Карбаускис: власти Литвы в очередной раз доказали свою непатриотичность
Александр Рыбакова
Одним из условий вступления Литвы в ЕС было обязательство не запрещать продажу земли иностранцам. С мая этого года запрет после переходного периода перестанет действовать. К этому с опаской отнеслись многие литовские граждане и политики. Вопреки желанию руководства Литвы, было собрано 300 тысяч подписей, необходимых для проведения референдума по вопросу покупки земли иностранцами. Портал RuBaltic.Ru побеседовал с одним из инициаторов сбора подписей за «земельный референдум» председателем партии «Союз крестьян и зеленых Литвы», владельцем одного из крупнейших сельскохозяйственных концернов «Агроконцерн» Рамунасом КАРБАУСКИСОМ о земельном вопросе и взаимоотношениях литовского бизнеса и власти:
- Как бы Вы могли охарактеризовать ситуацию в сельскохозяйственной области на сегодняшний день?
- Ситуация, в принципе, неплохая. Более сложной она является для молодежи – им труднее прийти в сельское хозяйство и что-то начать.
В целом, сельское хозяйство сейчас окрепло и начался этап, когда рассматриваются и принимаются решения о введении свободной продажи земли всем гражданам Литвы. Это вызывает определенную обеспокоенность, поскольку на сегодняшний день около 80% обрабатываемых территорий землевладельцы арендуют, и лишь 20% являются их собственностью. В то время как в Западной Европе цифры совершенно иные. Там как раз-таки большая часть земли является собственностью и арендуется лишь малая ее толика.
Другая проблема – мы получаем дискриминационно мизерные выплаты от Евросоюза. Они в несколько раз ниже, чем в Западной Европе.
Фермеры рассчитывали на то, что в этом году вопрос уже будет решен. Однако решением ЕС были оставлены все те же очень маленькие выплаты, и совершенно неясно, когда ситуация изменится. Возникает вопрос, почему мы должны делать то, чего не делают западноевропейские страны?
Кроме того, ребром встает вопрос – как себя защитить? Литовцы увидели и поняли, что и в их стране может повториться ситуация, аналогичная латвийской – большинство земли принадлежит иностранцам. И что главное – не фермерам, а иностранным инвестиционным компаниям. На мой взгляд, это неправильно, поскольку землёй, в первую очередь, должны владеть те, кто ее обрабатывает и изготавливает сельскохозяйственные продукты. Это прекрасно понимают жители Литвы, а вот власти – нет.
Очень жаль, что на сегодняшний день власти предприняли все, лишь бы помешать проведению референдума. И отказ от рассмотрения точного дня его организации лишь в очередной раз доказывает, что правящие политики не патриотичны. Они лишь каким-то образом пытаются угодить давлению со стороны Западной Европы – чтобы европейские деньги могли скупить литовские земли. Поэтому вопрос о продаже земли иностранцам должен решаться путем всеобщего референдума.
- Почему Литва получает столь маленькие выплаты от ЕС и как власти могут способствовать решению непростого земельного вопроса?
- Что касается ситуации, когда 80% территорий землевладельцам приходится арендовать – она решится сама собой. Просто нужно больше времени. К примеру, в распоряжении большинства европейских землевладельцев было несколько сот лет – всё это время они занимались сельским хозяйством. И, разумеется, за столь длительный срок успели выкупить земли. У нас всего-то было чуть больше двадцати лет, и невозможно за столь короткий отрезок времени выстроить инфраструктуру. У людей недостаточно средств, чтобы выкупить землю. А большинство фермеров старается избегать банковских кредитов.
А говоря о буквально смешных выплатах ЕС литовским фермерам, подчеркну - нужно было вовремя согласовывать и торговаться. Ни на тот момент, когда мы вступали в ЕС, ни в прошлом году – никто толком не вел переговоры по этому вопросу. Нашим гораздо проще было просто согласиться со всеми условиями и радоваться тому, что мы стали частью Европейского Союза. Я не скептик и считаю, что наше членство в этой организации имеет смысл, но условия могли быть иными. Поляки вели переговоры значительно жёстче, чем мы, и у них сегодня условия для землевладельцев гораздо лучше, чем у нас.
Я бы назвал всё происходившее во время переговоров очень постыдным, так как политики лишь праздновали факт присоединения к ЕС вместо того, чтобы согласовывать наилучшие для себя условия.
