Портал RuBaltic.Ru подвел итоги 2013 года в Литве. Литовская республика полгода была страной-председателем Евросоюза и в этой ипостаси оказалась активным участником политики ЕС в восточном приграничье, провалив Вильнюсский саммит Восточного партнерства, обострив отношения с Россией до предела и закрутив внутри страны гайки под лозунгом «Враг у ворот». Во внутренней политике литовский 2013 год был годом нового правительства социал-демократов во главе с Альгирдасом Буткявичюсом, метавшегося между президентом Грибаускайте, консерваторами, Виктором Успасских и своими же соцдемами.
Банкротство Ukio bankas
В начале года Банк Литвы объявил о неплатежеспособности Ukio bankas и приостановил его деятельность. Ukio bankas был первым коммерческим банком постсоветской Литвы, его банкротство спустя год после аналогичного закрытия Snoras крайне негативно сказалось на доверии литовцев к банковской системе. «После закрытия Ukio bankas крайне снизилось доверие населения к банкам – было стремительное падение доверия к коммерческим банкам как к институту. И восстановится оно еще не скоро», - заявил RuBaltic.ru директор Центра социологических исследований Vilmorus Владас Гайдис.
Висагинский тупик: мирный атом завис в воздухе
Весь год сохранялась неопределенность со строительством Висагинской атомной станции. На референдуме в октябре 2012 года население высказалось против АЭС, однако инициировавшие референдум социал-демократы, возглавив правительство, заявили, что он носил… совещательный характер и окончательное решение еще не принято. Решение это не принято и по сей день: с начала года говорили о необходимости экспертной экспертизы, которая должна сделать заключение о целесообразности Висагинского проекта, но оглашение экспертного заключения несколько раз откладывалось. К концу года тема собственной атомной энергетики просто перестала обсуждаться.
Даля и Витя – дружба навек!
С официального визита в Вильнюс президента Украины Виктора Януковича в феврале 2013 года начался качественно новый этап в литовско-украинских отношениях, продолжавшийся до ноябрьского саммита Восточного партнерства. Амбиции регионального лидера и раньше имели следствием особый интерес литовского руководства к Украине (чего стоит только посещение Далей Грибаускайте заключенной Юлии Тимошенко в 2012 году). Однако благодаря председательству Литвы в Евросоюзе и планам внешнеполитических ведомств ЕС подписать Соглашение об ассоциации с Украиной на Вильнюсском саммите в ноябре, 2013 г. стал годом кульминации литовско-украинской официальной дружбы. Первые лица, высокопоставленные чиновники, правящие и оппозиционные политики, правительственные и парламентские делегации двух стран весь год обменивались визитами между Вильнюсом и Киевом. Особо доверительные отношения сложились между президентами Виктором Януковичем и Далей Грибаускайте. Глава Литвы доказывала своим европейским коллегам необходимость подписания Соглашения об ассоциации Украины с ЕС любой ценой, объявляла президента Украины договороспособным и надежным партнером, принимала участие в Ялтинском саммите олигарха В. Пинчука. В итоге именно литовской коллеге Виктор Янукович позвонил, чтобы объяснить: Украина пока не будет подписывать Соглашение об ассоциации с ЕС…
Речь не Посполитая: польско-литовского союза не получилось
В первой половине года пришедшие к власти социал-демократы попытались проводить собственную внешнюю политику, начав восстанавливать испорченные отношения Литвы с Польшей. С этой целью в конце прошлого года в новую коалицию была принята Избирательная акция поляков Литвы, а ее представитель Ярослав Неверович получил стратегически важный портфель министра энергетики – явное намерение создать электросмычку с Польшей ради «обретения энергетической независимости». Попытка «перезагрузки» отношений с Польшей обернулась для социал-демократов конфликтом в коалиции: лидер ИАПЛ Вольдемар Томашевский потребовал облегчить задания экзамена по литовскому языку для выпускников школ нацменьшинств. Несмотря на противодействие президента Грибаускайте и консерваторов, это требование было выполнено (но позже все отыграли назад). Однако прорыва в литовско-польских отношений не произошло, хотя они стали менее конфликтными, чем при правительстве литовских консерваторов. «Сейчас в литовско-польских отношениях нет очевидного прорыва, но нет и того кризиса, который был еще несколько месяцев назад», - пояснял RuBaltic.ru аналитик Польского института международных дел, заместитель директора Центра согласия и примирения России и Польши Эрнест Вычишкевич.
