информация, полученная от бывшего министра культуры Литвы Арунаса Гялунаса, который сейчас является послом Литвы при ЮНЕСКО. Я лично с ним беседовал, и положение на сегодняшний день такое, что пока только самоуправление Ниды приняло решение о строительстве моста на Куршской косе.
Строительство моста, несомненно, нанесёт экологический ущерб Куршской косе, причём как литовской, так и российской её части. И, как следствие, Коса перестанет быть объектом мирового наследия ЮНЕСКО.
Подобная ситуация была с Дрезденом, когда построили мост через Эльбу, не послушав мировое сообщество. После чего Дрезден был исключён из почётного списка. И таких примеров много.
Со строительством моста увеличится количество автомобилей, которые будут постоянно ездить через Косу, что нанесёт вред природе. В свою очередь, природа на Куршской косе очень чувствительна к подобным вещам. Таких единственных в своём роде мест, как Коса, нет ни в Литве, ни в России, поэтому нужно проявлять к нему бережное отношение. Ведь это не просто памятник культуры, где расположены объекты исторического значения, но и памятник природы.
- Вы упомянули об экологических проблемах, которые могут возникнуть и на территории России. Каким образом они отразятся на российской части Косы в случае строительства моста в Литве?
- Ситуация та же, что и в Литве. Увеличится поток транспорта, например, со стороны Калининграда в литовскую сторону. Ведь приятней проехать по Куршской косе, чем ехать каким-то другим путём. К тому же этот вариант удобней, чем паром. А тут сел и поехал через мост на Вильнюс, Белоруссию и т.д. И удобство здесь не только для туристов. Существует вероятность того, что мост будет использован и для грузовой перевозки, а это ухудшит ситуацию ещё больше. Поэтому экологическая опасность поджидает не только литовскую, но и российскую сторону.
- Литва и Россия дали ряд обязательств мировому сообществу, после чего Косе был присвоен высокий статус. Какие условия нарушаются в случае строительства?
- Если происходят какие-либо строительные мероприятия, которые могут изменить структуру этого объекта, то перспектива подобных действий должна быть оценена экспертами ЮНЕСКО. Изменение визуального облика (культурного ландшафта) – это только одно из нарушений. Насколько серьёзно это нарушение, решать опять же экспертам. На мой взгляд, наиболее опасен риск, которому подвержены флора и фауна Куршской косы.
- Глава Государственной службы охраняемых территорий при Министерстве охраны окружающей среды Литвы Рута Башките считает, что «мост на Куршскую косу абсолютно не нужен». Быть может, он просто экономически выгоден отдельным личностям - его лоббистам, а особой необходимости в нём действительно нет?
- Коса – уникальное место. Меня беспокоит, что то на литовской, то на российской стороне периодически появляются деловые люди, которые готовы и дюны заасфальтировать, лишь бы получить прибыль.
Если строительство моста всё-таки будет реализовано, то расходы составят 3 миллиарда рублей. А ведь в Литве есть столько прекрасных мест, куда можно было бы вложить эти средства. К примеру, Паланга, которая ещё не доведена до нужного состояния. То же касается и находящегося рядом культурно-туристического объекта Швянтойи, которому требуются инвестиции.
Пожалуйста! Но оставьте в покое Куршскую косу, не нужен ей мост. Есть паромы, которые вполне обеспечивают транспортировку людей, желающих посмотреть на всемирное достояние.
Вы знаете, я не против рыночной экономики, но у меня такое чувство, что как в Литве, так и в России в ней появились и элементы рыночного общества. Что не одно и то же. Вот рыночное общество нам не нужно. Ведь должны же сохраняться нравственные и культурные ценности, которые люди будут передавать из поколения в поколение. К счастью, гражданское общество понимает значение таких объектов.
- Получается, что общество и ЮНЕСКО общими усилиями могут воздействовать на литовское правительство, чтобы бизнес-лоббисты разорвали план строительства?