А поляки не отступали от своего до последней минуты – и результат у нас перед глазами. Зато мы такое интересное государство, которое очень легко отдало все свои интересы во имя какой-то политической выгоды маленькой группы людей, которая на радостях от вступления в ЕС лишь пьет шампанское. А потому всё сельское хозяйство вынуждено расплачиваться за эту безответственность.
- Как бы Вы могли прокомментировать вступивший в силу в Литве с 1 января 2014 года закон, позволяющий покупать землю сельскохозяйственного назначения площадью до 500 га? Поможет ли данный законопроект литовским землевладельцам справиться с иностранной конкуренцией или же он был принят лишь «для галочки»?
- Нужно отделить землевладение от спекуляций. А наша власть не в состоянии различить, кто работающий землевладелец, а кто лишь занимается махинациями с землей. В данном случае ограничение на покупку земли распространяется на всех – честных и нечестных. Если власти не научатся отличать одно от другого, в один прекрасный момент мы столкнемся с ситуацией, когда уже никто не захочет инвестировать в сельское хозяйство.
Суть в том, что, согласно статистике, немало фермеров уже находится в преклонном возрасте и у многих нет наследников. Или же их дети не собираются продолжать традиции отцов и заниматься сельским хозяйством. В ближайшие двадцать лет у большей части литовских земель сменятся владельцы. И кто же станет их преемниками, если дети не хотят работать в области сельского хозяйства? Значит, кто-то будет скупать эти территории. И если мы не хотим, чтобы это были иностранные фермеры, нужно создать условия для своих.
Однако пока власть между понятием «крупный фермер» и спекулянт ставит знак равно, что является абсолютной глупостью.
- Почему необходим, на Ваш взгляд, референдум о сохранении запрета на продажу земли иностранцам? Что грозит стране и литовским землевладельцам в случае, если разрешение на продажу земли иностранцам с мая все-таки вступит в силу?
- Иностранные фонды очень ждут мая, так как они видят в этом разрешении прекрасную возможность инвестиции денег. Мы об этом в буквальном смысле кричим нашей власти:
зачем разрешать такие покупки, когда в любой другой европейской стране иностранные фонды не могут купить землю?
Власти должны больше внимания уделять земельному вопросу и понять некоторые нюансы. Не буду вдаваться в подробности, лишь упомяну, что земля требует больших вложений. Как правило, они значительно превышают себестоимость самой земли. И люди, которые арендуют территории, не будут вкладывать в них столь большие средства. Это – проблема, которую также надо решать. Мы ждем, пока власть поймет это и начнет интересоваться земельным вопросом и сельским хозяйством, или же придет другая, которая осознает всё и что-то предпримет.
- Другой важный вопрос для литовского бизнеса – российско-литовские отношения, которые сейчас стремительно ухудшаются. Окажет ли это ухудшение влияние на литовский бизнес?
- Не знаю, я сторонник строгой позиции Литвы по определенным вопросам. Я не из тех бизнесменов, которые скажут, что стране лучше помолчать. Однако считаю, что любые отношения должны основываться, в первую очередь, на взаимоуважении.
Надеюсь, что мы с Россией вечно будем соседями. Не думаю, что произойдет нечто – мы или Россия исчезнем. Поэтому дружеские отношения являются необходимостью. Другой вопрос в том, что должна существовать твердая и ясная позиция, которую следует выражать и защищать.
Впрочем, все эти сложности вряд ли отразятся на сельском хозяйстве Литвы. У россиян наверняка есть потребность в нашей, скажем, молочной продукции. Ведь она высокого качества, очень вкусная и, насколько мне известно, нравится российским потребителям. Может быть, это будет мотивом, чтобы правительство не игнорировало ту или иную страну.
Определенное напряжение в Литве в связи с украинским и крымским вопросом связано в некоторой степени с предстоящими выборами. Некоторые высказывания политиков – неадекватные. Разговоры о какой-то войне, нападениях...
Мне грустно оттого, что некоторые политики банально не отвечают за свои слова и начинают обвинять друг друга, кричать о вторжении в Литву и так далее. Неужели нельзя понять, что вторжение в Литву - то же самое, что вторжение в Германию, Францию или любую другую европейскую страну, ведь мы являемся членами НАТО. Зачем болтать ерунду, ни в грош не ставя собственные слова? Вот и получается, что многие люди в нашей стране уверены – со дня на день начнется война. Верят они потому, что об этом с удовольствием распространяется и правящая элита, и СМИ. Никто не чувствует ответственности за свои высказывания. Безусловно, мы должны быть ко всему готовы, но трепаться о предстоящей войне – глупо.