Европейские аналитики пересматривают прогнозы экономического развития стран ЕС в связи напряженной геополитической обстановкой в регионе и расширением санкций в отношении России. И без того невысокие показатели экономического развития ждет сокращение, причем западные эксперты независимо друг от друга сходятся в том, что опаснее всего эти тенденции для стран Балтии.
Глава дипломатии ЕС Кэтрин Эштон заявила о том, что ЕС готов к введению нового блока санкций против России, если Москва не изменит своего отношения к Украине. Это плохие новости не столько для России, сколько для стран Балтии, экономики которых вступили в полосу трудностей еще накануне геополитические потрясения, начавшихся в Восточной Европе.
Так, в первом квартале 2014 г. по сравнению с четвертым кварталом 2013 г. начал просматриваться спад в промышленном производстве Латвии. Выпуск промышленной продукции здесь в сравнительных ценах уменьшился на 3,4%, а по сравнению с первым кварталом 2013 г. - на 2,8%, свидетельствуют последние данные Центрального статистического управления. В отдельных отраслях спад оказался еще более существенным: к примеру, снижение в обрабатывающей промышленности составило в первом квартале 5,6%.
Проблемы еще до обсуждения санкций начались даже у концерна Ventspils nafta, доходы которого, согласно сообщению самого предприятия бирже NASDAQ OMX Riga, в 2013 г. уменьшились на 13,6% до 117,2 млн. латов (166,76 млн. евро). Правда, в будущее руководство компании смотрело оптимистично, объясняя не слишком удачный год тем, что на него пришлась временная перестройка и консолидация с учетом неблагоприятных тенденций на рынке - таких, как растущая конкуренция с российскими портами.
Независимо от санкций ожидалось замедление темпов роста экономики и в соседних с Латвией балтийских республиках, причем особые опасения также вызывают отрасли связанные с энергетикой.
Так, в первом квартале 2014 г. ВВП Литвы, по оценке инвестиционного банка Finasta, рос с темпом в 3,1%, (исключив влияние сезона и число рабочих дней вообще 2,9%), что свидетельствует о замедлении развития по сравнению с ростом ВВП в предыдущем квартале равным 3,6%. На этом фоне руководство НПЗ Orlen Lietuva вчера объявило, что в компании начата процедура увольнения с работы 135 сотрудников, и это – еще не конец, если правительство Литвы не предоставит ей скидок на тарифы железнодорожного оператора Lietuvos gelezinkeliai.
В Эстонии ситуация похожая – рост, безусловно, есть, но многие эксперты ожидают его замедления в ближайшее время. К примеру, экономический аналитик банка SEB Рута Арумяэ считает, что реальный рост ВВП страны в 2014 году составит 0,5%. По словам главного экономиста Swedbank Тыну Мертсина, согласно прогнозам банка, в нынешнем году рост составит 1,8%, что в сравнении с прошлым годом указывает на незначительное ускорение. «Кривая ВВП Эстонии находится в очень сильной корреляции с внешней торговлей. При изучении десяти основных торговых партнеров Эстонии мы видим, что их средний взвешенный ВВП демонстрирует ускорение роста», – говорит Мертсина. Следовательно, создавая проблемы российской экономике, ЕС создает проблемы и экономике Эстонии.
Кроме того, транзитная отрасль Эстонии, как и Ventspils nafta, все больше тяготится конкуренцией с российскими портами. Местная экономика в 2013г. уже понесла финансовые потери из-за перенаправления значительной части российского нефтяного экспорта, который раньше шел транзитом через эстонские морские порты, в российский порт Усть-Луга. Украинский кризис грозит Эстонии новым сокращением торговых потоков с Россией и снижением прямых иностранных инвестиций.
В этих условиях экономические санкции в отношении России – это выстрел хромому во вторую ногу. Местный бизнес это прекрасно понимает, а потому не слишком поддерживает политические призывы руководства своих стран быть принципиальными, идейно стойкими и не бояться убытков, разворачиваясь на новые, «демократические», рынки.
«Заняты все те рынки!.. Моей компании уже 23 года, и я с первого дня искал новые рынки. Не представляю, сколько на это требуется денег, так как не вел такого учета, но точно не 200 млн литов. Конечно, значительно больше. Открыто говоря, бизнес не очень и надеется, что, съездив в какую-либо страну, станет там торговать своей продукцией в торговых сетях. Такого не будет, так как везде свой бизнес. А без тех пунктов, которые я ранее назвал, никто и не будет говорить. А если и будет говорить, еще сотни аудитов потребуется пройти производственным отделам, пока тот товар кто-нибудь возьмет», - оценивает 200 млн литов, выделенные литовским правительством для переориентации местного бизнеса с российских рынков, председатель правления группы предприятий Viciunai Висвалдас Матиешайтис, активно инвестировавший прежде в Россию и Украину.
