Под собою не чуя страны: интересы власти и народа Литвы взаимоисключающи
Александр Носович
Реакция на возможное введение Россией санкций против Литвы еще раз доказывает, что население и политическое руководство Литовской республики живут в двух разных реальностях. Ради влияния, карьеры в ЕС и других международных организациях западного мира литовские политики, дипломаты и чиновники превращают свою страну в форпост антироссийской геополитики в Восточной Европе, в конечном счете, принося ради себя в жертву будущее Литвы и её народа, материальное благополучие своих сограждан.
«Бизнесу очень сложно. И мне на этот день. Хуже не бывает. И я не знаю, что делать с людьми. У нас также клиенты белорусы, русские. И за 10 лет у нас не было такого кризиса в гостиничном бизнесе». Это говорит легендарный баскетболист Шарунас Марчюленис, ныне живущий за счет собственного отеля. Похожие слова сейчас говорят практически все в Литве, кто связан с реальной экономикой. Когда разговор доходит до политики, оценки действий властей, видящих свою миссию в том, чтобы спасать от «имперских амбиций» России постсоветское пространство, звучат в откровенно грубой для этих властей форме. «Если бы у нас была армия, с которой, как во времена Витаутаса Великого, можно было бы противостоять Москве, я бы еще понял. Но сейчас у нас нет ни армии, ни финансовых средств. Мы не можем говорить ни о танках, ни об оружии. Мы сможем их смазывать маслом, когда будет некуда его девать. Вот тогда и будем сидеть и думать о том, что мы наделали», - заявлял в эфире телеканала ЛРТ владелец группы предприятий Šiaurės vilkas Вилюс Кайкарис.
Что же отвечает людям, стоящим перед угрозой разорения, людям, которым скоро, может быть, нечем будет кормить семью, литовская правящая верхушка?
Марчюленис и Кайкарис подверглись буквально шельмованию.
«Хотим ли мы иметь Литву 11 марта, которая должна быть демократическим государством, или мы обменяем эти ценности на какой-то товар. Чего мы стоим, как государство?», - заявил на встрече с представителями Литовской конфедерации промышленников отец-основатель нынешней Литвы и идейный наставник властвующей элиты Витаутас Ландсбергис. «Нельзя ставить свой бизнес выше геополитических целей. Идет война, а во время войны все несут убытки. Вместо того чтобы обвинять политиков, предприниматели должны оценить, что они сами сделали, чтобы снизить риск бизнеса», – утверждает экс-министр сельского хозяйства Казис Старкявичюс.
Вопрос первый: где война?
Балтийский военно-морской флот РФ высадился в Клайпеде? Литовские войска перешли по мосту королевы Луизы на российскую территорию и движутся на Калининград? Или эта война действительно идёт, но не в реальности, а в головах Казиса Старкявичюса, Витаутаса Ландсбергиса, Андрюса Кубилюса и проч.? Похоже, что так.
Литовский политолог Нериюс Малюкявичюс считает, что создание в России образа Литвы как врага №1, неслучайно. Литва для России – враг №1? Не Америка, не Китай, не Евросоюз, не украинские «бандеровцы», не исламские террористы, а… Литва?! Можно ли такую позицию объяснить рационально? Или только манией величия, замешанной на прогрессирующей шизофрении? Без обид, но для того, чтобы Литва стала врагом №1, россиянам, как минимум, нужно перестать путать её с Латвией.
Вопрос второй: в чём состоят геополитические цели Литвы?
Нет, не те цели, что ставит её руководство, а реальные цели, которые в современных демократических государствах формулируются, исходя из интересов собственных граждан? С этой точки зрения, подлинный геополитический интерес Литвы состоит только в том, чтобы помириться с соседями.