«Черная бухгалтерия»: приговор Успасских
В феврале Сейм Литвы лишил депутатской неприкосновенности лидера Партии труда Виктора Успасских и его соратников Виталии Вонжутайте и Витаутаса Гапшиса, проходящих обвиняемыми по делу о «черной бухгалтерии» Партии труда. Это позволило активизировать судебный процесс по данному делу. И в июле 2013 года Вильнюсский окружной суд поставил точку в многолетнем процессе над Партией труда. Главный фигурант дела – создатель партии Виктор Успасских – получил 4 года тюрьмы, но до сих пор на свободе, идет сложный процесс обжалования. Решающий вклад в дело политической ликвидации Успасских внесли его союзники по коалиции социал-демократы, поддержавшие голосование оппозиции за лишение депутатов Партии труда неприкосновенности.
Враг государства: у Палецкиса-младшего отобрали награды
В марте президент Литвы Даля Грибаускайте лишила ордена «За заслуги перед Литвой» экс-дипломата, лидера Социалистического народного фронта Литвы Альгирдаса Палецкиса. Представитель третьего поколения семьи литовских государственных деятелей, Альгирдас Палецкис выступил с отрицанием агрессии союзного Центра против Литвы 13 января 1991 года. В интервью RuBaltic.Ru политик назвал решение президента и Совета по государственным наградам Литвы проявлением «мелкостного отношения». Данное событие стало лишь одним из проявлений полноценной тенденции по закручиванию политико-идеологических гаек в Литве. Не случайно в октябре этого же года на тот момент еще будущая глава Сейма Лорета Граужинене в агитационной речи перед выборами спикера заявила следующее: «Все ли в порядке в демократическом государстве, если человека пугает авторитарное правление, если есть признаки авторитарного правления?»
Медведев и Буткявичюс пожали руки
В рамках конференции глав правительств государств Балтийского региона, состоявшейся в Санкт-Петербурге 5-6 апреля прошла двусторонняя встреча премьер-министров Литвы и России. Для Альгирдаса Буткявичюса это была первая встреча с высшим российским руководством в ранге премьер-министра Литвы. Общество событию большого значения не придало, эксперты также отнеслись к встрече премьеров без воодушевления. «Особого оптимизма по поводу встречи Буткявичюса с Медведевым нет. Те сообщения, которые появились, служат для того, чтобы надеяться, что некоторые проблемы может быть (подчеркиваю - может быть) будут решаться. В первую очередь это касается цен на газ», - заявил RuBaltic.ru доктор политологии Института международных отношений и политических наук Вильнюсского университета Томас Янелюнас.
Сдержать Россию: Грибаускайте против «русского медведя»
В течение всего года раздавались заявления президента Литвы Дали Грибаускайте, предостерегающие против «русской угрозы» и «имперских амбиций» России. Получая в мае в Германии орден Карла Великого, Грибаускайте заявила о необходимости «сдерживания России», проявляющей активность в регионе Центральной и Восточной Европы (в качестве примера лидер Литвы привела, в частности, проект Евразийского союза). Выступая с ежегодным посланием Сейму, она же заявила, что «в силу географического положения и размера территории мы были и находимся в зоне интересов Востока и Запада, поэтому за возможность самим создавать свое государство мы должны вести постоянную борьбу».
