Экономика Экономика

Лебедь, рак и щука бюджета Латвии

Дискуссии вокруг бюджета на грядущий год всегда и везде были острыми, часто даже разрывающими правящие коалиции изнутри. Латвия здесь не исключение, но в ожесточенных спорах о финансовой перспективе на 2014 год внутри правительства Валдиса Домбровскиса постепенно проявляются системные противоречия между политикой и экономикой, которые усложняют диалог.

Годовой бюджет государства, пожалуй, лучший показатель действительных приоритетов руководителей государства. Именно в этом финансовом документе получают отражение те крупицы реального из всего того, что обещано и сказано в течение года политиками. В Латвии же сейчас правящая коалиция, обсуждая бюджет и пытаясь заложить туда свои приоритеты, напоминает героев из басни Крылова о лебеде, раке и щуке – три политические силы, каждая из которой тянет финансовое одеяло на себя.

Самая неопределенная позиция здесь у Партии реформ. Причем понимания этой позиции нет и в самом кабинете министров: после заседания правительства, министр образования Домбровский говорит, что денег на повышение зарплат учителей получить не удалось и "75% финансирования достается министрам одной партии", а премьер-министр Домбровскис зарплаты обещает поднять и начинает сомневаться в некомпетентности министра. Но какова партия – такова и ее позиция. Ясно лишь, что, особого влияния на процесс принятия финансовых решений "реформисты" уже не способны оказывать.

Основные претензии к формируемому бюджету исходят со стороны Национального объединения, и здесь налицо противоречие между желаемым и действительным. 

Желаемое со стороны "националов" выражается в двух аспектах – вливания в программы оздоровления демографической ситуации и увеличение финансирования культуры. Обе проблемы, безусловно, актуальны для Латвии. По мнению профессора Латвийского университета Михаила Хазана, правительству пока не удается сократить поток уезжающих из Латвии: в год покидает страну около 30 тыс. человек, а в период с 2000-2011 гг. из страны уехало, как минимум, 140 тыс. жителей. Как считает ученый, отток людей остановился бы хотя бы на время, если доходы увеличатся на 50-80 латов в месяц.

В финансировании культуры также имеются очевидные недостатки. Министр культуры Жанета Яунземе-Гренде (ВЛ-ОС/ДННЛ) рассчитывала потратить в будущем году 39,8 млн латов на поддержку диаспор, международное сотрудничество, культурные мероприятия и пр. Но Минфин готов выделить лишь… 3 млн. латов. К слову, такая сумма, по расчетам минкульта, должна была пойти лишь на развитие «национальной идентичности, гражданской общественности и поддержки диаспор». Ситуация удручающая. Судя по заявления политиков ВЛ-ОС/ДННЛ, в Нацблоке считают также, но тем не менее в качестве одного из условий одобрения бюджета-2014 продолжают настаивать на отмене видов на жительство зарубежным инвесторам. Аргументация этого требования проста – остановить «колонизацию Латвии». Экономически же картина выглядит следующим образом: на май 2013 г. заявлений на оформление ВНЖ поступило 6249, географически – в подавляющем большинстве граждане России, Белоруссии и Казахстана. В частности, вид на жительство можно получить после приобретения недвижимой собственности в Риге или республиканских городах, общая сумма сделок по которым составляет не менее 100 000 латов. Даже если предположить, что только три четверти из подавших заявки на ВНЖ получили эту возможность благодаря покупки недвижимости, то финансовые поступления в латвийскую экономику составили не менее 500 млн латов. Неплохое подспорье в условиях дефицита капитала. 

На сколько пришлось бы еще урезать финансирование культурных программ Яунземе-Гренде, если отказаться от коммерциализации своего членства в ЕС? В условиях кризисной ситуации между национально-популистской политикой и прагматической неминуемо возникает диссонанс.

Но проблемы на пути принятия бюджета возникают не только, и, пожалуй, не столько из-за попыток отгородиться от восточных соседей, сколько из-за необходимости следовать высоким западным стандартам экономики. К примеру, с 2014 г. Латвия переходит на евро и должна соблюдать Маастрихтские критерии, в том числе и низкий уровень инфляции. Безусловно, уже получив разрешение на вступление в еврозону, теоретически можно было бы забыть о взятых обязательствах и увеличивать расходную часть бюджета, однако позиция министра финансов Андриса Вилкса ("Единство") здесь непреклонна - наращивание дефицита бюджета ограничивает возможности получения поддержки из фондов ЕС. В интервью изданию Diena политик заявил: «Надо понимать, что мы — не страна-донор. Мы — маленькая страна, а с маленькими странами из-за серьезных нарушений церемониться не будут». Круг замыкается. По словам того же министра Латвии, при самом оптимистичном взгляде еще в течение 10-15 лет Латвия будет зависима от финансирования со стороны европейских структурных фондов.

Соответственно, увеличивая расходную часть бюджета в соответствии со своими потребностями, Латвия уменьшает, условно говоря, «доходную часть», которая идет из еврофондов. Сохранить же этот важнейший источник латвийского бюджета можно, обходясь лишь минимальным увеличением расходов. 

Постепенное повышение зарплат учителям или медикам из их числа, а вот развитие культуры, сколько бы не говорилось о важности этой бюджетной статьи с высоких националистических трибун, нет – забастовки врачей и педагогов все-таки опаснее, чем забастовки артистов и режиссеров.

В итоге "националы" пытаются защитить Латвию от "восточной колонизации", "Единство" пытается соответствовать "западным стандартам", а воз и ныне там.