Потому что за феноменальными потугами литовской дипломатии нести демократию Грузии, права человека Белоруссии и международную изоляцию России скрывается тот факт, что ответственное за внешнюю политику руководство страны ведёт себя как склочная баба – скандальная соседка по коммуналке. Из четырёх соседей Литвы нормальные отношения разрушены с тремя. Польско-литовские отношения эксперты совсем недавно называли худшими межгосударственными отношениями в Евросоюзе. Вильнюс живёт и развивается, во многом, за счет приграничной торговли с Белоруссией, а литовское руководство требует экономических санкций против режима Лукашенко.
Венец же всему – отношения с Россией, на которую завязано 30% литовской экономики, и которой президент Грибаускайте недавно предложила объявить войну.
Данные департамента статистики Литвы: общий товарооборот Литвы в 2013 году – экспорт = 18,1 млрд евро, импорт = 19,6 млрд евро. Из них на Россию приходится соответственно 3,5 и 6,04 млрд. Для сравнения на Германию – 1,3 млрд и 1,9 млрд, на Польшу – 1,3 млрд и 1,8 млрд. США среди крупнейших партнеров не присутствуют вообще, от них в литовской экономике ничего не зависит. А ведь это, если верить пропаганде Ландсбергиса, Грибаускайте, Кубилюса и прочих малюкявичюсов – главный, стратегический, важнейший партнер Литвы. Который не бросит, который защитит, который накормит.
Вот реальные основные партнеры Литвы по товарообороту с января по сентябрь 2013 года: Российская Федерация (25,3%), Германия (8,4%), Польша (8,2%). По экспорту: Российская Федерация (19,3%), Латвия (9,9%), Эстония (7,7%). По импорту: Российская Федерация (30,8%), Германия (9,6%), Польша (9,1%).
В чем будет выгода литовцев, если политика их первых лиц, требующих санкций, увенчается успехом, и российский рынок закроется?
Куда они будут девать свои продукты? Партнеры по ЕС пустят их на свои рынки? Выкинут пармезан и перейдут на джюгас? Вот ответ: по данным Минсельхоза Эстонии, в январе 2014 г. объем поставок эстонской молочной продукции в Литву вырос по сравнению с предыдущим январем 2013 г. на 84% - эстонцы в «большой» Европе свой товар сбывать не смогли, и литовцы уже собственный рынок проигрывают, куда уж им поставлять «молочку» соседям.
Если и есть в действиях элиты национальный интерес, то он не литовский, а, например, финский: Финляндия будет очень рада, если литовцы прекратят свой импорт в Россию - тогда весь рынок тех же молокопродуктов будет занят финнами.
Если же говорить о санкциях России против Литвы, то нужно учитывать, что последняя почти полностью обеспечивает свои потребности в нефти, угле и газе за счёт российского импорта. На долю транспорта в структуре ВВП Литвы в 2012 году приходилось 13%. По историческим и географическим причинам литовская логистическая сфера работает, прежде всего, с российскими партнерами. Треть грузоперевалки, треть перевозок через Литовскую железную дорогу – давно и прочно обеспечены Россией.
Россия – это главный партнер литовской экономики, которая дает каждое третье рабочее место в стране, и главный же враг литовских политиков. И сейчас антироссийская политика литовской власти дошла уже до такого уровня, что угрожает гибелью литовской экономике.
И в этом отношении остаётся открытым вопрос, рациональны ли действия литовских политиков. Можно ограничиться ответом, что их поразило массовое безумие (в социальной психологии это называется феномен группового мышления), из-за которого они рассуждают о ценностях, геополитике и санкциях против «империи зла», не понимая, что обеспечивающим их налогоплательщиков скоро не на что будет жить.
А можно предположить, что интересы литовской элиты просто не соответствуют интересам литовского народа.
