Экономика Экономика

Пророки вне отечества: экономисты разделяют евроскептицизм латвийцев

Страны Балтии за последние 25 лет отдали многое за то, чтобы причислить себя к прогрессивному «западному миру». Некоторые из этих жертв вызывают недоумение даже у самих европейцев. Переход Латвии на евро - как раз тот случай. Для экономических аналитиков ЕС, привыкших оперировать цифрами, а не словами о ментальной и цивилизационной близости, решение латвийского правительства – откровенное сумасшествие.

Экономический обозреватель влиятельного британского издания The Telegraph Эмброуз Эванс-Причард опубликовал статью о предстоящем вступлении Латвии в еврозону

. Статья имеет крайне жесткий и откровенно критический по отношению к латвийскому правительству характер. Она открывается заголовком: «Сумасшедшая Латвия пренебрегает собственным народом, переходя на евро» и заканчивается фразой: «Чтобы ввести евро вы должны быть сумасшедшими». Если заголовок содержит критику кабинета Домбровскиса с политических позиций, то последняя фраза – вывод из анализа экономической целесообразности замены лата европейской валютой.

Критика экономической политики нынешнего латвийского правительства не сводится к планам вступления в еврозону: вслед за аналитиками Всемирного банка и Нобелевским лауретом Полом Кругманом, автор статьи подвергает сомнению всю «историю успеха» посткризисной Латвии.

Сама фраза «история успеха» среди экономистов-международников стала устойчивым выражением, употребляющимся в отношении Латвии с ироническим подтекстом. Главная претензия к антикризисной политике Домбровскиса – негативные социальные последствия выбранной стратегии внутренней девальвации, среди которых, например, сокращения доходов населения.

«Всю тяжесть стратегии дефляции ощутил на себе синий воротничок из рабочего класса, в то время как зажиточный средний класс с его заграничными валютными вкладами был защищен. Эту политику сформировали классовые интересы элит, - пишет обозреватель The Telegraph. - Многие из тех, кто потерял работу в кризис - часто этнических русских – так и не нашли ее и никогда в Латвии уже не найдут, если они старше 50 лет… Эта политика – моральный позор».

Присоединение к зоне евро, по мнению Эмброуза Эванса-Причарда, является продолжением этой политики «морального позора».

И в этом случае автора не обвинить в политической ангажированности, руке Москвы, не припугнуть читателя «мягкой силой» – ведь это голос одного из самых влиятельных изданий братского европейского мира. И этот голос открыто заявляет, что быть европейцем – это не бездумно копировать чужую политику, а быть «себе на уме» в хорошем смысле этих слов, быть в состоянии ответственно и трезво оценить целесообразность того или иного шага. Просчитало ли латвийское руководство последствия от вступления страны в клуб государств, ВВП которых, как справедливо отмечает британский аналитик, в два и более раза превосходит ее собственный? «Латвия может оказаться втянута в еще большую катастрофу, если Словения, Португалия, Испания и Италия подтолкнут ограничительную, фискальную и денежно-кредитную политику в еврозоне, что вызовет еще более глубокий кризис в Греции и на Кипре», - отвечает вместо Домбровскиса Эмброуз Эванс-Причард.

Самостоятельное мышление, которого порой так недостает латвийской элите, конечно же, накладывает на правительство любой страны серьезные обязательства, главное из которых – поиск своего места, своей специализации, что вовсе не противоречит «европейскому выбору» Латвии.

Так, если говорить конкретно о евро, то опыт ряда европейских стран демонстрирует пресловутую «историю успеха» именно вследствие отказа от общей европейской валюты или хотя бы от форсированного его внедрения.

Решившие сохранить свои национальные валюты Дания, Швеция и Великобритания сейчас не испытывают «головной боли» от хронических проблем, связанных с еврозоной, а также входят в число лидеров социально-экономического развития в Евросоюзе. Простейшее доказательство последнему то, что именно эти страны ЕС выбирают для эмиграции жители Латвии. Многие эксперты также считают отказ от форсированного присоединения к еврозоне основным фактором, способствовавшим успешному экономическому развитию Польши.

«Польша демонстрировала в последние годы довольно высокие по сравнению со среднеевропейскими темпы роста ВВП как раз из-за того, что там не форсировали подготовку к вступлению в зону евро. Для польского правительства с его политикой поддержки экспортоориентированных производств и внутреннего спроса на государственные кредитные средства в самой Польше выгодно продолжение курса на медленное, нефорсированное движение к зоне евро», - заявил в интервью порталу RuBALTIC.Ru директор Института польских исследований при Балтийском федеральном университете им. И. Канта Игорь Жуковский.

Той же идеи о крайне неудачном времени, выбранным латвийской элитой для вхождения страны в зону евро, придерживается и российский экономист, президент компании экспертного консультирования «НЕОКОН» Михаил Хазин: «Я понимаю, когда Греция отказывалась от своей слабой драхмы, понимал, когда Италия предпочла евро своей вечно колеблющейся лире, но когда Латвия хочет отказаться от своего твердого, устойчивого, обеспеченного экономической политикой правительства лата и предпочесть ему евро, у которого проблемы не прекращаются уже несколько лет, я не могу объяснить это с рациональных позиций».

Но для латвийского руководства – это, конечно же, всего лишь «кремлевские пропагандисты», которые недостойны внимания. В таком случае, правда, сложно объяснить, почему «российская пропаганда» звучит практически в унисон с авторитетными европейскими изданиями.

Экономическая целесообразность для латвийской элиты оказывается вторичной по сравнению с политической, даже идеологической целесообразностью.

Точнее всего позицию правящей элиты по поводу евро выразила спикер латвийского Сейма Солвита Аболтиня – введение евро сделает Латвию еще ближе к Европе. Здесь чисто психологический момент: еще больше «застолбить» за собой право считаться полноценной частью Европы.

Но дает ли на самом деле сегодняшний процесс перехода на евро возможность считаться Латвии полноценной европейской, а значит демократической, страной? По последнему опросу SKDS, 53% населения выступают против введения европейской валюты. «Это очень странная ситуация. Элиты проталкивают решение, которое будет иметь очень глубокие последствия, зная, что народ не с ними. Ни в одной стране раньше так не делали», - пишет по этому поводу британский журналист Эванс-Причард.

Получается, что чем активнее Латвия стремится быть полноценной европейской страной, тем самим европейцам становится очевиднее, что она таковой не является.