Неадекватность власти оставляет Литву без белорусского нефтетранзита
Александр Носович
Глава МИД Латвии Эдгар Ринкевич привез из Беларуси новость о том, что Рига и Минск договорились об увеличении белорусского нефтетранзита через Латвию. Победа Латвии — это поражение Литвы: в сложившихся условиях Беларусь может наращивать поток нефтепродуктов в порты Риги и Вентспилса только за счет снижения грузопотока в литовскую Клайпеду. Латвия успешно переманивает из Литвы белорусские грузы, однако винить в этом Вильнюс может только себя: до решения переориентировать транзитные потоки белорусов довели бесконечная склочность, скандальность и паранойя литовских властей.
«Мы хотим расширить сотрудничество, увеличив объем перевозимых грузов. Латвия видит потенциал для сотрудничества с Беларусью в развитии евразийских транспортных коридоров», — заявил министр иностранных дел Латвии Эдгар Ринкевич по возвращении из Минска, где он встречался с президентом Беларуси Александром Лукашенко.
Латвия предлагает использовать свою логистическую инфраструктуру для перевозки продукции белорусско-китайского индустриального парка «Великий камень». Интерес к «Великому камню» — очередной пример парадоксальности мышления стран Прибалтики, которые одновременно хотят зарабатывать деньги на контактах с Востоком и при этом сохранять верность своим геополитическим догмам. В данном случае Ринкевич думает заработать на крупнейшем китайском проекте в Восточной Европе, хотя США строго-настрого запретили своим сателлитам участие в стратегических проектах Китая.
Есть и более локальное, но в то же время даже более яркое, чем с Китаем, отступление Латвии от идеологии ради прибыли.
Эдгар Ринкевич фактически махнул рукой на «балтийское единство», заявив о готовности Беларуси транспортировать свои нефтепродукты через Латвию, что в нынешних условиях возможно только путем ухода белорусского нефтетранзита из Литвы.
Рост транзита через Латвию белорусских нефтепродуктов возможен после реконструкции Новополоцкого НПЗ (ОАО «Нафтан»). Теоретически «Нафтан» мог бы экспортировать свою продукцию и в Латвию, и в Литву, но в реальности такой возможности не просматривается.
После того, как Россия осуществит налоговый маневр в нефтяной сфере, Беларусь будет получать российскую нефть по мировым ценам, что сделает белорусские нефтеперерабатывающие предприятия нерентабельными. В таких условиях НПЗ могут только сокращать, а не увеличивать объем производства. На порты обеих «прибалтийских сестер» белорусского потока не хватит.
Возможен другой вариант. Россия поможет союзной стране в преодолении последствий налогового маневра и вложится в поддержку белорусской нефтепереработки. Но уж явно не за счет облагодетельствования Латвии или Литвы Москва будет этим заниматься. Установка не давать развиваться за российский счет антироссийским странам сформулирована в Кремле жестко, так что Латвия с Литвой белорусского нефтетранзита в этом случае не увидят вовсе: он пойдет на экспорт через порты России.
Наконец, есть еще одна, самая простая причина, почему локальная победа Латвии — это поражение Литвы.
Президент Беларуси Александр Лукашенко в разговоре с главой латвийского МИД откровенно дал понять, что развивает отношения с Ригой в пику неадекватному Вильнюсу.
«Если какие-то страны нас не понимают и не воспринимают в этом плане и это влияет на экономику Беларуси, конечно, мы будем искать лучшие варианты», — сказал Лукашенко Ринкевичу.
Почти за год до этого белорусский лидер прямо заявил, что сотрудничество Минска с Латвией — это замена сотрудничеству Минска с Литвой. «Вы понимаете, что выхода к морю у нас нет, и если Литва не очень хочет с нами сотрудничать, так надо делать упор на Латвию. Надо сделать так, чтобы эта республика удовольствие получала от сотрудничества с Беларусью. Мы люди порядочные, обязательные, они это знают. И если они пойдут нам навстречу во многих вопросах, которые мы им предложим, они будут иметь определенный немалый эффект», — говорил Лукашенко новому белорусскому послу в Риге.
«Пойти навстречу во многих вопросах» на практике означало не присоединяться к истеричной войне Вильнюса против Белорусской АЭС. Латвия намек поняла и не поддержала литовские вопли о немедленном прекращении строительства атомной станции.
От Вильнюса она за это получила обвинения в предательстве, зато из Минска несколько месяцев назад в Латвию приехали представители белорусской «нефтянки» для осмотра местных портов и железных дорог. Сочли их вполне достойной заменой Клайпедскому порту и «Литовской железной дороге».
Последняя встреча белорусского президента с главой латвийского МИД и анонсированный на ней визит Александра Лукашенко в Ригу — развитие той же тенденции.
Литва неудержимо теряет белорусский транзит, и обвинять в связи с этим кого-либо в предательстве — самое очевидное проявление неадекватности Вильнюса, которая является подлинной причиной того, что литовская экономика в скором времени останется без белорусского грузопотока.
Литву оставляет без денег не коварство соседней Латвии, а неврастения собственной власти. Ее вздорность, склочность, скандальность и бесконечная паранойя.
Психологическая война с БелАЭС — уже классический пример, но регулярно появляются и новые сюжеты. Одновременно с переговорами Лукашенко и Ринкевича в Минске случился скандал с недопуском белорусского подрядчика к строительству польско-литовского газопровода GIPL «по соображениям национальной безопасности».
Белорусское ОАО «Белтрубопроводстрой» выиграло тендер на строительство 165-километрового газопровода между Польшей и Литвой.
Однако правительство Литвы запретило подписывать контракт с белорусским предприятием на основании того, что оно… белорусское.
Следовательно, по мнению литовского правительства и спецслужб, это предприятие, весьма вероятно, будет выполнять заказ белорусской власти по подрыву национальных интересов Литвы. Замедлит темпы строительства, сорвет все сроки и попутно получит доступ к государственной тайне Литвы, то есть, попросту говоря, нашпионит.
Если кто-либо в Вильнюсе после подобных выпадов еще удивляется, с чего вдруг Беларусь сворачивает экономические контакты с Литвой, это еще больше говорит о неадекватности.