Долеталась: отставка министра экономики Бируте Весайте
После официальной поездки в Казахстан частным чартерным рейсом министр экономики Литвы от социал-демократов Бируте Весайте со скандалом ушла в отставку. «Чартерный скандал» был раскручен с подачи президента Литвы Дали Грибаускайте (ее пресс-служба распространила фото того как Грибаускайте летает в общем салоне самолета авиакомпании-лоукостера), публично демонстрировавшей свою неприязнь к министру Весайте, которая проявляла излишнюю самостоятельность в экономической политике Литвы. Еще одной важной перестановкой в высших эшелонах власти стала замена лояльного к президенту Видаса Гедвиласа (Партия труда) на посту спикера Сейма на слабопредсказуемую Лорету Граужинене (Партия труда). С первых же дней после данного назначения такое явление как «политический троллинг» стало нормой в стенах литовского парламента. Граужинене всячески демонстрирует, что Грибаускайте, которую все привыкли считать «великой и ужасной», ее нисколько не страшит.
Литва во главе Европы: Вильнюсский саммит
Вторая половина 2013 года для Литвы прошла под знаком председательства в Евросоюзе. Литовская республика долго и ответственно готовилась к выполнению данной функции: еще в конце ноября 2011 года Сеймом Литвы были утверждены приоритеты председательства в ЕС - укрепление энергетической безопасности, сотрудничество в регионе Балтийского моря, расширение взаимодействия ЕС со странами-участницами программы Восточного партнерства, защита внешних границ ЕС. В рамках программы председательства в Литве прошло около 300 международных мероприятий. Кульминационным стал саммит Восточного партнерства в Вильнюсе, на который съехались главы 28 европейских стран и стран программы «Восточного партнерства». Вильнюсский саммит, а с ним и все председательство Литвы в ЕС, оказались провальными: в конечном счете, они свелись к борьбе за подписание Украиной в Вильнюсе Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако президент Янукович за несколько дней до Вильнюсского саммита отказался подписывать Соглашение с ЕС, и коллективные уговоры лидеров всех европейских стран в Вильнюсе не смогли его переубедить. Провал Вильнюсского саммита стал сокрушительным поражением всей литовской внешней политики и перечеркнул успешное выполнение Литвой формальных бюрократических функций страны-председателя ЕС. Это стало, по сути, закономерным результатом того, что Литва отказалась от нейтральности при выполнении обязанностей председателя и пыталась все силы Евросоюза задействовать на антироссийском треке.
Гей-страсти в Вильнюсе
Среди прочих мероприятий в рамках председательства Литвы в Евросоюзе, Брюссель обязал литовское руководство провести в центре Вильнюса гей-парад. Редкий случай, когда Сейм Литвы попытался бунтовать против требований Евросоюза: за полтора месяца до триумфа толерантности парламент принял поправку к Кодексу административных нарушений, предусматривающую штрафы за «принижение конституционных моральных ценностей», в частности, за аборты и гомосексуализм. Автором поправки был прославившийся на всю Литву борьбой с геями и лесбиянками депутат партии «Порядок и справедливость» Пятрас Гражулис. Практически сразу же последовал резкий окрик из Брюсселя: комиссар Евросоюза по юстиции, фундаментальным правам и гражданству Вивиан Рединг заявила, что Европейский союз не останется в стороне, если какая-либо входящая в Сообщество страна не будет соблюдать законы и договоры ЕС, защищающие свободу человека на желаемый им образ жизни. В итоге поправка не прошла, а гей-парад в Вильнюсе прошел - 27 июля по проспекту Гедиминаса: самым ярким его событием стал арест полицией депутата Гражулиса. Проспект Гедиминаса с тех пор неофициально переименован в Гейдиминаса.
«Буфер Грибаускайте»: главы стран Балтии в Белом доме
После коллективной встречи президентов Литвы, Латвии и Эстонии с президентом США Бараком Обамой в Белом доме президент Литвы концептуализировала геополитическую роль Балтийского региона, назвав его буфером от России. «Этот регион все же буферный в определенном смысле – с Россией… Регион становится очень схожим, его страны сталкиваются с похожими вызовами», - заявила Даля Грибаускайте в Вашингтоне. Там же президенты балтийских стран одобрили планы США начать войну в Сирии без санкции Совета безопасности ООН.
