Экономика Экономика

Литва не хочет открывать границы для Калининграда: «Это геополитика»

За первые полгода действия малого приграничного движения между Калининградской областью и Польшей россияне потратили в двух польских воеводствах около 23 миллионов злотых (более 7,5 миллионов долларов). Уже только эти первые данные свидетельствуют о серьезном потенциале введения аналогичных условий приграничного движения между самым западным регионом России и Литвой. Однако на политическом уровне эта идея до сих пор не реализована – Литва отказывается делать шаги на встречу. О том, почему в Вильнюсе против расширения зоны приграничного движения дальше 50 км, и какой экономический эффект может вызвать реализация этой меры - порталу RuBALTIC.Ru рассказал доцент кафедры социальной географии Клайпедского университета Эдуардас СПИРЯЕВАС:

- Господин Спиряевас, скажите, пожалуйста, почему литовское руководство настаивает на подписании соглашения о местном приграничном передвижении не дальше 30-50 км зоны?

- Отвечаю как географ – территория Литвы значительно меньше, чем территория Польши, а также Литва в 12 раз уступает Польше по количеству населения. В последние годы в Литве прошло немало дискуссий, посвященных местному приграничному передвижению. Вдобавок были проведены исследования политологами, экономистами, банковскими аналитиками, которые полагали, что в случае подписания соглашения о приграничном передвижении Литва понесет ощутимые экономические потери из-за большего количества ввозимого товара – сигарет, бензина. На протяжении нескольких лет такие процессы наблюдались по обеим сторонам границы из-за значительной ценовой разницы. Стоит отметить, что жители южной части Литвы, как и калининградцы, часто ездят в Польшу за покупками: продуктами питания, одеждой, обувью и другими бытовыми товарами. Данный факт свидетельствует об определенных экономических потерях литовского государства. Аналогичные процессы мы можем заметить и на латышско-литовской границе: граждане Латвии активно посещают магазины северной части Литвы.

Литва граничит с Калининградской областью и с республикой Беларусь, и государственная стратегия по поводу решения проблемы о возможности местного приграничного передвижения в радиусе 30 – 50 км рассматривается не как отдельный подход к Калининградской области или к республике Беларусь, а как стратегическое решение по поводу соседних государств, прилегающих к ЕС. Этот вопрос также имеет и геополитический характер.

Если установить зону в 100 или 150 км, то могут возникнуть сложности с контролем над потоком передвижения.

- Представители каких политических сил отстаивают данную позицию?

- По моему мнению, не выделяется какая-либо политическая сила, которая отстаивает данную позицию. Это решение носит, прежде всего, географический характер, затрагивает геополитическое положение Литвы как государство ЕС, располагающееся между Калининградской областью и республикой Беларусь.

- Польская сторона уже почувствовала преимущества малого приграничного передвижения. Калининградцы вносят большой вклад в развитие экономики Поморского и Варминско-Мазурского воеводства. Какую выгоду, по Вашему мнению, может принести Литве ратификация соглашения о местном приграничном передвижении с Калининградской областью?

- Ратификация соглашения о местном приграничном передвижении с Калининградской областью, несомненно, принесет экономическую выгоду, особенно таким городам как Таураге, Юрбаркас, Вилкавишкис, Мариямполе, а также литовской части Куршской косы и Клайпеде.

Если подобное соглашение будет подписано, то большой смысл имеет включение в него и территории Паланги. Механизм малого приграничного передвижения позитивно отразится, прежде всего, на предприятиях торговли и питания, автосервисах, секторах туризма и курортного дела.

- Может ли нынешнее правительство во главе с Альгирдасом Буткявичюсом изменить ситуацию с условиями малого приграничного сотрудничества между Литвой и Россией?

- Новые правящие партии по этой проблеме пока своего официального мнения не выразили. Это вопрос времени.

- После расширения пространства приграничного передвижения для многих жителей Калининградской области Польша стала ассоциироваться с дешевыми продуктами, а Калининградская область для поляков - с дешевым бензином. В случае, если подпишут аналогичный договор с Литовской Республикой, как вы думаете, с чем будет ассоциироваться Литва?

- В таком случае Литва, наверное, будет ассоциироваться с отдыхом, посещением торговых центров, таких как Акрополис, с продуктами питания, хорошим соотношением цены и качества на услуги проживания, развлечения, авторемонт, курортное лечение.

- Можно ли предположить, насколько увеличится поток литовцев в Калининградскую область в случае внедрения соглашения об упрощении приграничного передвижения?

- Вероятность сильного увеличения потока литовцев в Калининградскую область невелика. Граждане Литвы будут приезжать к вам, прежде всего, из-за возможности посетить и ознакомиться с соседним регионом России, о котором информации в Литве все еще не хватает. Позитивный сдвиг может произойти в поощрении социальных контактов между школами, организациями молодежи, общинами, университетами.

В таком случае приграничные территории Литвы окажутся менее периферийными, а для Калининградской области уменьшится уровень эксклавности.