В самой Европе, что показательно, эксперты, скорее, соглашаются с оценками балтийского бизнеса, чем политиков, и прогнозируют экономические проблемы от санкций, прежде всего, странам Балтии. Даже такие официальные (а значит, априори более оптимистичные) органы, как Еврокомиссия, в начале мая признала, что санкции ударят по энергетической безопасности региона и торговым связям с Россией. Аргументируя свою позицию, в ЕК напомнили, что на Россию приходится 18,9% всего экспорта Литвы, 11,5% - Латвии и 10,7% - Эстонии.
Учитывая «санкционные» факторы риска Еврокомиссия понизила прогноз роста ВВП для всех трех стран: Эстонии - до 1,9% в 2014г. и до 3% в 2015г. (соответственно с 2,3 и 3,6%), Латвии - до 3,8 и 4,1% (с 4,2 и 4,3%), Литвы до 3,3 и 3,7% (с 3,5 и 3,9%).
Поддержали подобные прогнозы и независимые эксперты. Квартальный отчет ведущего корпоративного и инвестиционного банка Северной Европы SEB Group «Об экономической перспективе стран Восточной Европы» тоже зафиксировал негативное влияние событий на Украине на страны Балтии и пересмотрел свой прогноз относительно восточноевропейского экономического роста на 2014 – 2015 гг. в сторону понижения в связи геополитическим напряжением в Восточной Европе.
Негативное влияние на экспортоориентированную экономику Эстонии, согласно экспертам банка, будет оказывать замедление экономического роста в России и слабая экономическая динамика Финляндии. Восстановление экономики начнется только с 2015 г. Прогнозный ВВП за 2014 г. увеличится на 0,5%, за 2015% - на 2,5%.
Поступательный экономический импульс Латвии замедлится. Украинский кризис вызовет спад в таких секторах как: экспорт, туризм и транзит. Геополитический конфликт также отразиться и на инвестиционной активности. Прогнозный ВВП за 2014 г. вырастет на 2,9%, за 2015 г. – на 3,4%.
В Литве наметилось восстановление внутреннего спроса. Вместе с тем констатируется замедление экспорта в связи с падением российского спроса. По оценкам президента, председателя правления SEBGroup А. Фалькергрен: «Украинские события увеличили геополитические риски, которые могут сказаться на товаропотоках и снизить деловое доверие, особенно в странах Балтии».
Более того, брюссельская бюрократия уже вовсе и не скрывает угрозы европейской экономике от санкций. «Эти санкции повредят всем — и Евросоюзу, и России», - заявил на днях заместитель председателя ЕК, комиссар по финансам Олли Рен. Он открыто признал, что пока западноевропейские страны изучают влияние санкций против экономики России из-за ее позиции по Украине, Австрия и Финляндия уже ощутили на себе их неблагоприятное воздействие. По его оценке, не самые радужные экономические последствия будут ожидать опять же страны Балтии, а также Польшу и Германию.
Как на себе сможет почуствовать все эти десятые доли и проценты замедления рядовой литовец, латвиец или эстонец? Лишь один показательный пример.
Правительство Латвии как раз на этой неделе рассмотрело запрос Министерства здравоохранения о выделении дополнительного финансирования в размере 13 976 459 евро для больниц и снижения пациентских взносов. При этом 10,5 млн евро министерство просило выделить медицинским учреждениям для покрытия дефицита на содержание инфраструктуры, а дополнительные средства – в том числе для лечения детей с редкими заболеваниями. Но правительство так и не решилось выделить эти не самые большие, но жизненно важные средства, отложив вопрос аж до августа 2014 года. Против выделения денег выступило Министерство финансов, указав, что возможности бюджетной программы «Средства на непредвиденные расходы» ограничены, и предложив рассмотреть этот вопрос в контексте с государственным бюджетом.
Проще говоря, латвийского бюджета даже без «санкционного» ущерба просто не хватило для поддержания собственного здравоохранения. Что же произойдет, если санкции введут, и начнут сбываться прогнозы европейских экспертов?
Показательно, что на этой неделе в Брюсселе послы 28-ми стран ЕС уже обсуждали вопрос расширения санкций ЕС в отношении России. Против применения финансово-экономических ограничительных мер активно выступили Греция, Кипр, Болгария, Венгрия, Люксембург, Австрия, Испания, Португалия и Мальта. Балтийских республик среди стран, выступивших против санкций, замечено не было.