Экономика Экономика

Пятилетка Грибаускайте: социально-экономические итоги

Спустя пять лет после прихода во дворец на Дауканто президента Грибаускайте Литва остаётся одной из самых бедных стран Евросоюза с высокой безработицей, низкими доходами и эмиграцией населения. Социально-экономическая политика не относится к компетенции президента, но на пике кризиса в 2009 году литовцы ждали от комиссара ЕС по финансам и бюджету Дали Грибаускайте чуда, которое она им обещала. Чуда не произошло.

Даля Грибаускайте победила на президентских выборах 2009 года с беспрецедентным в литовской истории результатом – 69% голосов в первом туре. Выборы нового президента проходили в условиях падения литовского ВВП на 15%, роста безработицы до 14% и январских массовых беспорядков у зданий Сейма и правительства Литвы. Примечательно, что тогда кандидат Грибаускайте вовсе не спешила просвещать народ о том, какие вопросы по литовской Конституции относятся к компетенции президента, а какие – правительства. Ничуть не бывало: внутри страны Даля Грибаускайте обещала основное внимание уделять вопросам экономического развития и социальной защиты малоимущих слоёв населения.

Зато теперь вам любой сторонник Дали Поликарповны с ходу скажет, что уровень жизни и экономическое развитие не имеют к г-же президенту никакого отношения: она отвечает только за внешнюю политику и безопасность.

Социально-экономическими вопросами Грибаускайте не занимается – она исключительно пиарится на них.

Например, борьба с экономическим кризисом 2009 года у нового президента проявилась в том, что она урезала себе зарплату и сократила штат подчинённых. Ещё за пять лет президентства Грибаускайте очень полюбила посещать фабрики, заводы, фермы, лаборатории и, облачившись в униформу или белый халат, рассуждать в телекамеры о поддержке национального производителя. Такая вот «экономическая политика».

«Президент нашей страны на самом-то деле не особо интересуется экономикой. Отдельные её высказывания по данной теме, как правило, бывают «вытащены» из контекста. Или же она затрагивает данные вопросы, отправляясь на какое-нибудь промышленное предприятие или завод… В своих декларациях она обычно прибегает к очень банальным требованиям: «сбалансируйте бюджет» (фраза, которая почти ничего не значит), «будем лучше работать - лучше жить» (абсолютная бессодержательная банальность)», - говорила о деятельности президента доцент Вильнюсского университета экономист Аушра Мальдейкене в интервью RuBaltic.ru

.

Как бы то ни было, если Даля Грибаускайте давала своим избирателям обещания уделять основное внимание вопросам экономического развития и социальной защиты, то спустя пять лет президентства с неё и спрос за экономическую и социальную ситуацию в Литве. Итак, к чему же пришла Литовская республика под мудрым руководством г-жи президента?

В 2009 году по данным «Eurostat» безработица в Литве составляла 14%. В 2013 году по данным того же «Eurostat» безработица составила 11,5%. В 2010 году литовская безработица доходила до 18% - один из худших показателей в Евросоюзе. За счёт чего было достигнуто её снижение? За годы независимости Литва потеряла из-за эмиграции 20% населения – в абсолютных цифрах 616 тысяч человек. Самая большая волна эмиграции накрыла Литву в годы кризиса: по данным Департамента статистики из страны уехали (задекларировали свой отъезд) в 2009 году - 22 тысячи человек, в 2010 – 84 тысячи, в 2011 – 54 тысячи, в 2012 – 41 тысяча, в 2013 – 39 тысяч. Стало быть, именно при Дале Поликарповне в стране был самый большой уровень эмиграции.

Литовцы находили и до сих пор находят работу не столько за счёт преодоления Литвой кризиса, сколько посредством трудоустройства за рубежом. За это нужно благодарить отсутствие внутренних границ в ЕС и предоставляющие прибалтам рабочие места экономики Северной и Западной Европы. Причём тут президент Литвы и вообще литовское руководство? И ведь несмотря на посткризисное восстановление литовской экономики, эмиграция трудоспособного населения продолжается.

При этом в 2012-2013 годах Литва действительно демонстрировала один из самых высоких темпов экономического роста в Европе. Так же как в 2010-2011 годах демонстрировала самые высокие темпы падения. Раз уж мы говорим об экономической политике государства, а не о самонастраивающейся рыночной стихии, то среди причин этого нельзя забывать рост государственного долга по отношению к ВВП: с 16% до 38%.

Более того, согласно аудиторскому докладу KPMG о расходовании фондов ЕС в странах Центральной и Восточной Европы, доля евродотаций в ВВП Литвы составила 20%. Другими словами, литовская экономика находится на искусственном дыхании Евросоюза.

Но даже с литовскими темпами посткризисного восстановления экономики Литве только в 2013 году удалось выйти на докризисный объем ВВП – в 2008 году совокупный ВВП был 111,5 млрд. литов, в 2013 – 119 млрд. Как уже было сказано, население всё это время предпочитало и предпочитает жить и работать в демонстрирующих куда более скромные темпы экономического роста западноевропейских странах.

Может быть, это связано с тем, что по уровню ВВП на душу населения за 2013 год (по статистике МВФ) Литва заняла 46 место в мире и 24-е в Евросоюзе (то есть четвёртое с конца) с 15 000 долларов среднего годового дохода на жителя страны?

Впрочем, можно возразить, что подушевой ВВП – это макроэкономический показатель, непригодный для анализа социальной ситуации в стране. Но по данным прошлогоднего исследования «Eurostat», Литва занимает четвёртое место в списке европейских стран с самым высоким уровнем бедности – за чертой бедности живёт каждый пятый литовец. Причём за чертой бедности живут и те граждане Литвы, которые имеют постоянную работу, потому что 20% работающих трудятся за минимальную зарплату в 1000 литов, от которой после вычета налогов остается немногим более 800 литов.

Согласно «Eurostat», в 2013 году 32,5% населения Литвы жили в риске материальной отчуждённости, то есть на грани депривации - психического состояния, вызванного лишением человека средств для удовлетворения необходимых жизненных потребностей или тех благ, к которым он был привычен долгое время. Согласно ему же, 54% литовцев жалуются на состояние здоровья – это один из худших показателей в Европе. Естественно, такая ситуация может только отрицательно сказываться на демографической динамике: население Литвы не только уезжает, но и умирает.

И всё это с литовским народом и литовской экономикой происходит при президенте Грибаускайте. Которая пять лет назад обещала заниматься в первую очередь вопросами экономического развития и социальной защиты малоимущих слоёв населения.

Под занавес прошлого года г-жа президент тоже обмолвилась о необходимости делать приоритетом социальную политику. Но быстро опомнилась и больше об этом не упоминала – кто же ей во второй раз поверит? Во второй раз и проще, и приятнее избираться, используя завоёванные командные высоты: борясь с псевдоконкурентами – техническими кандидатами и стращая с высоких позиций Верховного главнокомандующего надвигающейся российской агрессией