«Качество нашей жизни»: Россия и Беларусь расширяют энергетическое сотрудничество
Святослав Князев
Недавно свою четвертую годовщину отметила Белорусская АЭС — один из крупнейших стратегических проектов, воплощенных в жизнь в рамках Союзного государства. Его реализация укрепила российско-белорусское сотрудничество. Станция позволяет вывести на новый уровень энергетическую инфраструктуру, содействует росту экономики СГ и позитивно сказывается на состоянии экологии в международных масштабах. Новая интеграционная высота, которую планируют взять Москва и Минск в ближайшее время, — это создание объединенного энергетического рынка.
Белорусская АЭС была введена в эксплуатацию 7 ноября 2020 года. Ее строительство продолжалось восемь лет и производилось за счет средств кредита, предоставленного Беларуси Россией. Основным партнером официального Минска в ходе строительства станции выступила российская компания «Атомстройэкспорт». В мае 2023 года был запущен второй энергоблок Белорусской АЭС.
По данным Министерства энергетики РБ, запуск станции позволил республике полностью прекратить импорт электричества и существенно снизить закупки природного газа. По состоянию на октябрь 2024 года БелАЭС выработала более 35 миллиардов кВт.ч электроэнергии. Благодаря функционированию станции выброс парниковых газов в атмосферу уменьшился примерно на 15 миллионов тонн.
При этом Беларусь столкнулась с попытками международного саботажа возведения станции со стороны Литвы. Вильнюс бомбардировал Минск нотами протеста и пытался настроить против проекта строительства соседние государства. Литовские политики утверждали, что возведение АЭС якобы происходит с нарушением международных норм в сфере ядерной энергетики, однако никаких доказательств не приводили.
Сама Литва после распада СССР благодаря доставшейся ей в наследство от Союза Игналинской АЭС в начале девяностых была одним из мировых рекордсменов по уровню обеспеченности населения электроэнергией, произведенной с помощью мирного атома. Однако в 2009 году станцию закрыли по требованию Еврокомиссии, и Литва ушла в глубочайший энергодефицит. В начале 2020-х республика производила за счет тепловой генерации и «альтернативных» источников всего около 40% от своих потребностей в электроэнергии. Остальное она закупает на внешних рынках. Причем после запуска БелАЭС Вильнюс, громче всех протестовавший против возведения станции, начал покупать производимую ею электроэнергию через посредников для собственных нужд, просто уплачивая за это маржу «рукопожатным европейцам». Правда, не совсем понятно, что будет делать Литва после своего выхода из энергокольца БРЭЛЛ, запланированного на февраль 2025 года.
Власти Беларуси тем временем прямо говорят о своей готовности экспортировать излишки электроэнергии. А если западные соседи из политических соображений не захотят покупать недорогие и экологические чистые белорусские «киловатты», можно подождать единого рынка с Россией, а пока сосредоточиться на использовании энергии для собственного экономического развития.
«Мы значительно продвинулись в вопросах обеспечения энергетической независимости. Белорусская АЭС — это наш сильный бренд и наш суверенитет. И это качество нашей жизни, которое обеспечивается развитием электрожилья, электротранспорта, сокращением выбросов парниковых газов», — отметил во время заседания VII Всебелорусского народного собрания президент Беларуси Александр Лукашенко.
Работа Белорусской АЭС оказывает комплексное стимулирующее воздействие на экономику республики. В 2023 году энергопотребление в РБ побило исторический рекорд и достигло 41,1 миллиарда кВт.ч. По предварительным данным, к концу текущего года рекордное достижение должно быть обновлено. Станция уже удовлетворяет около 40% энергетических потребностей страны. И это не просто цифры. За ними стоят рост темпов строительства жилья с электроотоплением, развитие энергоемких отраслей народного хозяйства, возможность введения «стимулирующих» коммунальных тарифов. В Беларуси увеличивается количество единиц электротранспорта, разворачивается сеть зарядных станций. Эксперты подсчитали, что одно рабочее место в атомной энергетике РБ создает около 10 рабочих мест в смежных областях. И это при том, что полноценный эффект в промышленности пока еще только в перспективе.
Александр Лукашенко уже дал профильным ведомствам поручение проработать вопрос размещения в районе атомной станции энергоемких производств. Он предлагает наладить в республике производство аккумуляторных батарей и расширить производство тяговых электродвигателей.
БелАЭС — это лишь частный пример сотрудничества между Москвой и Минском в энергетической сфере. В июле текущего года президент России Владимир Путин официально распорядился подписать договор об объединенном энергорынке РФ и Беларуси. Переговоры по данному вопросу идут уже давно, скорее всего, общий энергорынок заработает уже в 2025 году. Согласно недавнему заявлению министра энергетики Беларуси Алексея Кушнаренко, сейчас текст договора о создании рынка и правила его функционирования «проходят внутригосударственные процедуры».
По мнению экспертов, полноценный запуск объединенного энергорынка еще больше укрепит энергетический суверенитет Союзного государства и послужит стимулом для привлечения новых инвестиций в отрасль. Сама она станет более конкурентной и равноправной. Белорусская экономика получит доступ к энергоресурсам на лучших в мире условиях — по внутренним ценам государства-экспортера. Учитывая тот факт, что промышленность Беларуси и так находится на подъеме (по итогам 2023 года рост составил 7,7%), расширение доступа к энергоресурсам создаст еще более широкие перспективы. В свою очередь, продукция обрабатывающей промышленности РБ пойдет на решение задач импортозамещения в России.
Объединение энергорынков России и Беларуси — это «пробный шар», и ту же самую модель можно будет масштабировать на уровне ЕАЭС.
Кроме того, сейчас прорабатывается вопрос строительства в Беларуси второй атомной станции. Соответствующее решение будет принято в 2025 году.
Евразийские интеграционные проекты, в том числе энергетические, резко снижают риски негативного воздействия на экономику России и Беларуси со стороны недружественных государств, что особенно актуально в наше непростое время.