Творческий кризис: Германия теряет роль посредника России и Запада
Александр Носович
Российско-германские отношения сегодня находятся в противоречивом состоянии. С одной стороны, межгосударственные отношения двух стран заметно ухудшились, что позволяет говорить о кризисе традиционной роли Германии как посредника в отношениях России и Запада. С другой стороны, экономическое сотрудничество между двумя странами развивается прогрессирующими темпами.
Начиная с «Восточной политики» Вилли Брандта семидесятых годов, ФРГ играла роль посредника и представителя Москвы в отношениях с НАТО и Европейским сообществом. Российские отношения с Германией в последние годы заметно отличались от диалога с другими странами ЕС большей глубиной и эффективностью взаимодействия. Однако за последний год произошла негативная трансформация двухсторонних отношений РФ и ФРГ, которые нередко в экспертном сообществе теперь определяют терминами «кризис» и «ледниковый период».
По мнению научного сотрудника Российского института стратегических исследований, специалиста по Германии Вячеслава КАЛИНКИНА правильнее говорить не о кризисе, а об «отрезвлении» Германии, освобождении ее руководства от иллюзий, связанных с их российскими партнерами.
«Причина ухудшения отношений – неспособность Берлина направить внутренне политическое развитие России в «правильное» русло, добиться успеха в деле «вестернизации Востока» - то есть, демократизации политического процесса в России» - считает Калинкин. По мнению эксперта, провал попыток Германии повлиять на внутриполитические действия российских властей должен привести к пересмотру позиций немецких политиков и переходу на прагматическую основу в отношениях с Россией.
Другим важным обстоятельством, негативно сказывающимся на российско-германском сотрудничестве, является отношение к России других западных стран. «На Западе роль «первой скрипки» играют те, кто тормозят развитие отношений с Россией» - считается немецкий публицист и политолог, специалист по странам СНГ Кристиан ВИППЕРФЮРТ
Особенно сильным является противодействие российско-германскому сотрудничеству со стороны так называемой «Новой Европы» - бывших стран социалистического блока. Чего стоит только сравнение проекта газопровода «Северный поток» с пактом Молотова-Риббентропа, которое делали некоторые восточноевропейские лидеры.
По мнению г-на Випперфюрта, Германия – естественный внешнеполитический партнер России потому, что она лучше других стран понимает и учитывает интересы России. «За последние годы я общался со многими германскими политиками, чиновниками, дипломатами и в большинстве случаев они владели информацией и имели объективное представление о внешнеэкономических и внешнеполитических интересах России» - говорит политолог. «Однако, если переместиться западнее, в Брюссель, в Вашингтон, то окажется, что там, как правило, российские интересы не понимают и не воспринимают».
В качестве примера г-н Випперфюрт приводит два письменных свидетельства «зашоренности» западной дипломатии относительно внешнеполитической роли России. В феврале 2002 г. Международная кризисная группа – одна из наиболее влиятельных в мире аналитических организаций, опубликовала доклад о ситуации в Афганистане. Слово «Россия» в нем не прозвучало ни разу. В октябре 2011 г. бывший Госсекретарь США Хиллари Клинтон опубликовала программную статью об американской политике в Азии. Опять же, Россия в статье не упомянута. И это при том, что Россия – крупнейшее государство в Евразии, играющее особую роль в отношениях с Ираном и Северной Кореей, через территорию которой идет 75 процентов трафика НАТО в Афганистан.
Но для ФРГ главным результатом ухудшения отношений России с Западом, частью которого является Германия, становится прямой экономический ущерб для немецкого бизнеса.
Показательный пример. Летом 2010-го года президент России Дмитрий Медведев предложил особый режим благоприятствования немецким фирмам на Кольском полуострове, участвующим в добыче редких цветных металлов. Немецкие компании заинтересованы в усилении своих позиций на этом рынке, где сейчас лидирует Китай. Однако правительство Германии не пошло на встречу интересам своих же бизнесменов, и предложение российской стороны осталось без ответа.
«Германия заинтересована в России по чисто прагматическим соображениям, и российско-германское сотрудничество будет развиваться просто потому, что экономическая выгода от российско-германских отношений превышает любую политическую русофобию и идеологические разногласия» - уверен сотрудник Балтийского регионального информационно-аналитического центра Российского института стратегических исследований Владимир БЕСПАЛОВ.
Торговый оборот между Россией и Германией в 2011 г. составил почти 72 млрд долларов, что на 37 процентов больше, чем в 2010 г. За три квартала 2012 г. товарооборот составил 70 млрд: это дает возможность прогнозировать, что товарооборот за весь 2012 г. составит 90-100 млрд долларов. В России действует около 6 тысяч фирм с участием немецкого капитала, оборот этих компаний порядка 40 мдрд евро, ими в России создано 100 тысяч рабочих мест. По инвестициям в российскую экономику Германия находится на первом месте в мире (если не считать оффшорных зон – Кипра и Люксембурга) с 29 млрд евро.
Как следствие - политика все больше зависит от столь интенсивного экономического сотрудничества, и прагматичная выгода от сотрудничества двух стран, в конечном счете, оказывается выше всех идеологических и международных факторов, вызывающих охлаждение между Россией и Германией. По словам Владимира Беспалова, «экономический фундамент российско-германских отношений укрепился настолько, что они перестали замыкаться на отношениях правительств и глав государств». Инвестирование в России приводит к возникновению в Германии политического лобби, а значит, заинтересованные группы будут все больше оказывать давление на Бундестаг и федеральное правительство, отстаивая интересы своего бизнеса.