Транзитный голод толкает Эстонию навстречу «агрессивной России»
Алексей Ильяшевич
Кризис Таллинского порта и Эстонской железной дороги подталкивает Эстонию искать контакты с восточным соседом. Министр экономики и коммуникаций Эстонии Таави Аас надеется на встречу с главой Минтранса России Евгением Дитрихом. Переговоры могут пройти в июне на полях Петербургского международного экономического форума. В предыдущие годы эстонская сторона демонстративно ПМЭФ игнорировала. Теперь же Аас не просто готов лететь в Санкт-Петербург — он уже озвучил темы, которые хотел бы обсудить с представителями России.
Вопрос привлечения дополнительных транзитных грузов, развитие пассажирского железнодорожного сообщения, продолжение работы совместной транспортной комиссии, совершенствование договорной базы России и Эстонии — вот ключевые темы, которые Аас намерен обсудить с Дитрихом.
Ретивость нового эстонского министра приятно удивляет, ведь его предшественница Кадри Симсон предпочитала делать вид, что никаких серьезных проблем в транспортной отрасли нет. А если и есть, то для их решения Россию привлекать не обязательно.
Показательно, что при Симсон в 2017 году возобновила работу государственная транзитная комиссия. Развитие грузоперевозок и увеличение конкурентоспособности портов госпожа министр связывала с проектом железной дороги Rail Baltica и с привлечением инвестиций из Китая.
Будто бы и нет под боком никакой России, на которую десятилетиями был завязан прибалтийский транзит…
Потери, вызванные разрывом торгово-экономических связей с Российской Федерацией, Эстония судорожно пытается возместить сотрудничеством с Поднебесной. Власти республики не скрывают желания встроиться в проект «Нового Шелкового пути», кратно увеличив проходящий через их территорию грузопоток. Но как Таллин собирается налаживать связи с Пекином в обход Москвы, решительно непонятно.
В стремлении стать связующим звеном между азиатскими и европейскими рынками Эстония подбивала клинья к одному из ключевых партнеров Китая — Казахстану. Премьер-министр Юри Ратас рассказывал казахам, как здорово было бы разместить в прибалтийской республике Азиатский распределительный центр сетевой торговли. Так сказать, превратить Эстонию в большой интернет-магазин. Какие только идеи с голодухи не приходят в голову!
Таави Аас, сменивший на посту министра Кадри Симсон в апреле этого года, решил не изобретать велосипед и провести переговоры с Москвой. Момент для этого выбран подходящий.
В прошлом месяце президент Эстонии Керсти Кальюлайд стала первым за долгие годы лидером страны «русофобского пояса», который отважился прилететь в Россию и встретиться с Владимиром Путиным. Ни о чем конкретном стороны не договорились, а дальше со стороны эстонского истеблишмента последовал целый ряд русофобских заявлений, призванных показать, что никакой дружбы между Москвой и Таллином быть не может.
Чего только стоят слова спикера Рийгикогу Хенна Пыллуааса об эстонских землях, которые Россия якобы оккупировала в советские годы и до сих пор не возвращает.
Но встреча Путина и Кальюлайд все же возымела положительный эффект. Во всяком случае, Таави Аас явно воспринял ее как сигнал: не стоит бояться вести переговоры с русскими.
Если бы не поездка Кальюлайд в Москву, дипломатическая активность Ааса в Эстонии смотрелась бы крайне вызывающе. Конечно, министра все равно будут критиковать. Только теперь у него есть моральное право напрашиваться на прием к руководителю российского Минтранса, как напрашивалась на прием к «хозяину Кремля» Керсти Кальюлайд.
Все вопросы к президенту! Аас, по сути, лишь продолжает ее начинания. Особое место в переговорах лидеров России и Эстонии занимал блок экономических вопросов. Именно с оживлением двусторонних экономических отношений связывали эту встречу большинство жителей прибалтийской республики. Вот эстонский министр и отправляется их оживлять, поддерживая начинания президента.
Но не поздно ли они спохватились?
При обсуждении ключевого для Ааса вопроса, связанного с привлечением дополнительных транзитных грузов, российский Минтранс наверняка даст понять, что поезд ушел.
Ушел в прямом смысле этого слова.
Грузооборот порта Таллина в 2015 году обвалился сразу на 20,8%, в 2016 году — еще на 10,3%. Аналогичным образом просели и объемы железнодорожных грузоперевозок. В последние годы падение прекратилось, Департамент статистики даже рапортует об устойчивом росте оборотов портов и железных дорог. Но устойчивым в данном случае называется рост на уровне 2–3%.
То есть ни о каком прорыве в сфере транзита речь не идет.
Эстония лишь пытается компенсировать провал 2011–2016 годов (падение грузооборота началось задолго до украинского кризиса).
Проблема в том, что российские грузы не томятся на российско-эстонской границе — эти мощности уже давно переброшены на другие направления. Для возвращения транзита Таллин должен предложить потенциальным клиентам более выгодные условия, чем предлагает тот же морской торговый порт Усть-Луга в Ленинградской области.
Но даже если эстонская сторона чем-то заинтересует российских экспортеров, они десять раз подумают, прежде чем возвращаться на старые рельсы.
Не для того РФ обзаводилась собственной портовой инфраструктурой, чтобы переводить экспортный транзит обратно на прибалтийское направление.
Что не мешало бы обсудить, так это пассажирские перевозки. На фоне недавних переговоров Кальюлайд с Путиным и возможных переговоров Ааса с Дитрихом эстонские железнодорожники как раз строят планы о запуске скоростного поезда по маршруту Таллин — Санкт-Петербург. Обсуждается также возможность железнодорожного сообщения Тарту с Москвой и Питером. Конкретные решения должна выработать совместная комиссия, в которую вошли представители компаний Eesti Raudtee и «Российские железные дороги», но и межправительственные переговоры в этом деле не помешают.
Совместная транспортная комиссия, упомянутая Аасом в списке ключевых тем переговоров, после долгого перерыва возобновила работу в 2017 году. Стороны даже заключили межгосударственный протокол о сотрудничестве в области транспорта. Однако серьезных практических результатов он не возымел, о чем и предупреждал вице-канцлер минэкономики Эстонии Ахти Кунингас: не стоит рассчитывать, что транзит из России восстановится в полном объеме. Протоколы, договоры и декларации о намерениях здесь не помогут.
Даже если встреча Ааса и Дитриха состоится, ждать от нее прорывных решений не приходится. Эстония добровольно отказалась от сотрудничества с РФ, а отдельные политики даже бравировали сокращением грузооборота эстонских портов. «Российский нефтетранзит нам не нужен», — громогласно заявлял в 2007 году тогдашний премьер-министр Андрус Ансип.
Теперь выясняется, что все-таки нужен. Причем нужен настолько, что эстонский министр экономики и коммуникации готов спешно отправляться прямо в «логово врага», рискуя попасть под шквал критики.
Что ж, история не нова. Вспомним эпопею с возвращением РФ права голоса в Парламентской ассамблее Совета Европы, которая приближается к логическому завершению. Поддержка Украины — это, конечно, здорово, но без российских взносов ПАСЕ стало совсем невмоготу.
Как показывает практика, антироссийские санкции не способны заставить Кремль скорректировать внешнеполитический курс. Ответные меры Москвы тоже не отличаются большой эффективностью, однако точечные удары рублем заставляют отдельных русофобов протрезветь.