В Литве назвали приблизительную стоимость синхронизации электросетей Прибалтики с Западной Европой. По словам министра энергетики республики Жигимантаса Вайчюнаса, реализация проекта обойдется в 1,5 миллиарда евро. Эта цифра фигурировала и раньше, хотя изначально планировалось, что побег стран Балтии из энергокольца БРЭЛЛ (Беларусь — Россия — Эстония — Латвия — Литва) будет стоить значительно дешевле. Открытым остается вопрос, какую долю финансирования возьмет на себя европейский бюджет. И хватит ли этих средств, чтобы закончить запланированные работы в срок?
Раньше стоимость работ по синхронизации электросетей Литвы, Латвии и Эстонии с континентальной Европой оценивалась в 1 миллиард евро или даже дешевле. Но как минимум с прошлого года смета начала меняться.
Кардинальным образом на это повлияло решение создать морскую перемычку между Литвой и Польшей Harmony Link. Литовские и польские операторы систем электропередачи Litgrid и PSE заключили соответствующее соглашение в декабре прошлого года, не скрывая намерений «вписать» его в общий контекст выхода Прибалтики из БРЭЛЛ.
Аналитический портал RuBaltic.Ru уже рассказывал
После этого стоимость побега Прибалтики из БРЭЛЛ выросла в полтора раза.
Проект Harmony Link станет самой ответственной частью так называемого второго этапа синхронизации электросетей и потребует самых больших капиталовложений — примерно 850 миллионов евро. Поэтому с конца прошлого года информация о том, что общий объем инвестиций составит 1 миллиард, окончательно устарела.
То есть ничего нового Вейчюнас не сказал. Всего лишь подтвердил то, что и так известно — проект «энергетической независимости» Прибалтики подорожал.
Но министра энергетики Литвы это нисколько не смущает.
Он уверен, что его стране за новую перемычку и остальные работы, связанные с выходом из БРЭЛЛ, придется заплатить сущие копейки.
Основную часть финансовой нагрузки, дескать, возьмет на себя ЕС.
По словам Вейчюнаса, деньги под строительство Harmony Link должны быть заложены в новой финансовой перспективе Евросоюза на 2021–2027 годы. Вероятно, на это и рассчитывали Litgrid и PSE, когда заключали договор. Было заявлено, что решение об инвестировании в проект морской перемычки должно быть принято в 2020 году. То есть тогда, когда будут окончательно утверждаться параметры нового общеевропейского бюджета.
Вейчюнас в очередной раз подтвердил, что заявку планируется подавать осенью следующего года. Занятная картина: в пылу заключительных дискуссий к переговорщикам подключается Литва со своей морской перемычкой.
«Вы здесь бюджет утверждаете? А мы как раз ищем деньги на Harmony Link. Надо же, какое совпадение!»
По сути, об этом и толкует министр энергетики Литвы: «Наша цель — создать возможности для того, чтобы в новой финансовой перспективе было возможно финансировать реализацию проекта, поскольку мы неизбежно вынуждены будем залезть в следующую финансовую перспективу».
Рискнем поправить господина Вейчюнаса: не «вынуждены будем залезть», а изначально планировали залезть. И стесняться этого не стоит. Заявлено же, что большую часть расходов по синхронизации электросетей возьмет на себя Евросоюз.
Вопрос в том, что в бюджете механизма Европейских инфраструктурных сетей (CEF) под конец нынешнего цикла остались сущие гроши, а с 2021 года его, напротив, планируют хорошенько «накачать».
Так какой смысл спешить с бегством из БРЭЛЛ? Перспективы откроются только после утверждения нового долгосрочного бюджета ЕС. Если начать раньше, то Брюссель будет не при делах.
На это и намекнул Вейчюнас, когда прокомментировал информацию о том, что в бюджете CEF на 2020 год осталось лишь около 500–600 миллионов евро. По мнению министра, суммы сейчас не так важны. Что действительно важно, так это подготовить качественную заявку на Harmony Link к 2020 году. И тогда CEF возьмет на себя максимально возможную сумму расходов — 75% от общей стоимости.
С первым этапом синхронизации электросетей Прибалтики с Западной Европой так и вышло. Литва, Латвия и Эстония получили в общей сложности 323 миллиона евро. В руководстве ЕС полны решимости продолжать в том же духе. Своих литовских товарищей заряжает оптимизмом вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который недавно посетил Вильнюс и заверил, что с финансированием проблем быть не должно — для Брюсселя это очень важный проект.
Ранее те же тезисы озвучил глава Директората по энергетике ЕК Доминик Ристори. По его словам, процесс синхронизации электросетей Прибалтики с континентальной Европой достиг стадии необратимости: «Совершенно нормально, что мы предоставляли и в дальнейшем будем предоставлять максимальную помощь в рамках механизма Европейских инфраструктурных сетей».
Казалось бы, вопрос решен. Но решен для нынешнего руководства ЕС, которое уже сидит на чемоданах. Как будет распределять деньги в рамках CEF новая Еврокомиссия, покажет время.
К тому же второй этап проекта обойдется Прибалтике значительно дороже. На одну только перемычку между Польшей и Литвой у CEF будут просить больше 630 миллионов евро.
Но было бы наивно полагать, что проект не удастся реализовать. Прибалтика вырвется из «оккупационного» энергокольца, даже если не получит из еврофондов максимально возможную сумму.
Наскребет недостающие миллионы даже ценой благосостояния собственных граждан — ей не привыкать. Слишком громко прибалты кричали об «энергетической независимости», чтобы отказаться от этой идеи.
Важно другое: что будут делать власти Литвы, Латвии и Эстонии, когда после выхода из БРЭЛЛ цены на электроэнергию резко пойдут вверх? Отдельных политиков это уже беспокоит. «После синхронизации с Европой говорили о дополнительных возможностях, о том, что к нам будет поступать электричество из Центральной и Северной Европы, поэтому мы сможем отсоединиться от России. Я хотел бы знать, как будет обеспечиваться наша энергетическая безопасность, если и в Скандинавии, и на материковой части Европы постоянно закрываются как угольные, так и атомные электростанции. Излишков электроэнергии нет уже даже в Германии», — заявил министр экономики и инфраструктуры Эстонии Таави Аас.
Что происходит с ценами, когда нет излишков товара, но появляются новые потребители, пояснять не надо. Поэтому Аас и министр финансов Эстонии Мартин Хельме уже выдвигают идею строительства Эстонской атомной электростанции.
Пока что это не более чем идея. А выход из БРЭЛЛ — уже почти «объективная реальность, данная нам в ощущениях». Кстати, как и скорый запуск Белорусской АЭС, которая не прочь поставлять дешевую электроэнергию странам Балтии.
Эстонцы и латыши наверняка будут не прочь «продегустировать» ее продукцию.Так не захочет ли Прибалтика, вырвавшись из БРЭЛЛ, сохранить пути к отступлению?