В чем был интерес Дали Грибаускайте в период председательства Литвы в Евросоюзе? В том, чтобы стать председателем Еврокомиссии. Ради этого была великая дружба с президентом Януковичем, организованный ради отрыва Украины от России Вильнюсский саммит, антироссийские выпады на всех международных площадках. То, что такая политика может ударить по самой Литве и по литовцам, Грибаускайте совершенно не интересовало: если бы у неё все склеилось с Украиной, то следующие годы она бы жила не в Вильнюсе, а в Брюсселе. Но не склеилось…
Начиная с Ландсбергиса и заканчивая Грибаускайте, постсоветская литовская элита сделала своей специализацией роль агентов западных «ястребов» в Восточной Европе, включая постсоветское пространство. Это даёт им международное влияние и карьерные перспективы куда большие, чем если бы они защищали интересы исключительно одной маленькой балтийской республики.
Подобная специализация противоречит интересам собственной страны? Чтобы в открытой дискуссии не был выявлен этот очевидный факт, в Литве последовательно строят идеологическую монополию, создавая у населения фобии «осажденной нации», у которой соседи – враги, а внутри страны – шпионы, которые уже оккупировали регион за регионом и вот-вот завоюют всю Литву. Поэтому, как учит литовских предпринимателей великий Ландсбергис, нужно сплотиться против общего врага, не плакаться об уничтоженном бизнесе и перестать есть сосиски марки «Советская».
Литовское общество вынуждено терпеть от Ландсбергиса, Грибаускайте и им подобных различные поучения и наставления. Впору вывести формулу: когда Ландсбергис и Грибаускайте начинают говорить о России, в Литве разоряется очередная фирма и ее уволенные сотрудники уезжают на заработки в Ирландию.
Кому готовиться к отъезду сейчас? Если все случится так, как того хотят Ландсбергис и Грибаускайте, то удар по литовской экономике неизбежен. По данным Минэкономразвития РФ за январь - сентябрь 2013 г., Литва поставляет в Россию на 3,5 млрд евро, а импортирует на 6 млрд. Импорт на 90% состоит из нефти и нефтепродуктов, газа, минеральных удобрений, т.е. таких товаров, решение о поставках которых принимает в России государство, и оно способно сманеврировать, перенаправив их в другие порты. Свыше 20% литовского экспорта и 30% литовского импорта приходятся на Россию.
И если в 2013 году российские претензии к одной только молочной продукции поставили под угрозу существование целой отрасли в Литве, то что может быть теперь? Кто рискует? Arvi? Svyturis-Utenas? Vikonda? Ответ – все. А что такое литовская пищевая промышленность? Это около 500 предприятий (мясо, рыба, «молочка»), около 60 тысяч работников (а у них семьи) – поддерживают ли они Грибаускайте и Ландсбергиса, радующихся «войне»?
А если будут заморожены российские инвестпроекты? Например, Lifosa принадлежит Еврохиму, Autobagi получило заказ Камаза на сборку и продажу до 1,5 тыс. грузовиков в год, Agrokoncernas продает сельхозтехнику Ростсельмаша, российский Polair владеет заводом Снайге и так далее, список длинный. Кто-то в литовском правительстве, сейме или президентуре подумал – чем могут отозваться их антироссийские слова и поступки, какой окажется их цена?
Цену можно подсчитать уже сейчас: прогнозируемый ущерб – около 11 млрд евро. Для сведения - это больше, чем годовой бюджет Литвы по расходам (31 млрд литов, т.е. 9 млрд евро) или по доходам (30 млрд литов). Говоря коротко, это полный коллапс всей экономики.
Ждать помощи от ЕС не стоит – там судорожно пытаются найти обещанные миллиарды евро для Украины, о Прибалтике забудут на долгие годы. Что ждет Литву? Тяжелые годы в плане экономики, усугубленные присутствием во власти вечного Ландсбергиса и его верной ученицы Грибаускайте – Судьба Литвы, как он ее когда-то назвал…
Если у Литвы действительно такая «судьба», то, возможно, стоит через все грядущие испытания пройти – пусть это больно ударит по карману, но зато многих отрезвит.