Демократию приветствуем, но не практикуем
В начале октября в Литве было приостановлено вещание русскоязычного Первого Балтийского канала. Эти меры были приняты в связи с вышедшей в эфир передачей «Человек и закон», в которой был представлен альтернативный официальному литовскому взгляд на события у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 года. Скандал получил большой международный резонанс: проявление неприкрытой цензуры в стране-члене ЕС было воспринято как нечто из ряда вон выходящее. Запрет телеканала осудило ОБСЕ. В результате вещание Первого балтийского канала было в сильно урезанном виде восстановлено, но преследование литовских СМИ на этом не закончилось: власти предъявили претензии к газете «Комсомольская правда в Литве», на титульной странице которой (внезапно!) были обнаружены советские ордена, попадающие под законодательный запрет. Пришлось снимать.
Энергонезависимость осталась без сланца
В 2013 году провалился еще один проект в рамках кампании по «обретению энергетической независимости от России»: 7 октября американская энергетическая компания Chevron заявила о том, что выходит из конкурса на разведку и добычу сланцевого газа на западе Литвы. По сути, это означало сворачивание проекта по развитию в Литве сланцевой энергетики: Chevron был единственным и безальтернативным участником так называемого конкурса на разведку и добычу в Литве сланцевого газа. Вслед за атомной энергетикой Литва лишилась еще и сланцевой, причем даже не приступив к ее освоению.
«Спецслив» от спецслужб
Главный внутриполитический скандал года: появление в открытом доступе секретной справки Департамента государственной безопасности Литвы, в которой утверждалось о готовящихся в преддверии Вильнюсского саммита провокациях и информационных диверсиях против президента Грибаускайте со стороны российских спецслужб. В числе прочих в подрывной деятельности против литовского государства был обвинен аналитический портал RuBaltic.Ru. Разглашение секретных разведданных (уголовное преступление в соответствии с законодательством о государственной тайне) вызвало в стране настоящую «охоту на ведьм» в духе сенатора Маккарти. В частности, службой спецрасследований были проведены обыски в офисе информационного агентства BNS и в квартирах журналистов, литовские ученые предостерегались от контактов с российскими коллегами, а Департамент госбезопасности Литвы подготовил своеобразную памятку «Как узнать агента» для каждого литовца.
Советы литовских спецслужб, размещенные в СМИ, призывают остерегаться, даже «если иностранцы активно интересуются не секретной, но актуальной в политическом, экономическом или военном смысле информацией». В результате официальные обвинения в разглашении информации под занавес года были предъявлены старшему советнику президента Литвы Дайве Ульбинайте – «спецслив» был устроен якобы с ведома ее шефини Грибаускайте. Такой «самострел» имел широчайший резонанс. Помимо этого, на общественном и экспертном уровне весьма активно обсуждалось предположение о том, была ли сама президент, защитившая блестящую с точки зрения научного коммунизма диссертацию в Академии при ЦК КПСС в Москве, в своей коммунистической молодости агентом КГБ. В декабре вице-президент Европарламента Мигель Мартинес-Мартинес, комментируя свою встречу с Грибаускайте, заявил, что именно страны Балтии – главные источники недоверия в ЕС, главные лоббисты идеи «Россия это угроза».
Таким образом, в 2013 г. Литве представилась реальная возможность для реализации своих многолетних геополитических амбиций благодаря институтуту председательства в Совете ЕС. Председательство Литвы совпало с запланированным новым этапом расширения сферы влияния Евросоюза за счет заключения Соглашений об ассоциации со странами-участницами программы «Восточное партнерство». На 90% это касалось Украины - ключевой страны в геополитическом балансе Восточной Европы. Однако попытка резко ускорить интеграционный вектор развития Украины, придав ему необратимый характер на Вильнюсском саммите Восточного партнерства, завершилась провалом европейской дипломатии и политическим кризисом в самой Украине. После Вильнюсского саммита доверие руководства Евросоюза подорвано не только к украинскому, но и к литовскому руководству, выступавшему как «адвокат» Януковича, посредник между украинским режимом и ЕС. После провала Вильнюсского саммита, окончания полугодия председательства в ЕС и неудавшегося прорыва в налаживании испорченных отношений с Польшей, у Вильнюса практически не осталось возможностей, ресурсов и оснований для продолжения своей амбициозной миссионерской политики на постсоветском пространстве.