- Конечно! И замечательно то, что Вы об этом пишете. Если будет обнаружена конкретная опасность для Куршской косы, то я уверен, что по инициативе людей будет проведена экспертная комиссия, которая оценит все возможные риски. Таким образом, влияние ЮНЕСКО в этом вопросе усилится. Вообще я считаю, что эта ситуация вокруг Косы не так сильно зависима от политических взглядов. Общество, как литовское, так и российское, осознаёт не только национальную ценность Куршской косы, но и мировую. Поэтому, на мой взгляд, последуют протесты.
- По мнению экспертов, все возможные риски в основном несут экологический характер. А не станет ли Коса яблоком раздора между Россией и Литвой? Могут ли возникнуть претензии с российской стороны? К примеру, посол Литвы при ЮНЕСКО Арунас Гялунас считает, что «это даст России аргумент, чтобы тыкать в Литву пальцем». Разделяете ли Вы эту точку зрения?
-Я надеюсь, что яблоком раздора Коса не станет. Наоборот, она может стать местом объединения усилий, так сказать основой, на которой будут сотрудничать Россия и Литва. Уже есть позитивные сигналы таких доброжелательных отношений. К примеру, в этом году при оформлении необходимых документов можно будет путешествовать на яхте по всему Курскому заливу. А ещё недавно была проблема с пересечением границ литовской и российской частей Косы.
Что касается высказываний посла, то здесь следующая ситуация. Повторюсь, что Куршская коса – это объект всемирного наследия, а не литовского или российского. Поэтому замечания в сторону Литвы могут быть сделаны исключительно в этом смысле. Когда на российской части велось строительство, Литва тоже выступала «против». Поэтому это называется не «тыкать пальцем», а скорее указывать на возможные риски, а также выражать обеспокоенность. Мне кажется, что Гялунас использовал такую формулировку исключительно с той целью, чтобы усилить свою позицию против строительства моста.
- Есть ли такой литовско-российский договор, согласно которому одна из стран имеет право вмешиваться в вопросы, связанные с общей Куршской косой? Может ли Россия воспрепятствовать строительству моста?
- Такого договора нет. Есть только статус всемирного объекта, а значит, Россия имеет право выражать своё мнение относительно строительства, говоря о том, что оно представляет экологическую угрозу. Если что-либо будет делаться на российской стороне, то и Литва может выражать своё недовольство. Для этого не нужно специального соглашения. Другой вопрос – воздействие на правительство путём проявленной российским и литовским обществом инициативы. Люди могут оказать давление на литовские власти, обратившись в ЮНЕСКО.
- Какие ещё действия могут последовать от ЮНЕСКО, кроме лишения статуса объекта культурного наследия? И как потеря статуса может отразиться на репутации Литвы и России на международной арене?
- Мировое сообщество не может вводить никаких санкций в отношении стран. Но оно может включить объект в список мирового наследия ЮНЕСКО, находящегося в опасности, что будет являться позором для обеих стран. Это не просто какая-нибудь формальность. Ведь для того, чтобы включить какой-либо объект в список всемирного культурного наследия, должны быть приложены огромные усилия и годы работы. Должна быть произведена целая процедура.
А тут из-за какого-то моста весь этот труд станет напрасным. Это то же самое, как если бы у человека отняли орден. Формальность? Нет, это позор!
- Лоббисты, вероятно, будут делать всё для того, чтобы отстоять свой проект и найти для него множество оправданий. Как Вы считаете, будет ли в конечном итоге реализовано строительство?
- Самоуправление Неринги, активно лоббирующее строительство моста – это ещё не литовские власти. На уровне правительства никаких официальных решений о строительстве не было. Пока только местные власти выступают с такой инициативой. Все понимают, что эти средства можно вложить в иные объекты, которые нуждаются в инвестициях. Да и в конечном итоге, не всё измеряется деньгами.
К тому же, не всё так просто: захотели местные бизнесмены подзаработать и быстренько построили мост. Нет, такого не будет. Думаю, что в правительстве и обществе Литвы будет проведена очень большая дискуссия по этому вопросу, прежде чем предпримут какие-либо действия. Так что лоббисты лоббистами, но будут и антилоббисты. В том числе и возражения гражданского общества как на литовской, так и на российской стороне.