Литва стремится сыграть на геополитических процессах в каспийском регионе
Олег Мирославов
В недавнем интервью азербайджанскому изданию Trend чрезвычайный и полномочный посол Литвы в этой стране Валдас Ластаускас заявил о высоком потенциале сотрудничества между государствами, выделив следующие перспективные направления: торговля, энергетика, сельское хозяйство, транспорт, связь и информационные технологии, здравоохранение, культура, образование, молодежный обмен.
Литва, в свете снятия Америкой санкций с Ирана и его выхода из международной изоляции с неизбежным перераспределением расстановки сил в каспийском регионе, стремится нарастить внешнеполитическое взаимодействие на азербайджанском направлении.
С распадом СССР Азербайджан приобрёл независимость и в силу своего выгодного географического положения (граничит с Ираном и Россией) стал рассматриваться, в первую очередь, США и Израилем в качестве стратегического партера в регионе. Последние четверть века каспийская нефть и газ транспортировались на Запад через Азербайджан, где Тель-Авив традиционно являлся крупнейшим потребителем каспийских энергоресурсов. Израиль, покупая нефть и газ, в свою очередь продавал Азербайджану современное оружие, так как рассматривал его в качестве сдерживающего фактора непредсказуемого Ирана (по разным данным, от 11 до 30 млн азербайджанцев проживает в Иране).
С выходом Ирана из международной изоляции, открытием перспективного емкого рынка (населением 78 млн человек), а также доступа к его несравнимым по запасам с Азербайджаном каспийским энергоресурсам (Иран – второе место в мире по доказанным запасам газа, Азербайджан – не входит в двадцатку, быстрое истощение запасов нефти), Баку рискует утратить стратегический статус поставщика энергоресурсов на Запад.
В пользу смещения американского каспийского внешнеполитического вектора в сторону Ирана свидетельствует и предшествовавшая снятию санкций серьезная подготовительная работа по линии Госдепа США последних нескольких лет.
Иранский рынок тщательно оберегался правительством США от любых устремлений европейских конкурентов. Показательным стало беспрецедентное дело крупнейшего французского банка с государственным участием BNP Paribas, который был оштрафован американской генпрокуратурой на рекордные 10 млрд евро за нарушение режима американских санкций в отношении Ирана. Французский банк поплатился за осуществление платежей французских кампаний, стремящихся выйти на иранский рынок в свете грядущей отмены санкций, иранским контрагентам. Следующим шагом по подготовке выхода американских компаний на иранский рынок стало разблокирование американскими властями более половины всех заблокированных на западе иранских средств (100 млрд долларов США), что позволит Тегерану вести успешную торговлю с такими флагманскими корпорациями, как Boeing, Apple, Google и т.д.
Следствием пересмотра Западом своей внешнеполитической каспийской повестки стала правозащитная критика в адрес Азербайджана, сыгравшая роль спускового механизма для сворачивания экономического сотрудничества.
Нарастающая внешнеполитическая изоляция Азербайджана может усугубить и без того сложную экономическую ситуацию в стране, а переориентация западных инвестиций на открывающийся рынок Ирана лишь усилит отток капитала из страны.
Литовские власти на фоне неблагоприятно развивающихся событий для Азербайджана и угрозы экономической изоляции стремятся извлечь собственную выгоду, активизируя в рамках двусторонней межправительственной комиссии ряд проектов в разных секторах экономики. Так, по словам представителя Литвы в Азербайджане В. Ластаускаса, транспортный сектор является перспективной сферой двустороннего сотрудничества, где у Вильнюса и Баку есть большие возможности для развития железнодорожного транзита, соединяющего Восток и Запад, Север и Юг. Литва крайне заинтересована в присоединении «Азербайджанских железных дорог» к литовскому транспортному проекту «Викинг» (порты Украины – Белоруссия – порт Клайпеды), что сделает возможным продление маршрута контейнерного поезда до Казахстана и Китая.
Подключение Азербайджана к литовскому проекту позволит увеличить объем транспортируемых в Балтийский регион из Казахстана и Китая грузов, обеспечив новую железную дорогу Баку-Тбилиси-Карс полной загрузкой.
Железнодорожный инфраструктурный проект Баку-Тбилиси-Карс общей стоимостью более 600 млн долларов США финансировался в равных долях Азербайджаном и Турцией. Проект помимо экономической целесообразности (рост взаимного товарооборота между Азербайджаном, Грузией и Турцией), имеет политический окрас, оставляющий за рамками транспортного коридора из Средней Азии в Европу Иран и Армению.
Таким образом, Литва, в случае подключения Азербайджана, станет одним из основных бенефициаров экономической выгоды, так как замкнет на собственный транспортный коридор Север-Юг часть грузопотока из Азии и Кавказа, что обеспечит рост грузооборота Клайпедского порта в направлении Северной и Западной Европы.
Для Вильнюса проект международного контейнерного поезда «Викинг» всегда был приоритетным.
Литва, лоббируя Ассоциацию ЕС-Украина, напрямую увязывала собственные экономические интересы с движением Украины в сторону Европы.
В соглашении об ассоциации между Украиной и ЕС содержится положение, обязывающее Киев развивать комбинированные и мультимодальные перевозки. Провал вильнюсского саммита ЕС по Украине 2014 г., последующая эскалация насилия с перерастанием в кровавую гражданскую войну на юго-востоке страны, в разжигании которой не последнюю роль сыграла поставляющая вооружение киевскому режиму Литва, подорвали экономическую целесообразность проекта. Из-за политической и экономической нестабильности в стране украинские порты потеряли традиционных контрагентов, лишившись стивидорного обслуживания и железнодорожных перевозок.
Падение грузооборота контейнерного поезда «Викинг», простаивание железнодорожной инфраструктуры заставляют Литву активизировать переговоры с Азербайджаном в качестве потенциального участника проекта.
Об этом свидетельствуют и ранее предпринятые шаги по согласованию между Грузией, Украиной, Казахстаном и Азербайджаном протокола о конкурентоспособных льготных тарифах на грузоперевозки по Транскаспийскому транспортному маршруту в обход России.
Насколько жизнеспособным окажется проект, основа которого – геополитика, а не экономическая целесообразность, где Литва стремится играть роль интегратора транзитных коридоров, – покажет время. Практика показывает, что литовское участие в крупных международных железнодорожно-транзитных проектах приводит в конечном итоге к их сворачиванию. Запущенный в 2011 г. году прямой контейнерный поезд «Сауле» из Клайпеды в Чунсин (Вильнюс - Достык (Казахстан) – Чунсин (Китай)), протяженностью 11 тыс. км, канул в лету из-за той же пресловутой геополитики.